Независимое военное обозрение
29 июня 2007, 12:40
Небо 41-го года
Эта книга описывает боевые действия авиации в осенне-летней кампании 1941 года на Правобережной Украине и в районе Ленинград - Кронштадт
Эта книга описывает боевые действия авиации в осенне-летней кампании 1941 года на Правобережной Украине и в районе Ленинград-Кронштадт. Рассматривается соотношение сил, борьба за господство в воздухе, взаимодействие с наземными войсками, воздушная разведка, транспортные перевозки. Анализируется количество самолетовылетов советских и германских ВВС, оцениваются потери.
Очень важно понять, почему малочисленная авиация врага не только решила стратегические задачи, но и нанесла тяжелое поражение советским авиасоединениям. В отличие от Западного фронта, где большая часть самолетов была сожжена гитлеровцами прямо на аэродромах, Юго-Западный фронт отличался упорной войной в небе. Особое внимание уделено 10 и 11 июля, когда советское командование пыталось контрударом отразить натиск противника, рвавшемуся к Киеву. Тогда в бой были брошены многие части и соединения ВВС фронта, включая тяжелобомбардировочный полк ТБ-3. В свою очередь, люфтваффе стремились закрепить свой успех.
Оборона украинской столицы с точки зрения оценки действий авиации проанализирована тщательно и всесторонне. Рассматривается не только противоборство в воздухе, но и помощь ВВС наземным войскам. Разбираются действия в поддержку окруженных в районе Умани соединений Красной армии, роль советских самолетов в борьбе с пехотой, артиллерией и авиацией противника. Идет речь и о неудачной попытке наших ВВС сорвать переправу через Днепр гитлеровских войск.
Битва за Ленинград - отдельная страница истории. Штурм города имел свои особенности, свою специфику имела и борьба в небе. В книге рассматриваются причины, по которым ПВО "колыбели революции" оказалась не столь эффективной, как в Москве. Имеется статистика налетов, количества сброшенных бомб, разрушений и потерь среди гражданского населения. Не раз 1-й германский воздушный флот пытался уничтожить стоящие в Кронштадте корабли Балтфлота, орудийным огнем крушившие врага, не позволявшие ему захватить "ораниенбаумский пятачок".
Из книги можно почерпнуть много новой информации о первом периоде войны. Например, в бой со стороны немцев вступали, как правило, не "танковые клинья", а "боевые группы", куда входили подразделения танкистов, пехотинцев, артиллеристов (в том числе ПВО), связистов и наземные офицеры люфтваффе, составлявшие заявки на самолеты и организующие взаимодействие с авиацией. Благодаря отлично налаженной связи они руководили ближними разведчиками, что позволяло вскрыть российскую оборону.
Довольно большие потери советская авиация несла вследствие уничтожения по ошибке своих самолетов и аварийности. Примечательно, что среди летчиков германской истребительной авиации было много в званиях от ефрейтора до фельдфебеля. Причем отнюдь не новички - асы, участвовавшие во многих кампаниях и награжденные не раз, с большим счетом сбитых самолетов. И командиры вплоть, до генералов постоянно совершали боевые вылеты, что было редкостью среди советских командиров полков и дивизий. И сбитые за линией фронта немецкие летчики очень часто возвращались в строй. И не всегда они пассивно ждали прихода своих, порой умудрялись сбежать из-под охраны и перейти линию фронта.
Плохая организация, отсутствие связи, нормального снабжения и особенно некомпетентность командования оказались губительны для советской авиации. Например, на бомбардировку прорвавшейся мотопехоты врага было однажды направлено 12 ТБ-3. Они летели среди бела дня по одному или мелкими группами. В результате один "мессершмит" сбил 7 тяжелых кораблей. Сплошь и рядом тихоходную дальнюю авиацию использовали в ближних задачах и без прикрытия истребителей. Четырехмоторные гиганты попросту отдавались на съедение врагу…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции