О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пермские авиалинии" ждут раздвоения

В правительстве РФ создана межведомственная комиссия, которая начала подготовку ФГУП "Пермские авиалинии" к приватизации. Предполагается, что пермское авиапредприятие будет разделено на авиакомпанию и аэропорт. При этом аэропорт останется в госсобственности, а авиакомпания будет приватизирована

Вчера в территориальном управлении Росимущества "Ъ" сообщили, что в правительстве РФ создана межведомственная комиссия, которая начала подготовку ФГУП "Пермские авиалинии" (ПАЛ) к приватизации. Предполагается, что пермское авиапредприятие будет разделено на авиакомпанию и аэропорт. При этом аэропорт останется в госсобственности, а авиакомпания будет приватизирована. Впрочем, этот план может быть реализован в случае, если правительству РФ удастся убедить Минобороны отказаться от взлетно-посадочной полосы "Большого Савино", которая сейчас находится в ведении военных.

Вчера источник "Ъ" в "Пермских авиалиниях" сообщил, что на днях в Росавиации и Росимуществе принято решение реорганизовать пермское авиапредприятие. По данным собеседника "Ъ", федеральные власти намерены разделить "Пермские авиалинии" на два предприятия - авиакомпанию и аэропорт. При разделении оба предприятия получат статус ФГУП, а затем будут акционированы со 100%-ным госучастием. При этом брэнд "Пермские авиалинии" останется за авиакомпанией. Образованная авиакомпания в течение года будет находиться в госсобственности, после этого ее собственник - правительство РФ сможет ее продать.

ФГУП "Пермские авиалинии" эксплуатирует имущественный комплекс аэропортов Перми (Большое Савино), Березников, Лысьвы, Чайковского, Ныроба, Серебрянка. В парке авиакомпании - три Ан-24, один Як-40, четыре Ту-134. В 2006 году ПАЛ перевезли 320 тыс. пассажиров. Выручка составила - 1,5 млрд. рублей. По итогам 2006 года авиакомпания получила убыток, который не раскрывается. По неофициальным данным, около 150 млн. рублей.

История с приватизацией ПАЛ тянется с конца 1990-х годов. С этого времени предприятие находится в списке стратегически важных предприятий (список пересматривается правительством РФ и администрацией президента в конце каждого года). На разделении ФГУП с последующей приватизацией авиакомпании настаивали региональные власти, которые считали, что концентрация воздушного и наземного бизнеса в одном предприятии мешает развитию авиаперевозок в Перми. По поручению краевых властей топ-менеджмент ПАЛ ежегодно обращался в правительство РФ с просьбой исключить их из списка. Исключению мешала позиция Минобороны РФ, так как центральный аэропорт ПАЛ - "Большое Савино" является объектом совместного базирования гражданского предприятия и военного авиасоединения "Сокол".

Глава Росавиации Евгений Бачурин вчера не смог прокомментировать "Ъ" судьбу ПАЛ. В то же время глава теруправления Росимущества Леонид Ли заявил, что его ведомство и Росавиация создали межведомственную комиссию, которая занимается приватизацией "Пермских авиалиний". Он подтвердил, что федеральные власти обсуждают вариант с разделением ПАЛ на два предприятия. Однако, по информации господина Ли, планы по разделению могут не осуществиться. Он напомнил, что взлетно-посадочная полоса аэропорта Большого Савино находится в ведении Минобороны РФ. "Разделение возможно только в том случае, если Минобороны отдаст взлетно-посадочную полосу. Переговоры с ними уже ведутся", - отметил господин Ли. В Минобороны вчера комментариев получить не удалось.

Сейчас же, как рассказал источник "Ъ"в правительстве края, существует реальный шанс уговорить Минобороны согласиться на разделение бизнеса. Дело в том, что в декабре 2006 года по соглашению с Росавиацией "Пермские авиалинии" отдали почти весь свой авиапарк вместе с экипажами и маршрутами в аренду S7 Airlines. Тогда премьер-министр краевого правительства Николай Бухвалов заявил, что фактически произошло разделение летного и наземного видов бизнеса "Пермских авиалиний". Таким образом, по мнению собеседника "Ъ", авиационный бизнес ПАЛ де-факто уже осуществляется частной авиакомпанией.

Если Росимуществу и Росавиации удастся убедить Минобороны в разделении ФГУП, аэропорт окажется в выигрышном положении. В правительстве края уже заявили о своем желании после разделения взять его себе на баланс, чтобы развивать аэропортовое хозяйство (сейчас инвестировать в строительство нового аэровокзала краевым властям мешает федеральный статус предприятия. - "Ъ"). "Наша задача, чтобы у аэропорта был хороший управленец, а государство, как известно, не очень хорошо управляет", - заметил вице-премьер Алексей Санников. По мнению аналитика агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, переход аэропорта из федеральной собственности позволит привлекать инвестиции и развиваться. "Местные власти заинтересованы в развитии инфраструктуры и будут вкладывать деньги и проявят гибкость к привлечению инвесторов. После разделения аэропорт окажется с более развязанными руками и не будет зависеть от авиакомпании", - отметил господин Пантелеев.

Дальнейшую судьбу авиакомпании эксперты оценивают менее оптимистично. По мнению господина Пантелеева, оставшиеся без аэропорта "Пермские авиалинии" смогут заинтересовать инвесторов только в том случае, если в составе авиакомпании останутся лайнеры и какие-нибудь наземные объекты, например службы авиакомпании. Стоит отметить, что сейчас в ПАЛ остался лишь парк небольших лайнеров типа Ту-134, Ан-24 и Як-40, на которых можно развивать лишь перевозки внутри российских регионов. А свой парк из четырех Ту-154Б авиакомпания вывела из эксплуатации в 2007 году из-за выработанного машинами ресурса. В 2006 году судебные приставы реализовали на торгах арестованное имущество "Пермских авиалиний" в виде вертолетного парка и агентства по продаже билетов.

Представители авиакомпаний, летающих из "Большого Савино", подтверждают прогноз аналитика. Борис Шрейдер, представитель "Аэрофлота" в Перми, считает, что покупателя на авиакомпанию точно не найдется: "А кому они нужны. Что у них осталось? Самолеты? Маршруты? Нет. Все они отдали S7. Им нечего продавать". В S7 также не проявили заинтересованности в покупке ПАЛ. "S7 Airlines в Перми основной перевозчик, кроме того, у нас серьезные планы по дальнейшему развитию в регионе. Вряд ли разделение ПАЛ сможет повлиять на наши позиции. К тому же этот процесс займет не меньше двух лет, а это достаточно долгий срок", - заявила пресс-секретарь S7 Юлия Немцова. По ее словам, думать о покупке авиакомпании пока рано. "Мы считаем, что время покупок уже прошло", - лаконично отметила госпожа Немцова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка