Российская газета
30 мая 2007, 19:08
Плановая катастрофа
Группа независимых экспертов провела расследование причин катастрофы самолета Ту-154 под Донецком. И пришла к выводу, что одной из таких причин могла быть, потеря мощности и отказ в работе двигателей по причине наличия в них поддельных деталей
Так это или не так, судить пока сложно. Достоверно известно лишь то, что двигатели этого авиалайнера незадолго до трагедии прошли капитальный ремонт. Но что подобное возможно - убеждает пример другой авиакатастрофы, в которой тоже погибли люди.
Три года назад в Малайзии разбился российский вертолет Ка-32. В ходе расследования катастрофы удалось установить, что причиной были не ошибки экипажа, а разрушение покрывающих дисков турбины компрессора. Выяснилось, что разрушенный двигатель ТВ3-117ВК был капитально отремонтирован на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), а те самые диски - типичный контрафакт.
Всплыла и такая устрашающая подробность. В России такие диски выпускает лишь один завод, находящийся в Санкт-Петербурге. В 2004 году этот питерский завод по заказу уральцев изготовил и поставил десять комплектов покрывающих дисков. Но в том же 2004 году УЗГА капитально отремонтировал и отправил потребителям двести двигателей типа ТВ3-117ВК. Не надо быть великим математиком, чтобы подсчитать: на остальных 190 двигателях фирменных дисков от производителя не было. Что на них поставили? Нельзя исключить, что и по сей день сотни людей поднимаются в небо, фигурально выражаясь, на летающих гробах.
Обо всем этом мы рассказали в номере "РГ" 25 августа 2005 года. На публикацию прокуратура Свердловской области отреагировала очень быстро и попыталась возбудить уголовное дело, которое практически сразу зависло.
В феврале 2006 года уже руководство МВД, исчерпав лимит терпения, направило официальное письмо на имя тогдашнего первого заместителя Генпрокурора. "Согласно оперативным данным, крушение российских вертолетов Ка-32 в Малайзии и самолета "Авиатика", произошедшее в сентябре 2005 года, - сообщалось в обращении, - возникло из-за использования в двигателях контрафактных деталей, изготовленных на Уральском заводе. В ходе проверки полученной информации... были собраны материалы, свидетельствующие об изготовлении контрафактных деталей вертолетных двигателей... Указанные материалы проверки находятся в прокуратуре Свердловской области, где более пяти месяцев решения по ним не принимается".
В Главное управление по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФСКН и ФТС также ушло письмо, в котором выражалась просьба разобраться в причинах задержки расследования вполне очевидного и общественно опасного дела и принять, наконец, "меры процессуального решения".
Из Генпрокуратуры пришел ответ, немало удививший милиционеров. Их попросили "предоставить уточняющую информацию о том, каким конкретно подразделением упомянутые материалы были направлены в прокуратуру Свердловской области, либо откуда поступили сведения об их направлении в областную прокуратуру". Выходило, что прокуроров больше интересовало, кто же именно докопался до контрафактных афер, а не то, почему этому делу никак не могут дать ход.
Тем не менее в марте 2006 года появилось "Постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела". Заместитель прокурора Свердловской области наконец-то установил, что ранее вынесенное решение об отказе в возбуждении уголовного дела было необоснованным. Областная прокуратура указала прокуратуре транспортной, что "имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 266 УК РФ, в действиях работников ОАО "УЗГА".
После столь длительных перипетий уголовное дело было-таки возбуждено, а в августе прошлого года вышли постановления о привлечении в качестве обвиняемых гендиректора завода Анатолия Падерова и коммерческого директора Владимира Яхлакова. Но к тому времени оба директора были уже недоступны нашему правосудию. Сколотив капиталец, оба будто бы осели в Объединенных Арабских Эмиратах и, по слухам, обосновались там очень даже неплохо.
Что поражает во всей этой истории? Борясь с контрафактом, прокуроры проявляют порой удивительную оперативность. Например, очень быстро нашли преступника в лице директора бедненькой сельской школы, купившего компьютеры с пиратскими программами, и добились его осуждения. Заметим - именно покупателя, а не продавца и уж тем более не производителя этих самых программ. Причем сделано это было публично. А вот изготовителей контрафактных авиационных деталей, из-за которых погибли люди, прокуратура никак взять не может.
Вполне возможно, что летчики в небе над Донецком в тяжелейших грозовых условиях пошли на рискованный маневр, рассчитывая на полную мощь двигателей и полагая, что они вытянут самолет в критической ситуации.
Если бы суд над виновными в гибели вертолета Ка-32 и его экипажа состоялся и все сомнительные авиационные моторы были отозваны, то, вполне возможно, не случилось бы и той страшной катастрофы под Донецком.
Но случилось то, то что случилось......
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции