Коммерсантъ - Санкт-Петербург
4 июня 2007, 16:36
Архитекторы покажут новый "Пулково"
В конце недели станет известно имя победителя конкурса на архитектурную концепцию аэропорта "Пулково". Всего на суд конкурсной комиссии представлены 4 проекта, один из которых разработан российскими архитекторами и три - иностранными бюро
Главные аэропорты мира вообще почти нигде не являются шедеврами архитектурной мысли: ни аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке, ни аэропорт Шарль Де Голль в Париже. Это уже давно не здания, которые можно оценивать с эстетической точки зрения, а сеть терминалов, отстающих друг от друга на значительное расстояние. Человек, оказавшийся в центре колоссальной фабрики, какой, по определению, является аэропорт, не в состоянии даже толком увидеть его структуру: в любом случае, для него гораздо важнее инфраструктура.
Тем не менее, обыгрывая утилитарные функции аэропорта, все участники конкурса считают себя обязанными немного эстетствовать, прибегая, как это сейчас модно, к понятным заказчикам, красивым, но абстрактным метафорам. Так, английская мастерская Grimshaw, возводившая терминалы в Цюрихе, лондонском Хитроу, Манчестере и Куала-Лумпуре, уверяет, что вдохновлялась "величественными мостами и островами Санкт-Петербурга". Будущее "Пулково-1" согласно концепции Grimshaw - это "острова", соединенные стеклянными мостами и объединенными волнообразной крышей.
Американская мастерская SOM, работавшая, в частности, в аэропорту Кеннеди и тель-авивском "Бен-Гурионе", апеллирует к петербургским "бульварам, площадям и садам", с определенной долей безумия намереваясь украсить помещения терминала копиями античных статуй. Впрочем, в США так кое-где принято: например, в аэропорту Питтсбурга торчит огромный скелет динозавра, рекламирующий местный музей естественной истории. Забавно лишь то, что в центр одной из "площадей" американские архитекторы воткнули некий стеклянный обелиск, который неизбежно вызывает ассоциации с пресловутым "початком" на Охте.
Петербургское бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" не мелочится: их проект апеллирует не к бульварам и каналам, а к самому "плоскому горизонту петербургского ландшафта", которому должен следовать силуэт комплекса, объединенного 500-метровой плавной дугой. По признанию одного из авторов, Михаила Кондиайна, ставка сделана именно на пафос, которым умело оказываются скрыты парковки, отели и магазины. И только немцы из GMP по-германски сухи и лаконичны, откровенно настаивая исключительно на функциональности. Их проект, возможно, не слишком индивидуален, но, очевидно, практичен.
Собственно говоря, практичности и добивается формальный хозяин конкурса - ОАО "Аэропорт Пулково", 100% акций которого сейчас принадлежат Росимуществу. После передачи их в собственность Петербургу Смольный собирается привлечь для строительства нового терминала деньги частных инвесторов. Однако найти заявленные 300 млн. евро городу будет непросто. Чтобы инвестор смог окупить свой проект, в терминале предусмотрены торгово-развлекательный комплекс - 40 тыс. кв. м, помещения для розничной торговли и рестораны - 57 тыс. кв. м, бизнес-центр - 11 тыс. кв. м и отель - 11 тыс. кв. м. По заявлению руководства ОАО "Аэропорт Пулково", предприятие собирается довести долю доходов от деятельности, не связанной с авиационными перевозками, с существующих 18% до 40%. Поэтому неудивительно, что львиная часть площадей нового терминала отведена под коммерческую недвижимость.
Какой из четырех вариантов, предложенных архитектурными бюро, покажется жюри более предпочтительным, станет известно уже в конце этой недели. Комитет по стратегическим инвестициям представит эскиз-победитель на Экономическом форуме. Однако только с помощью архитектуры сделать петербургский аэропорт достойным конкурентом в борьбе за пассажиров Северо-Западного региона невозможно. Поэтому для достижения цифры в 15-17 млн пассажиров в год, о которой говорил министр транспорта Игорь Левитин, открывая архитектурный конкурс в феврале этого года, потребуются и значительные инвестиции в развитие всей авиационной отрасли России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции