Независимая газета
4 июня 2007, 19:17
Миллиарды для "длинной руки" в океане
В Санкт-Петербурге прошло совещание руководителей научных учреждений ВМФ и судостроительной промышленности. На нем обсуждались характеристики перспективного авианесущего корабля
Планы строительства авианосцев для собственной страны с 2015 года, которые озвучивались ранее руководством вооруженных сил, могут сместиться на более раннее время. Возникает закономерный вопрос: зачем России нужны такие корабли? Ведь один у нее уже есть. Это "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", который базируется на Северном флоте и за время своего существования, почти 25 лет, совершил только один выход на боевую службу в Средиземное море, а у причала он проводит гораздо больше времени, чем в море. Ответ на этот вопрос имеет как политическую, политико-экономическую, так и военную и даже психологическую окраску.
Военные моряки удивляются, почему авианосные соединения, кроме США, у которых 13 авианосцев, имеют Франция, Великобритания, Аргентина, Испания, Бразилия и даже Таиланд, строится авианосец для Индии (кстати, на российском "Севмашпредприятии"), хочет делать такие корабли Китай, а мы никак не соберемся? Авианосцы нужны России, утверждают адмирал Игорь Касатонов, генерал-полковник авиации Владимир Дейнека и другие военачальники, не только для "демонстрации своего флага у чужих берегов" (Билл Клинтон говорил: "Авианосец - это перо политики"), но и для защиты национальных интересов страны в Мировом океане и в прибрежных экономических зонах. В том числе и на шельфах, богатых биоресурсами и углеводородами.
"Нам надо свой континентальный шельф защитить, - говорит доцент кафедры тактики надводных кораблей Военно-морской академии имени Николая Кузнецова контр-адмирал запаса Виктор Лякин. - Это 200 морских миль от берега, или 370 км. А глубина поля обнаружения средств воздушного нападения на больших и средних высотах максимум 250 км. Иными словами, наши корабли, подводные лодки и ракетоносная авиация остались в море без авиационного прикрытия. А это на 30-50% снижает эффективность их действий".
Адмирал не говорит еще об одной важной задаче, которую решают авианосные многоцелевые группы, но которые военные почему-то предпочитают умалчивать. Авианосцы со своими самолетами (дальнего радиолокационного дозора, штурмовиками и истребителями), с кораблями сопровождения (ракетными крейсерами, фрегатами и корветами) прикрывают районы боевого патрулирования атомных подводных крейсеров со стратегическими ракетами на борту. Они представляют собой вытянутую в океан "длинную руку" государства.
Но, правда, никто из участников совещания в Санкт-Петербурге не назвал цифры, во что нам обойдется строительство авианосцев. Если в США это дело поставлено, что называется, на поток, они занимаются выпуском авианесущих кораблей уже более семидесяти лет и для этого у них существует соответствующая судостроительная база, то у России нет ни одного сухого дока, в котором можно было бы заложить корабль водоизмещением более 50 тыс. тонн и длиной 270-300 м. Нет пока и соответствующего оборудования для такой работы. "Адмирал Кузнецов", как знают специалисты, строился в Николаеве, на Украине, и рассчитывать на то, что эта страна поможет нам в работе над будущими "океанскими аэродромами", достаточно наивно.
При этом один авианосец при серийном производстве обходится Штатам примерно в 8,5 млрд. долл., а сколько будет стоить "штучная" работа, никто сказать не может. Кроме того, специалисты знают: сам по себе авианосец как боевая единица не действует. Ему необходимо соответствующее сопровождение - крейсера, фрегаты, корветы, суда обеспечения, та самая многоцелевая авианосная группа, которая может составить "зонтик" для атомных подводных лодок со стратегическими ракетами на борту и создать надежную защиту отечественным и международным компаниям, ведущим разработку шельфов с запасами углеводородного сырья и добычу биоресурсов в океане, а также стать опорой "длинной руки", которую время от времени придется по необходимости демонстрировать в том или ином регионе мира.
Есть ли у страны на все это деньги - вопрос открытый. Министр финансов Алексей Кудрин не раз замечал, что относится к идее необходимости строительства авианосцев с большим сомнением, - у России сегодня есть более острые и актуальные задачи.
Но если у руководства страны, как и у наших военных, возобладает грандиозное желание - вернуть России былое морское величие, то для этого наверняка деньги найдутся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции