Авиаглобус
10 июля 2007, 13:31
На пути к IOSA
Любой авиаперевозчик, желающий стать членом IATA, в обязательном порядке проходит IOSA. Возможно, стандарты IOSA станут обязательными для всех российских эксплуатантов воздушных судов
Сегодня любой авиаперевозчик, желающий стать членом IATA, в обязательном порядке проходит IOSA (IATA Operational Safety Audit). На совещании Минтранса в декабре прошлого года министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что, возможно, стандарты IOSA станут обязательными для всех российских эксплуатантов воздушных судов. Эту универсальную программу аудита безопасности будет легче пройти тем авиакомпаниям, которые имеют сертификат системы менеджмента качества по стандартам ICO-2000. Стандарты IOSA практически полностью ложатся на программу Международных стандартов качества.
Прохождение IOSA способствует повышению безопасности полетов и сокращает количество взаимозаменяемых проверок авиакомпаний. Сертификат, выданный IATA, признается мировыми авиаперевозчиками в качестве бесспорного доказательства безопасности деятельности конкретного авиапредприятия. Его наличие выводит компанию на другой уровень в отношениях с партнерами, дает гарантию доверия и безопасности вложения денег в авиапредприятие, прошедшее аудит.
IOSА будет легче пройти и тем авиакомпаниям, которые всегда ответственно относились к вопросам безопасности полетов, организации летной работы, поддержанию летной годности самолетов. Практика показывает, что прохождение проверки на соответствие требованиям IOSA позволяет авиакомпании не только проверить состояние своего авиапарка, подготовку пилотов, бортпроводников и т.д., - все это помогает более предметно рассмотреть и систематизировать работу авиапредприятия.
По системе IOSA имеется 3 книги - программа, вопросник и пособие для аудитора. Официального перевода на русский язык этих книг нет. Их неофициальный перевод находится в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.
Программа аудита, ее требования и стандарты постоянно совершенствуются. В июле прошлого года вышла вторая редакция стандартов IOSA - более расширенная. Теперь в них содержится около 1000 требований. Причем, в обязательные требования перешло много желательных рекомендаций. Программа IOSA включает в себя обязательные стандарты и рекомендации, разбитые на секции, составляющие основу производственной деятельности любого авиапредприятия.
Понятно, что стандарты и рекомендации IOSA различаются между собой. Стандарт обязателен для исполнения. Это требование звучит в редакции "компания должна". Если требование не обязательно, но желательно к исполнению, то ключевое слово - "следует". Если есть несоответствие "компания должна", то это - замечание. Рекомендации имеют статус "наблюдение". Несоответствие стандартам определяется невыполнением авиакомпанией трех требований: если требование документально не прописано во внутренних документах, если оно не внедрено и если отсутствует и то и другое. Самый важный для авиакомпании раздел - "Производство полетов". Здесь много обязательных для исполнения стандартов. По опыту российских эксплуатантов, прошедших аудит, основные проблемы возникают в соответствии нормам "Flight Operations" и "Flight Dispatch". Множество стандартов детально регламентирует работу авиакомпании. К примеру, стандартизируется место расположения противодымных масок, которые необходимы члену экипажа в случае аварийной посадки и возникновения пожара на борту, регламентируется наличие тормозов у тележки, на которой бортпроводники развозят еду во время полета; в числе рекомендаций есть и "световая дорожка", которая должна указывать направление движения потока людей к аварийному выходу в случае вынужденной посадки.
Любой рабочий процесс в авиакомпании должен быть документально оформлен в виде технологии, руководства и руководящего документа федерального или регионального уровня. Содержание этих документов должно быть доведено до каждого исполнителя. Причем исполнителей должно быть ровно столько, сколько прописано в документах.
Производственная документация, как описано в стандарте IOSA, должна находиться в специальной библиотеке. Сертификаты эксплуатанта, руководства по производству и организационному обеспечению полетов, летной эксплуатации, различные регламенты, протоколы совещаний, отчеты, - нужно тщательно подготовить к проверке. В документы должны своевременно вноситься соответствующие коррективы. Если в руководящий документ вносятся изменения, то его нужно обновить не только в основной библиотеке, но и там, где он применяется в непосредственной производственной деятельности.
Аудиторы проверяют также знание руководящих документов персоналом авиакомпании. На месте работы за сотрудником либо наблюдают, либо берут у него интервью. Обязательно ведется наблюдение за производством полета, техническим, наземным обслуживанием самолетов, погрузочными операциями, обеспечением авиационной безопасности.
Вся проверка занимает три дня. Оценка некоторых рабочих процессов, например, линейного производства полетов, может выноситься за пределы этого срока. Аудитор может записаться в число пассажиров любого международного рейса. Он имеет право находиться в салоне самолета и в кабине пилотов, интервьюировать пассажиров.
Мысль о проверке как о коллективной стрессовой ситуации на предприятии обманчива. Она не страшна, если заблаговременно и тщательно готовиться к ней, в т.ч. изучая стандарты, разрабатывая необходимые документы, готовя комментарии. При подготовке к основному аудиту прежде всего необходимо обязательно создать организационный приказ, в котором назначается главное ответственное лицо за организацию подготовки к аудиту и состав комиссии от авиакомпании (инженер, пилот, руководитель службы авиационной безопасности, диспетчеры). Также важно подготовить вопросы к предварительному аудиту, чтобы они не возникали во время основного. В ходе вводного совещания с аудиторами желательно устроить содержательную слайдовую презентацию авиакомпании - показать ее структуру, систему организации летной работы, персонал.
Для удобства прохождение IOSA можно разбить на 3 основных этапа: 1).Подготовка к ознакомительному аудиту. Ознакомительный аудит заканчивается предварительным отчетом. 2).Подготовка к основному аудиту (около года). Основной аудит. 3).Итоговый отчет (он должен быть представлен в течение 15 дней после итогового совещания). После итогового отчета должен быть представлен план корректирующих действий - через 30 дней после итогового совещания. Затем авиакомпании дается год от итогового совещания на послеаудитные работы (отработку корректирующих действий, устранение замечаний). Если за год замечания не устранены - аудит не пройден. Таким образом, получается, что искусственное затягивание устранения нарушений, выявленных в ходе аудита, не в интересах авиакомпании. Аудит действителен в течение 24 месяцев после проведения итогового совещания.
После итогового аудита устранение замечаний могут признать путем предоставления в аудиторскую организацию доказательных документов, а в отдельных случаях (крайне редко) по какому-либо вопросу проводят повторный аудит. Если замечания и отклонения устраняются во время аудита, то запись в справочнике аудитора все равно остается - "устранено во время аудита". После того, как все замечания будут отработаны, итоговый отчет с доказательством об их устранении направляется в штаб-квартиру IATA и на основании этого принимается решение о включении авиакомпании в реестр IOSA.
Программа IOSA не рассчитана на проведение разовой проверки и выдачу одного постоянного сертификата. Сертификат Ассоциации действителен на протяжении 2 лет. Причем если в течение этого периода появляются официальные сведения, что уровень безопасности эксплуатационной деятельности авиакомпании снижается, то IATA может поручить аудиторам проведение внеплановой проверки. В случае подтверждения этих 33 Окончательный вариант общего вида самолета Нестерова по проекту 1914 г ...сведений сертификат IATA может быть отозван....
Авторские права на данный материал принадлежат «Авиаглобус». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот и Сбер выпустили совместную премиальную дебетовую карту
Декабрь 1, 2025
Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2025 года
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Декабрь 3, 2025
Ученые СКФУ разрабатывают дроны-спасатели для ликвидации последствий ЧС
