Коммерсантъ - Пермь
16 июля 2007, 08:09
"Пермские авиалинии" ждут раздвоения
В правительстве РФ создана межведомственная комиссия, которая начала подготовку ФГУП "Пермские авиалинии" к приватизации. Предполагается, что пермское авиапредприятие будет разделено на авиакомпанию и аэропорт. При этом аэропорт останется в госсобственности, а авиакомпания будет приватизирована
Вчера источник "Ъ" в "Пермских авиалиниях" сообщил, что на днях в Росавиации и Росимуществе принято решение реорганизовать пермское авиапредприятие. По данным собеседника "Ъ", федеральные власти намерены разделить "Пермские авиалинии" на два предприятия - авиакомпанию и аэропорт. При разделении оба предприятия получат статус ФГУП, а затем будут акционированы со 100%-ным госучастием. При этом брэнд "Пермские авиалинии" останется за авиакомпанией. Образованная авиакомпания в течение года будет находиться в госсобственности, после этого ее собственник - правительство РФ сможет ее продать.
ФГУП "Пермские авиалинии" эксплуатирует имущественный комплекс аэропортов Перми (Большое Савино), Березников, Лысьвы, Чайковского, Ныроба, Серебрянка. В парке авиакомпании - три Ан-24, один Як-40, четыре Ту-134. В 2006 году ПАЛ перевезли 320 тыс. пассажиров. Выручка составила - 1,5 млрд. рублей. По итогам 2006 года авиакомпания получила убыток, который не раскрывается. По неофициальным данным, около 150 млн. рублей.
История с приватизацией ПАЛ тянется с конца 1990-х годов. С этого времени предприятие находится в списке стратегически важных предприятий (список пересматривается правительством РФ и администрацией президента в конце каждого года). На разделении ФГУП с последующей приватизацией авиакомпании настаивали региональные власти, которые считали, что концентрация воздушного и наземного бизнеса в одном предприятии мешает развитию авиаперевозок в Перми. По поручению краевых властей топ-менеджмент ПАЛ ежегодно обращался в правительство РФ с просьбой исключить их из списка. Исключению мешала позиция Минобороны РФ, так как центральный аэропорт ПАЛ - "Большое Савино" является объектом совместного базирования гражданского предприятия и военного авиасоединения "Сокол".
Глава Росавиации Евгений Бачурин вчера не смог прокомментировать "Ъ" судьбу ПАЛ. В то же время глава теруправления Росимущества Леонид Ли заявил, что его ведомство и Росавиация создали межведомственную комиссию, которая занимается приватизацией "Пермских авиалиний". Он подтвердил, что федеральные власти обсуждают вариант с разделением ПАЛ на два предприятия. Однако, по информации господина Ли, планы по разделению могут не осуществиться. Он напомнил, что взлетно-посадочная полоса аэропорта Большого Савино находится в ведении Минобороны РФ. "Разделение возможно только в том случае, если Минобороны отдаст взлетно-посадочную полосу. Переговоры с ними уже ведутся", - отметил господин Ли. В Минобороны вчера комментариев получить не удалось.
Сейчас же, как рассказал источник "Ъ"в правительстве края, существует реальный шанс уговорить Минобороны согласиться на разделение бизнеса. Дело в том, что в декабре 2006 года по соглашению с Росавиацией "Пермские авиалинии" отдали почти весь свой авиапарк вместе с экипажами и маршрутами в аренду S7 Airlines. Тогда премьер-министр краевого правительства Николай Бухвалов заявил, что фактически произошло разделение летного и наземного видов бизнеса "Пермских авиалиний". Таким образом, по мнению собеседника "Ъ", авиационный бизнес ПАЛ де-факто уже осуществляется частной авиакомпанией.
Если Росимуществу и Росавиации удастся убедить Минобороны в разделении ФГУП, аэропорт окажется в выигрышном положении. В правительстве края уже заявили о своем желании после разделения взять его себе на баланс, чтобы развивать аэропортовое хозяйство (сейчас инвестировать в строительство нового аэровокзала краевым властям мешает федеральный статус предприятия. - "Ъ"). "Наша задача, чтобы у аэропорта был хороший управленец, а государство, как известно, не очень хорошо управляет", - заметил вице-премьер Алексей Санников. По мнению аналитика агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, переход аэропорта из федеральной собственности позволит привлекать инвестиции и развиваться. "Местные власти заинтересованы в развитии инфраструктуры и будут вкладывать деньги и проявят гибкость к привлечению инвесторов. После разделения аэропорт окажется с более развязанными руками и не будет зависеть от авиакомпании", - отметил господин Пантелеев.
Дальнейшую судьбу авиакомпании эксперты оценивают менее оптимистично. По мнению господина Пантелеева, оставшиеся без аэропорта "Пермские авиалинии" смогут заинтересовать инвесторов только в том случае, если в составе авиакомпании останутся лайнеры и какие-нибудь наземные объекты, например службы авиакомпании. Стоит отметить, что сейчас в ПАЛ остался лишь парк небольших лайнеров типа Ту-134, Ан-24 и Як-40, на которых можно развивать лишь перевозки внутри российских регионов. А свой парк из четырех Ту-154Б авиакомпания вывела из эксплуатации в 2007 году из-за выработанного машинами ресурса. В 2006 году судебные приставы реализовали на торгах арестованное имущество "Пермских авиалиний" в виде вертолетного парка и агентства по продаже билетов.
Представители авиакомпаний, летающих из "Большого Савино", подтверждают прогноз аналитика. Борис Шрейдер, представитель "Аэрофлота" в Перми, считает, что покупателя на авиакомпанию точно не найдется: "А кому они нужны. Что у них осталось? Самолеты? Маршруты? Нет. Все они отдали S7. Им нечего продавать". В S7 также не проявили заинтересованности в покупке ПАЛ. "S7 Airlines в Перми основной перевозчик, кроме того, у нас серьезные планы по дальнейшему развитию в регионе. Вряд ли разделение ПАЛ сможет повлиять на наши позиции. К тому же этот процесс займет не меньше двух лет, а это достаточно долгий срок", - заявила пресс-секретарь S7 Юлия Немцова. По ее словам, думать о покупке авиакомпании пока рано. "Мы считаем, что время покупок уже прошло", - лаконично отметила госпожа Немцова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
