RBC Daily
19 июля 2007, 18:56
Возвращение "летающих кораблей"
Представители китайского Инженерно-строительного университета в Шанхае объявили, что заканчивают разработку проектов нескольких моделей экранопланов
"В этом столетии, возможно, мы станем свидетелями рождения нового транспорта, который по своей эффективности может превзойти как корабли, так и авиацию, - рассказывает РБК daily заместитель директора по связям с общественностью Центрального НИИ судостроения им. Крылова Андрей Романченко. - Развитие мировой экономики потребовало появления судов, которые бы обладали высокой скоростью при достаточно большой грузоподъемности. И теоретически эту роль могут выполнять экранопланы".
По сути экраноплан - это гибрид корабля и самолета. В движение он приводится реактивными или турбовинтовыми двигателями, располагающимися на корпусе судна. А движение по воде на начальном этапе проходит в глиссирующем режиме. При достижении же критической скорости экраноплан выходит на так называемый экранный режим планирования и поднимается на несколько метров над водой.
"Дело в том, что под небольшими крыльями экраноплана образуется так называемый экран - воздушная подушка, на которую и взбирается аппарат, - рассказывает РБК daily вице-президент ЗАО "Арктическая торгово-транспортная компания" (ЗАО "АТТК"), крупнейшей российской компании, серийно производящей экранопланы, Геннадий Даниелян. - После чего он движется не касаясь воды, из-за чего достигается более высокая экономичность, чем по сравнению с судами на подводных крыльях. При этом аппарат может двигаться не только над водой, но и над любой гладкой поверхностью по типу льда. Поэтому подобные суда можно использовать и для работы зимой. Например, для полетов по арктическим маршрутам, когда океан скован льдами. К слову, Арктика может стать одним из серьезных потребителей этих аппаратов".
При этом, как утверждают инженеры, грузоподъемность экранопланов может быть намного большей, чем у самолетов, и приближается к судовой. "Еще во времена Советского Союза мы разрабатывали аппарат, который бы мог поднять груз общим весом 450 т, - рассказывает РБК daily Геннадий Недялков, заместитель начальника Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева, организации, создавшей самый большой в мире экраноплан - "Каспийский монстр". - Но это не предел, есть проекты аппаратов грузоподъемностью тысяча и даже несколько тысяч тонн. А это уже сопоставимо с морскими судами".
Для сравнения, самый большой в мире самолет "Мрия" может взять на борт 250 т. И по оценкам авиационных инженеров, это предел для авиации, потому что больший вес не могут выдержать конструкции крыльев и фюзеляжа. Морские же суда имеют существенные ограничения по скорости. Для преодоления этих барьеров и потребовались аппараты принципиально иной конструкции.
Первые экранопланы появились в 60-х годах прошлого века в СССР. Талантливый инженер Ростислав Алексеев, возглавлявший тогда КБ по судам на подводных крыльях, вплотную занялся разработкой этой тематики. В 1961 году в Горьком появился первый трехтонный экраноплан, который имел пару несущих крыльев. После чего Алексеев сразу шагнул к постройке 430-тонной машины, которую в конструкторском бюро называли КМ - корабль-макет, а на Западе - "Каспийский монстр". Аппарат имел длину 92 м, грузоподъемность 200 т и развивал скорость 450 км/ч. Следом за ним был пущен в серию экраноплан "Орленок", который брал на борт два танка и батальон морских пехотинцев. В 1987 году, уже после смерти Алексеева, был построен морской экраноплан-ракетоносец "Лунь", который имел водоизмещение более 300 т, скорость 450 км/ч и вооружение из шести стратегических ракет. Сейчас последний корабль этой серии, переделанный в спасатель, все еще находится на стапелях завода "Волга" в Нижнем Новгороде.
"На данный момент в России накоплена серьезная теоретическая база в области экранопланостроения. Но суда не строятся. Этому есть несколько причин. В основном они организационно-правового характера, - продолжает Геннадий Недялков. - Из-за того что это принципиально иной вид транспорта, чем суда и самолеты, не выработаны еще стандарты, по которым бы проходила сертификация. Кроме того, нет инфраструктуры, необходимой для обслуживания этих судов. И частные структуры выжидают, не вкладываются в их разработку, предпочитая решать транспортные задачи по старинке, с использованием самолетов или маломерных судов".
В России экранопланостроение продолжается, но идет очень медленными темпами, ограничиваясь пока только небольшими аппаратами. Так, ЗАО "АТТК" продает экраноплан "Акваглайд-5", рассчитанный на пять-шесть человек и способный ходить не только по озерам, но и по рекам. Их выпущено уже 20. Разрабатываются машины грузоподъемностью 20 т и более. Но существенного прорыва в области судостроения, по мнению аналитиков, ждать не стоит.
"Ситуация будет развиваться эволюционно, - продолжает Геннадий Недялков. - Так же как это происходило с пароходами и парусниками. Сначала экранопланы будут дополнять существующие виды транспорта. Но в течение ХХI века могут крепко занять свою нишу. Но чтобы дать толчок к развитию этого транспорта в России, необходима поддержка государства. И инициатива китайских властей, уделяющих много внимания разработке экранопланов, возможно, поможет сдвинуть дело с мертвой точки"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции