Газета по-киевски
30 мая 2007, 15:30
Полет заоблачный. Цена тоже
Украинцы платят за авиабилеты дороже, чем иностранцы, а сервис получают намного хуже
А все потому, что украинский авиарынок оккупировали несколько авиакомпаний-монополистов, которые всеми силами стараются не пустить сюда конкурентов. Неудивительно, что цены на полет компании запрашивают заоблачные. Это при том, что сервис у них все еще на уровне плинтуса. Многие пассажиры после полета везут домой целые сборники страшных историй. Полет из Турции на борту самолета одной из таких авиакомпаний я до сих пор вспоминаю с ужасом. Сразу после взлета самолет начало страшно трясти, сверху полилась какая-то желтая жижа, кнопки вызова стюардов заклинило, и беспрестанный звон этих механизмов только усугублял всеобщую панику. В довершение ко всему, кондиционеры стали покрываться льдом, и пассажиры с богатой фантазией пустили по салону версию о разгерметизации салона. Стюардессы же настаивали на том, что ничего страшного в этой ситуации нет. Кстати, ущерб за испорченные непонятной жижей одежду и нервы никто не возместил.
"Будет обед, будет и булочка"
Особенно дико отношение наших авиакомпаний к пассажирам выглядит на контрасте с европейскими авиалиниями. У них о пассажире заботятся каждую минуту - чтобы он не заскучал, ему постоянно приносят что-то попить или перекусить, разносят журналы и газеты, включают кино. Для наших пассажиров это что-то из области фантастики. Так в самолете одной из крупнейших украинских авиакомпаний, который летел из Нью-Йорка в Киев, мою сестру укачало, и она попросила у стюардессы булочку. Та в ответ отрезала: "Будет обед, будет булочка". Это при том, что билет на одного обошелся в $900. Мало того, стюардесса перестала отвечать на вызов, а когда муж сестры потребовал объяснений, ему ответили: "Ко всем не находишься". После обещания нажаловаться в офис компании на хамоватую стюардессу, моей сестре и ее мужу выдали "Последнее предупреждение" - листик, где галочка стояла напротив пункта "угрозы персоналу". Именно такое отношение к пассажирам в украинских авиакомпаниях, к сожалению, норма.
Во всем цивилизованном мире существует практика скидок на билеты по акции. На самом деле, оказывается очень удобно купить заранее билет, оплатив всего треть его стоимости. Таким образом, европейцы летают в гости к соседям (например, из Кельна в Барселону) за каких-то 30 евро. В некоторых авиакомпаниях наоборот нужно приобретать билеты подешевле за пару часов до вылета. Во многих странах существуют дешевые внутренние авиарейсы. Например, в Германии можно полетать по стране (и даже попасть в соседние страны) за 19,9 евро. Подобные акции начали устраивать и наши авиакомпании, однако со своими, национальными особенностями. Купив билет по акции, обнаруживаете, что вы не только не имеете права его сдать, но еще и переплачиваете стоимость, отдавая деньги на какие-то дополнительные сборы.
Улететь в США за $12
Кстати, умудренные опытом украинские путешественники бороздят мир как раз благодаря дешевым авиаперелетам (на английском - Low-cost flights). Правда, для этого нужно попасть в Европу. Ближе всего польский Краков - один из центров бюджетных авиалиний. Перед этим необходимо заранее забронировать себе место, выбрав его на одном из специальных сайтов. Конечно, у такого полета есть свои минусы - аэропорты часто находятся далеко от больших городов, самолеты маленькие и иногда в воздухе их порядочно трясет. Во время рейса не кормят, да и стюардессы здесь не обязаны улыбаться. Однако не лучше ли трястись в самолете с неприветливым персоналом за 20 евро, чем то же самое испытать за $500. Зато преимущества огромны. Конечно, главный плюс - минимальная цена на перелет. Кроме того, при электронной покупке, как только вы перечисляете деньги на счет авиакомпании, по e-mail получаете личный код. Таким образом, не нужно волноваться о том, что забудете или потеряете билет. Обменять код на талончик с номером можно в аэропорту уже на рейсовой регистрации. Конечно, логично поинтересоваться, как же выживают такие дешевые авиакомпании? Все очень просто - они существуют за счет подержанных самолетов, периферийных дешевых аэродромов, отсутствия сервиса (никакой еды, а на борту часто работает только одна стюардесса) и продажи билетов только через интернет (а значит, никаких касс, дополнительного персонала и печати билетов). Но при этом спрос на них просто огромный. Кстати, вскоре и в США из Европы можно будет полететь всего за $12 - такую привлекательную цену обещает ирландская авиакомпания Ryanair, одна и самых популярных Low-cost перевозчиков.
"Low-cost-перевозчики нам не конкуренты"
Александр Селин, представитель пресс-службы авиакомпании "Аеросвіт":
- Авиация - это вообще та отрасль, где очень высокая конкуренция. Как следствие получается малый уровень рентабельности. Low-cost-перевозчики, чтобы снизить стоимость полета, работают в иных условиях, нежели традиционные перевозчики - у них совершенно иная модель работы. Например, они отказываются от сервиса в полете, выбирают периферийные аэродромы. Если обычная авиакомпания опустит уровень своих тарифов до уровня Low-cost, то она просто перестанет существовать.
"На дешевых авиалиниях сервис не так и плох"
Тамара Марценюк, аспирантка кафедры социологии НаУКМА:
- Впервые открыла для себя дешевые авиалинии по совету подруг, которые часто ездят за границу. Купила билет до Гетебурга из Варшавы, при этом потратила на поездку в три раза меньше (до того летала нашей авиакомпанией до Стокгольма, а затем ехала поездом). В начале весны летала из Гетеборга в Венгрию за $50. А самой увлекательной была поездка во Францию и Испанию, где на Ryanair-рейсы Гетебург-Марсель и Барселона-Гетебург потратила $100. Это со всеми налогами и платой за багаж (на этих авиалиниях нужно дополнительно платить за сумки). Кстати, считается, что у дешевых авиалиний аэропорты далеко, но это не всегда так. В Варшаве нужно просто пройти несколько минут пешком от центрального аэропорта, а в Гетебурге он даже ближе к городу, чем центральный. Единственное неудобство было в Барселоне, где Ryanair вылетали из Жироны (за 1,5 часа езды от столицы). Сервис не очень плох - там действительно не кормят, но стюардессы были очень приветливы. В общем, единственное неудобство дешевых авиалиний может быть в том, что места нужно занимать самим - кто где успел, там и сел....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета по-киевски». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции