АвиаПорт.Ru
26 июня 2007, 14:55
Самая дефицитная профессия
2007 год станет отправной точкой для нового явления в российском авиабизнесе. Авиакомпании впервые столкнутся с острой нехваткой пилотов. А уже к 2015 году количество летных специалистов сократится вдвое, если не будет принято действенных мер
Подготовка пилотов - процесс дорогой и долгий. В настоящее время российскими учебными заведениями выпускается около 100 авиационных специалистов в год, имеющих свидетельство коммерческого или линейного пилота. После обучения эти специалисты приходят в авиакомпании, которым приходится самостоятельно доучивать выпускников до нужного уровня квалификации. Кроме того, активный переход на эксплуатацию западной техники вынуждает российских авиаперевозчиков переучивать уже действующих пилотов, также за свой счет. А работа на иностранных типах воздушных судов, в составе двухчленного экипажа, имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при подготовке авиаперсонала.
К примеру, авиакомпания "Сибирь", работающая под торговой маркой S7 Airlines, заключила контракт на 8 месяцев с тремя швейцарскими консультантами, которые имеют большой опыт летно-инструкторской работы. Они помогут авиаперевозчику проанализировать существующий процесс подготовки и организации работы экипажей. Их основная задача - проверить уровень квалификации инструкторского состава, а также методическую подготовку специалистов и их умение проводить обучение экипажей на полетных тренажерах. Они же помогут составить рекомендации по оптимальной организации взаимодействия между членами экипажа и помогут скорректировать программы обучения пилотов.
"Мы почувствовали потребность в консультантах в связи с тем, что S7 активно осваивает западную технику, а западные ВС, несмотря на высокую степень автоматизации, требуют от пилотов несколько иных навыков взаимодействия командира со вторым пилотом, нежели на российских ВС, состав экипажей которых включает штурмана и бортинженера. Эти особенности мы уже в какой-то степени освоили, проводя переподготовку своих пилотов в американских и европейских учебных центрах, но в некоторых нюансах мы хотим разобраться более детально. Для этого и пригласили западных консультантов", - рассказал заместитель генерального директора по летной эксплуатации ОАО "Авиакомпания "Сибирь" Владимир Объедков.
По словам г-на Объедкова, вместе с планами авиакомпании по пополнению парка западной техникой неизбежно встает вопрос дополнительного набора летных специалистов. "Думаю, что во втором полугодии 2007 г. и первом - 2008 г. нам понадобится где-то порядка 100 пилотов", - говорит он. На переподготовку специалиста на западный тип ВС уходит порядка $15 тыс., и это только "чистые", расходы, без учета выплаты пилоту средней зарплаты, командировочных и стоимости проживания в гостинице. "В итоге, на переподготовку 100 пилотов, учитывая все затраты, компания потратит $2,5 млн.", - уточняет собеседник.
"Взять, к примеру, самолет Airbus A310: для того, чтобы получить право управлять этим ВС, каждый пилот должен пройти определенную программу подготовки", - говорит господин Объедков. Изначально специалист должен отвечать определенным квалификационным требованиям, т.е. иметь необходимый опыт, образование. После того, как он прошел этот отбор, он получает допуск к переподготовке на самолет А310. Потом начинается период обучения, который складывается из нескольких этапов. Первый этап - это теоретическая подготовка, в которую входит изучение систем воздушного судна, особенностей его эксплуатации, правил эксплуатации, изучение эксплуатационной документации. Второй этап - занятия на тренажерах, которые делятся на системную тренировку на процедурных тренажерах, отрабатывающую навык управления определенными системами самолета, и работу на подвижном тренажере, который позволяет добиться полной имитации полета воздушного судна. Во время тренажерной подготовки экипаж отрабатывает взлет, посадку, действия в различных внештатных ситуациях. Третий этап - аэродромная подготовка, когда на реальном самолете каждый пилот получает первоначальный навык управления этим ВС, а именно: взлет, посадка, полет по кругу. Четвертый этап, заключительный, - ввод в строй в производственных условиях. И только после успешного прохождения всех этапов переподготовки пилот получает допуск к самостоятельному управлению ВС.
Даже самому опытному пилоту необходимо постоянно проходить тренировки для поддержания необходимого уровня квалификации. Поэтому каждый пилот один раз в шесть месяцев выполняет обязательную тренировку на тренажере. Тренажерная подготовка большинством российских авиакомпаний проводится за границей. S7 арендует тренажеры в Германии у компании Lufthansa. Стоимость одного часа обучения на них составляет порядка 400 евро. Тренажерные тренировки на самолеты A310 проходят в компании Emirates, а на самолеты Boeing - в нескольких учебных центрах США. Значительная часть инструкторского состава училась и продолжает повышение квалификации в учебном центре Airbus.
"По российским правилам, тренировка должна составлять минимум 12 часов в год. Как правило, она разбивается компаниями на циклы по шесть часов и проводится два раза в год. У S7 на такую подготовку свой взгляд: авиакомпания проводит тренировки по 16 часов в год на каждого пилота, то есть по восемь часов два раза в год. Прежде всего, отрабатываются аварийные ситуации и действия экипажей при этих ситуациях", - рассказывает директор авиационно-учебного центра компании S7 Олег Васильев.
В марте 2008 г. вступят в силу новые нормативы ICAO по знанию английского языка для летного состава. В связи с этим возникает необходимость массового повышения уровня владения английским языком всего летного состава, выполняющего международные полёты. Проблему усугубляет тот факт, что в России сегодня существует только одна компания, это Сomplang, которая сертифицирована для принятия теста по четвертому уровню ICAO. S7 заключила договор с Сomplang по подготовке своих пилотов по 3 и 4 уровню ICAO, а по первому и второму уровню перевозчик ведет подготовку своими силами. В 2007 г. на языковую подготовку авиаперевозчик выделил $1 млн.
Совершенно очевидно, что необходимо срочно возрождать государственную систему подготовки пилотов. Для подготовки полноценных специалистов необходимо менять не только методическую и техническую базу учебных летных заведений, но и отраслевую нормативную базу. "Государство должно создать элементарные условия для развития системы подготовки летного персонала, обеспечить отрасль нормальной законодательной базой, отменить таможенный налог на оборудование, необходимое для подготовки летного состава, привести в порядок учебные заведения и, так как пилот - это на сегодняшний день дефицитная профессия, отменить армейский призыв для выпускников гражданских летных училищ", - высказал свою точку зрения г-н Васильев....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2025
ФАС выдала "Победе" предписание из-за рекламы банковских вкладов на борту
Декабрь 23, 2025
Туристы жалуются, что Turkish Airlines перестала бесплатно кормить на пересадках в Стамбуле
Декабрь 23, 2025
Транспортная прокуратура оштрафовала авиакомпанию "Полярные авиалинии"
Декабрь 23, 2025
Газпром подключил к газу котельную аэропорта Благовещенск в Приамурье
