Коммерсантъ
28 июня 2007, 14:23
Препарация спроса
Парк гражданских вертолетов в России ждут изменения. Численность его сократится вдвое, но изменится структура. Все большую долю рынка захватывают машины, применяемые в качестве персонального и корпоративного транспорта
Конец застоя
По оценкам Федеральной авиационной службы (сейчас Федеральное агентство воздушного транспорта), с 1997 года по сегодняшний день потребность в новых винтокрылых машинах должна была составить примерно 400-600 единиц. Но столь жизнеутверждающие прогнозы не оправдались. В последние десять лет коммерческие операторы перевозок предпочитали парк модернизировать. Единичные приобретения делались органами МВД и МЧС, за счет чего на российском рынке появились средние и легкие европейские Eurocopter EC135, EC155, BK117C1, AS355; американские Bell 206, 407, 430 и MD 500, 520N, 600; итало-британские Agusta A109. Но такое обновление российского вертолетного флота выглядело незначительным по сравнению с тем количеством вертолетов, которые шли на экспорт.
Основная доля гражданских машин в России задействована для нужд нефтегазового комплекса и лесной промышленности на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. В начале 2002 года в этом секторе произошел спад в связи с тем, что отменили налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Вторым важным источником дохода российских владельцев вертолетных парков стали контракты с ООН в рамках проведения международных миссий. Для них подходящими оказались транспортные Ми-8 и тяжелые Ми-26, которые обладают большей вместимостью и способностью к эксплуатации в сложных климатических условиях. Соглашения с ООН были более рентабельны, чем внутренние перевозки. Но и в этом секторе контракты сократились, когда началась кампания США в Ираке.
Таким образом, острой потребности в закупках вертолетов российские операторы не ощущали, перебрасывая многоцелевые машины с одних проектов на другие. Не более 30-40% полетов осуществлялись с полной или почти полной загрузкой. Ситуация стала меняться только в последние полтора года.
На конец 2006 года, по данным Ассоциации вертолетной индустрии, парк российских операторов вертолетной техники насчитывал порядка 2 тыс. машин со средним сроком эксплуатации 20 лет. Причем в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта добавляют, что из числящихся в реестре машин летают только 850-900. За счет вывода из эксплуатации стоящих без работы вертолетов уже в ближайшие годы их парк сократится почти вдвое, а существенное наращивание флота начнется не раньше 2010 года.
Шельфы требуют винтокрылов
Однако в начале июня Минпромэнерго объявило о разделе работ на арктическом и дальневосточных шельфах между "Роснефтью" и "Газпромом". Постепенное освоение шельфов - осуществление проектов по строительству газопровода Nord Stream, разработке газового Бованенковского месторождения, Штокмановского и нефтегазовых месторождений на Сахалине - повлекло за собой резкий рост спроса на вертолетные перевозки. Как отмечают в "Газпромавиа", "дочке" ОАО "Газпром", выполняя авиационные работы только в интересах материнской компании имеющимся парком в 76 вертолетов, перевозчик уже не может закрыть все ее потребности собственными силами, приходится привлекать авиакомпании "Колавиа", "Вертикаль Т", UTair. Отраслевые эксперты не берутся прогнозировать потребности шельфовых проектов в транспортных вертолетах. Место лидера рейтинга пока отдают хорошо зарекомендовавшему себя тяжелому Ми-8/17 и многочисленным его модификациям. Этому типу вертолета около 40 лет, но эксперты говорят еще о десяти годах стабильного спроса на него. Так, в прошлом году UTair пополнил свой парк двумя новыми модификациями этого типа (Ми-8АМТ), а в текущем году начнутся первые поставки из 14 заказанных "Газпромавиа" вертолетов той же модели.
Правда, у импортной техники есть одно важное преимущество: компании-нерезиденты, участвующие в проектах разработки шельфов, настаивают на использовании зарубежных машин. Так, Eurocopter ведет переговоры с "Газпромавиа" о покупке пяти вертолетов EC225 для Штокмановского газового месторождения на шельфе Баренцева моря. Стоимость контракта составит около $100 млн. Это может стать крупнейшей закупкой российской авиакомпанией зарубежных вертолетов. Как сообщил BG директор по развитию рынков в нефтегазовом сегменте Eurocopter Тери Мове, для участия в тендере "Газпромавиа" была разработана версия EC225 с дополнительным 800-литровым топливным баком. Машина позволит совершать без дозаправки рейсы из Мурманска до Штокмановского месторождения и обратно (общая длина маршрута - 1080 км). В тендере "Газпромавиа" также участвовали американский вертолет S-92 компании Sikorsky (входит в корпорацию United Technologies) и российский Ми-17. "Однако зарубежные участники штокмановского проекта настояли на закупке зарубежных машин,- сообщил BG представитель Eurocopter.- В сравнении с S-92 EC225 имел лучшие технико-эксплуатационные показатели". Правда, в "Газпромавиа" продолжают утверждать, что "официальных переговоров с Eurocopter или другими компаниями о шельфовых вертолетах еще не было" и более того, на Штокмане пока планируется использовать те новые 14 Ми-8АМТ, поставка которых, как ожидается, начнется в этом году.
Чтобы Maybach не стоял в пробке
Один из основных трендов российского рынка гражданской вертолетной техники - стремление к облегчению парка. Большое влияние на развитие этой тенденции оказал резко возросший мировой спрос на машины суперлегкого класса, который затронул и Россию. Самыми продаваемыми в мире вертолетами стали однодвигательные поршневые модели R22 и R44 американской фирмы Robinson. Эти же модели - самые востребованные в своем классе и в России, хотя их пока всего около двухсот. До 90% вертолетов такого типа находятся в собственности частных лиц, и популярность частного воздушного пространства с каждым годом увеличивается. Ежемесячно, по данным оператора рынка суперлегких винтокрылов компании "Аэросоюз", продается пять-шесть вертолетов этого класса, и количество продаж растет на 12-15% в год.
Правда, ниша частных вертолетов в России похожа пока на рынок автомобилей премиум-класса. Именно на престижность ловят клиентов дилеры легкой вертолетной техники, взяв на вооружение призыв: "Если вы не хотите, чтобы ваш Maybach стоял в пробке на МКАД вместе с остальными Ford и Toyota, выбирайте вертолет". Но пока ни одна из компаний, продающих или сдающих вертолеты в аренду, не работает с прибылью. Дело в том, объясняют в "Аэросоюзе", что по действующему законодательству любой владелец вертолета должен получить свидетельство эксплуатанта, то есть, по сути, создать полноценную авиакомпанию, зарегистрировать вертодром и организовать учебный процесс. Доходы от продажи вертолетов и обучения курсантов пилотированию пока еще не покрывают расходов на содержание парка и строительство необходимой инфраструктуры. То есть рынок создается и держится на энтузиастах.
Этим сегментом рынка государство не заинтересовано; кроме того, существует множество административных барьеров, которые тормозят его развитие: оформление разрешений на полет, согласование маршрутов, недостаточность инфраструктуры. Правда, с начала следующего года вступают в силу поправки в Воздушный кодекс, облегчающие жизнь частникам. Так, например, владельцу вертолета не нужно будет получать свидетельство эксплуатанта и сертификат типа на машину. А самое главное, полеты будут осуществляться в уведомительном, а не в разрешительном порядке. Когда наконец-то для частных вертолетов откроют небо Москвы и Петербурга, на рынке начнется тот же бум, что уже не один год наблюдается на Западе.
Пока в этом сегменте, бесспорно, лидируют двухместные R22 и четырехместные R44 - как минимум по двум причинам: цена (около $600 тыс. -1 млн.) и качество (Robinson вместе с Eurocopter открыли в России несколько сертифицированных сервисных центров). Меньшей популярностью пользуется шестиместный газотурбинный MD600 компании MD Helicopters. Машина на порядок дороже Robinson, но она без хвостового винта и потому тише в полете, что делает ее более привлекательной. Не обходятся без внимания бизнес-сектора вертолеты Bell 407, 430, 206, Eurocopter EC120B, 130B4, AS350B2.
Российские производители тоже могут предложить свои модели для рынка частных перевозок. Например, милевский Ми-34 и казанский "Актай". Но этим машинам, судя по всему, достанется роль тольяттинской "Лады" на рынке автомобилей премиум-класса. Надежность, качество и отчасти роскошь вертолета частной авиации важнее для потребителя, чем цена машины.
На заснеженном краю кратера
Зато российские машины охотно используются туроператорами. Наряду с R44 турфирмы предлагают клиентам бестселлер всех сегментов спроса - Ми-8 и Ми-2. Ми-8 привлекает операторов вместимостью и проверенной временем надежностью. Вертолет обладает одной из самых просторных пассажирских кабин - одновременно может взять на борт 20 человек; в нем можно поместить любое туристическое оборудование (палатки, квадроциклы, лодки). Здесь помещается также пункт связи, микроклимат, объемная мебель, бар, туалет и даже душ. Кроме того, запасы мощности силовой установки Ми-8 позволяют эксплуатировать его на любых высотах и в сложных климатических условиях. Например, турагентство ВИКААР предлагает клиентам экспедиции на Северный полюс. Приглашение некоторых дальневосточных турфирм звучит так: "Всего 40 минут полета, и вы уже стоите на заснеженном краю кратера действующего вулкана, купаетесь в диких термальных источниках, ловите лосося на труднодоступной реке или просто наблюдаете за фумаролами, кипящими лужами разноцветных глин или созерцаете фантастическое извержение гейзера".
Однако, несмотря на живописность и экзотичность вертолетных туров, этот вид отдыха пока не пользуется большой популярностью. Поэтому, как отмечает гендиректор петербургской компании "Перспектива" Евгения Высоцкая, туроператоры предпочитают не покупать машины, а брать их в "сухую" аренду (без экипажа и топлива). Но первые ласточки уже появились. Так, в наступивший летний сезон красноярское туристическое агентство "Дюла-Сибирь" купило пятиместный Bell 407, однако пока затрудняется оценить, как скоро окупится приобретение, и спрогнозировать, будет ли покупать другие геликоптеры....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции