О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

За ценой постоим?

На грани провала самый амбициозный внешнеэкономический проект Кремля - интеграция российской авиапромышленности с европейской. ВТБ, год назад купивший 5% акций авиагиганта EADS, объявил, что продаст бумаги

Скрывать очевидное больше нельзя. Экспансия российского капитала в Европу захлебнулась. На прошлой неделе стало известно, что на грани провала самый амбициозный внешнеэкономический проект Кремля - интеграция российской авиапромышленности с европейской. ВТБ, год назад купивший 5% акций авиагиганта EADS, объявил, что продаст бумаги, как только появится возможность выйти из них с прибылью.

Чуть больше года назад Владимир Путин на саммите в Сочи ознакомил лидеров Евросоюза со своей картиной мира: Россия допустит европейские компании в святая святых своей экономики - энергетику, если европейцы поделятся с ней высокими технологиями. За этим последовал ряд попыток путем серии M&A получить доступ к европейским технологиям в черной металлургии, телекоммуникациях, авиаперевозках и авиастроении. Ни одна из громких сделок, в которых собирались поучаствовать "Северсталь", "Альфа-групп", АФК "Система", "Аэрофлот" и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), так и не была заключена.

В неудачах интеграционных проектов можно винить самих себя: мол, наши бизнесмены и чиновники еще не доросли до европейского уровня. Можно обвинять европейских политиков, для которых противодействие русской экспансии - самый экономичный способ порисоваться перед избирателями. Но есть и третье объяснение: европейские корпорации, поуправлять которыми не прочь наши капиталисты, еще вчера были "национальными чемпионами" со всеми вытекающими отсюда последствиями - вокруг них слишком много политики, они обременены социалкой, а их корпоративное управление порой оказывается столь запутанным, что на их фоне АвтоВАЗ - сущая конфетка.

Облом крыльев

Недолгий роман России с оборонным концерном EADS, хозяином авиастроительной корпорации Airbus, отлично демонстрирует, как трудно делать бизнес с Европой. Одних денег недостаточно, нужно еще и вписаться в политический расклад. Минувший год показал, что это практически невозможно.

Когда летом прошлого года ВТБ неожиданно объявил себя владельцем пакета EADS, европейцы были в шоке: русские в концерне, который выпускает ракеты и истребители! Менеджеры ВТБ пытались успокоить Европу: сделка, мол, чисто спекулятивная, акции EADS были куплены практически "на дне", примерно по €20 за штуку. В лучшие времена они стоили по €34-35. Но дымовая завеса продержалась недолго: ВТБ начал добиваться места в совете директоров EADS для своего представителя. Мало того, замахнулся на блокирующий пакет концерна. На свободном рынке бумаг больше не было, но можно было попытаться договориться с DaimlerChrysler, которая подумывала о сокращении своей доли в EADS с 22,5 до 15%.

Ничего этого ВТБ сделать не позволили правительства Франции и Германии, контролирующие EADS. На пакет DaimlerChrysler быстро был подобран подходящий покупатель - синдикат европейских банков.

Надежда, что ВТБ может хоть как-то влиять на дела EADS, все же оставалась. Это было бы справедливо. EADS принадлежит 10% акций компании "Иркут", которая производит истребители Су-27 и Су-30 и станет основой недавно созданной ОАК. Мы их к себе пустили, а они нас?

Россия рассчитывала договориться с Airbus об участии в строительстве европейских гражданских самолетов. Для ОАК это шанс модернизировать отечественный авиапром, а также закрепиться на международном рынке. Airbus в лице ОАК могла получить партнера с мощным производственным потенциалом и, главное, готового разделить ее риски. А риски у Airbus немалые. Самый крупный в мире лайнер A380 попадет к заказчикам на несколько лет позже обещанных сроков. Другой самолет - дальнемагистральный A350 - продается в разы хуже конкурирующего с ним Boeing 787 Dreamliner (примерно 190 твердых заказов против 680).

Не добившись ничего с помощью кнута, пробовали поманить пряником. "Аэрофлот" заключил рамочный контракт на покупку 22 самолетов A350, отказавшись от более выгодного предложения Boeing. Гендиректор EADS Луи Галлуа в ответ туманно намекнул, что у России "может появиться возможность" поучаствовать в разработке нового поколения самолета A320.

Похоже, Москве тонкие европейские намеки окончательно надоели. Заявление ВТБ и недавняя сделка c Boeing, у которой "Аэрофлот" приобретет-таки 22 "лайнера мечты", говорят о том, что Кремль больше не верит в договороспособность EADS. И имеет на то веские основания. В этот понедельник германский канцлер Ангела Меркель и французский президент Николя Саркози попытаются договориться в Тулузе о новой схеме управления EADS. Сейчас у концерна два сопредседателя совета директоров и два гендиректора - по одному из Германии и Франции. Идея в том, чтобы у концерна остался один председатель совета (предположительно француз) и один гендиректор (предположительно немец). Но даже если удастся избавить EADS от управленческого дуализма, впереди у гиганта трудная дорога: из-за срыва программы по производству А380 убытки EADS в прошлом году превысили €2,5 млрд - для сокращения издержек по плану Галлуа на предприятиях концерна придется сократить 10 000 рабочих мест.

Системный дефект

Холодный прием ожидает в Европе не только государственные, но и частные компании из России. Владелец "Реновы" Виктор Вексельберг как-то сравнил процесс интеграции России в мировую экономику с шоссе, восемь полос которого интенсивно движутся в одну сторону (иностранные инвестиции в Россию), а в другую направлена лишь одна, и движение по ней слабое. В пример Вексельберг привел несостоявшееся поглощение Arcelor "Северсталью" и тот факт, что для "Газпрома" "стабильно горит оранжевый свет, куда бы он ни двигался".

"Газпром" действительно не самый желанный гость в Европе: чего стоит только прошлогодний скандал вокруг несостоявшегося поглощения нашим газовым гигантом британской Centrica ("потомок" монополиста British Gas). А на прошлой неделе Европарламент поддержал идею "запретить компаниям из третьих стран покупать объекты энергетической инфраструктуры ЕС, за исключением тех случаев, когда третья страна готова на ответные шаги". Для "Газпрома" оранжевый свет скоро может смениться красным. Но и "Система Телеком", ничем вроде бы не погрешившая против европейской энергобезопасности, оказалась неподходящей парой для Deutsche Telekom. И хотя на демонополизированном рынке DT чувствует себя не так уверенно, как в дни своего чемпионства, альянс с Владимиром Евтушенковым не прельстил немецкое правительство, которое контролирует почти 32% акций компании. Не помогло и заступничество Путина перед Меркель.

Другое дело, что интеграция российского бизнеса с европейским на любых условиях, которые будут одобрены соответствующими национальными правительствами, - это далеко не самый прозрачный и не самый выгодный бизнес. Хватило же менеджерам "Аэрофлота" здравого смысла отказаться от претензий на крупный пакет акций Alitalia. И дело не только в том, что Рим оценил 39,9% акций своего перевозчика в €3 млрд, но и в жесткости итальянского трудового законодательства, и в "зубастости" итальянских профсоюзов, и в неочевидной синергии от слияния. Такого рода сделки и сами по себе весьма рискованны, а когда, как в случае с EADS или DT, добавляется и активное неприятие со стороны "реципиента", трансфер технологий через M&A и вовсе становится совершенно неблагодарным занятием. Проще купить патент....
Авторские права на данный материал принадлежат «SmartMoney». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка