О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"ВИМ-Авиа" отделалась рекомендацией

После беспрецедентной задержки 14 рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" 3 и 4 июня вопреки ожиданиям Росавиация ограничилась рекомендацией перевозчику "скорректировать чартерные программы"

После беспрецедентной задержки 14 рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" 3 и 4 июня вопреки ожиданиям Росавиация ограничилась рекомендацией перевозчику "скорректировать чартерные программы". Если бы ведомство приостановило действие свидетельства эксплуатанта у компании, занимающей значительную часть рынка чартерной перевозки, он мог оказаться на грани обвала.

Еще весной этого года наблюдатели прогнозировали, что, несмотря на все усилия Общественной палаты РФ, ужесточение требований Росавиации к авиакомпаниям, массовых задержек летом избежать не удастся. Прогнозы оправдались, в самом начале сезона - с 3 по 5 июня были отложены 14 рейсов "ВИМ-Авиа" на Бургас, Сплит, Барселону, Ираклион, Стамбул, Анталию, Хургаду, консолидируемых компаниями "Авиачартер", Pegas Touristik, "ИнтАэр", а также внутренние регулярные перелеты в Читу, Уфу. Минимальная задержка - в Анталию - составила 1,5 часа, максимальная - в Бургас - 11 часов 20 минут. Тяжелее всего пришлось детям, вылетавшим в Бургас рейсом NN 7871, которые просидели в "Домодедово" более 8 часов.

В авиакомпании объяснили ситуацию "многими причинами, которые наслоились одна на другую". Позже пресс-служба перевозчика распространила и пресс-релиз, в котором сообщалось, что "перенос ряда рейсов авиакомпании 3 и 4 июня был вызван непредвиденным выходом из строя сразу двух воздушных судов. Всем туристам на время ожидания предоставили горячее питание или ваучеры в ресторан "Елки-палки", авиакомпания изыскала возможность разместить в гостинице часть из них".

Когда корреспондент "Туринфо" выяснял обстановку с задержанными рейсами непосредственно в "Домодедово", выяснилось, что ваучеры на питание в ресторане "Елки-палки" на сумму 200 рублей были выданы лишь маленьким пассажирам задержанного рейса в Болгарию. "Размещали не всех, и ваучеры тоже раздавали избирательно" - пошутили уставшие от многочасового ожидания туристы самолета в Анталию. На вопрос, собираются ли они обращаться в суд, люди лишь пожимали плечами.

Между тем, реакция операторов на такое количество задержек вылетов "ВИМ-Авиа" не заставила себя долго ждать. В частности, гендиректор компании "Инна Тур" Дмитрий Горин с сожалением отметил, "системные сбои у этого перевозчика случаются не в первый и не во второй раз. Поэтому мы и отказались от сотрудничества с авиакомпанией и выбрали более надежных партнеров".

Консолидаторы задержанных рейсов отнеслись к происшедшему с большим пониманием. Например, Александр Морозов, коммерческий директор "Авиачартера" (рейсы на Сплит, Бургас, Варну, Ираклион) констатирует: "От неприятностей такого рода никто не застрахован. Здесь свою роль сыграл случай - из строя вышли сразу два самолета". Кстати, именно "Авиачартер" больше всех пострадал от задержек "ВИМ-Авиа" - по предварительным подсчетам его потери составят от 70 до 150 тыс. евро.

По словам г-на Морозова, в случае если блочники рейсов обратятся в адрес компании с рекламациями, авиаброкер вынужден будет перенаправить их к "ВИМ-Авиа". Анна Подгорная, руководитель отдела продаж Pegas Touristik (рейс на Анталию), добавила: "Хотя для любого оператора задержки влекут негативные последствия не только в финансовом аспекте, но и для имиджа компании, "ВИМ-Авиа" не отказывается от компенсации наших потерь". Другой вопрос - готова ли авиакомпания в полном объеме возместить претензии от всех консолидаторов. По предварительным подсчетам, общий ущерб от задержек этих рейсов может составить до 500 тыс. евро. Точная сумма будет известна по меньшей мере через неделю. По прогнозам Алексея Емельянова, руководителя департамента чартерных перевозок "ИнтАэр" (рейс на Бургас): "Поток рекламаций стоит ожидать через 10 дней, когда пассажиры проблемных рейсов вернутся из отпусков".

Президент группы компаний "Спектрум", вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), отвечающая за взаимодействие операторов с перевозчиками и авиавластями, Евгения Конколь обратила внимание на другой аспект этой проблемы: "Сейчас мы работаем в условиях правового парадокса. С одной стороны с первого июня мы обязаны отвечать перед заказчиками за весь спектр туруслуг, представленных в турпакете. С другой никто не отменял действующий Воздушный кодекс, согласно которому билет является договором между перевозчиком и пассажиром, и возмещать убытки по задержкам рейсов должна именно авиакомпания". Как действовать в этих условиях операторам покажет лишь судебная практика, считает г-жа Конколь. Она также отметила, что если "ВИМ-Авиа" откажется возмещать убытки операторам-членам АТОР, то им гарантирована всесторонняя юридическая поддержка и представление их интересов в суде.

Не оставили без внимания инцидент с "ВИМ-Авиа" и авиационные власти. 5 июня, когда обстановка стабилизировалась и самолеты компании более или менее стали отправляться по расписанию, выяснилось, что в офисе перевозчика начались внеплановые проверки. Более того, наблюдатели предположили, что в случае, если инспекция выявит серьезные нарушения, Росстранснадзор может изъять у него и свидетельство эксплуатанта. Некоторую интригу в происходящее внесло и письмо направленное Росавиацией в "ВИМ-Авиа", содержание которого долго не разглашалось. Алексей Емельянов, руководитель чартерного департамента "ИнтАэр", заметил в этой связи: "Если "ВИМ-Авиа" выпадет из чартерной обоймы, летать в условиях уже имеющей место острой нехватки самолетов будет просто некому".

Вскоре выяснилось, что никто не собирается отзывать у перевозчика свидетельство эксплуатанта. Министерство лишь рекомендовало компании "частично скорректировать свои чартерные программы". "Речь идет о том, чтобы сбалансировать чартерные перелеты, - рассказал руководитель отдела по связям с общественностью "ВИМ-Авиа" Сергей Пинчук, - мы как раз сейчас над этим работаем". И добавил, "сокращения чартеров пока не будет". Хотя источник близкий к Минтрансу полагает, что именно "сокращение" перевозки имело в виду ведомство. Анна Подгорная уверена: "В условиях действующих контрактов сокращать программы категорически нельзя. Это дополнительная головная боль для консолидаторов". "Да и "непопулярные" меры, которые ожидали от властей, в реалиях сегодняшнего рынка, - считает известный эксперт по авиации, руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак, - не решат ничего".

Напомним, что по итогам нашумевших задержек 12 рейсов в период новогодних праздников в январе этого года "ВИМ-Авиа" уже вызывали на разбирательство в Общественную палату РФ, а в офисе компании прошло ряд проверок. Тогда перевозчику тоже грозило приостановление свидетельства эксплуатанта. Однако даже предупреждения в адрес "ВИМ-Авиа" после этих инспекций не последовало. Борис Рыбак уверен: "негативные последствия для перевозчика все же последуют. Это раньше операторы стремились представить рынку турпакет подешевле. Теперь и турист стал и побогаче, и поумнее. Лучше он заплатит на 50 евро дороже, чем будет мучаться в душном аэропорту. Думаю, консолидаторы станут более предметно относится к выбору деловых партнеров и часть из них выберет другие авиакомпании, с более позитивным имиджем"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Туринфо». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка