РБК
23 июля 2007, 13:30
Интервью с гендиректором ОАО "Аэропорт "Толмачево" А. Чертенковым
О планах на будущее, проектах и перспективах развития компании рассказал генеральный директор ОАО "Аэропорт "Толмачево" А.Чертенков
Алексей Николаевич, в этом году аэропорт отметил свое 50-летие. "Толмачево" уже имеет статус международного аэропорта, достаточно динамично развивается и имеет хорошие перспективы. Чтобы успешно работать на авиационно-транспортном рынке и создать аэропортовую инфраструктуру мирового уровня, необходимо повышать эффективность компании. Какие мероприятия планируется осуществить в этом направлении?
В 2006 году выросли доходы от неавиационной деятельности аэропорта "Толмачево". Международный опыт показывает, что при правильной организации бизнеса прибыль от непрофильной деятельности может превышать прибыль от авиационной деятельности. Еще в конце 2004 года ОАО "Аэропорт "Толмачево" вывело ряд бизнесов, не связанных с авиаперевозками, в отдельные юридические лица. В 2005-2006г.г. были учреждены несколько компаний: "дочек" с контрольной долей аэропорта "Толмачево" и "внучек" с участием дочерних компаний. В частности, "Сибак", "Аэросвязь" (услуги связи, IT-технологии), "СервисКлининг" (уборка территорий).
Этот бизнес с суммарной выручкой 300 млн. руб. принес нашему аэропорту в 2006 году более 25 млн. руб. чистой прибыли. В структуре прибыли аэропорта, которая по итогам 2006 года составила 139,6 млн. руб., их доля составляет 18%. А с учетом продаж ГСМ в структуре выручки аэропорта неавиационный бизнес занимает уже 67%. В дальнейшем аэропорт будет создавать новые сопутствующие направления и выделять их в самостоятельные предприятия.
На заседании совета директоров ОАО "Аэропорт "Толмачево" 16 февраля 2007г. был утвержден генеральный план развития предприятия до 2026г. Расскажите о нем поподробнее. Реализацию каких проектов включает план? Из каких источников будет вестись финансирование?
Генеральный план был разработан на основе концепции ведущей немецкой компании Obermayer consult. Согласно плану аэропорт к 2020 году превратится в современный транспортный узел, полностью отвечающий стандартам ICAO. Помимо строительства второй взлетно-посадочной полосы, которое должно завершиться в 2009г., предполагается создать ряд инфраструктурных предприятий. В 2006 году уже был введен в эксплуатацию блок расширения аэровокзала внутренних воздушных линий, приобретены три телескопических трапа. В 2007 году будет завершена реконструкция существующего аэровокзального комплекса, терминала бортпитания, построена "трехзвездочная" гостиница на 250 номеров. Также в планах аэропорта строительство нового грузового цеха, гостиницы класса "четыре звезды" на 600 мест, конгресс-центра на 300 мест рядом с новым пассажирским терминалом.
Общий объем инвестиций до 2015 года составит 20,592 млрд. руб., большую часть из них, 16,9 млрд. руб., составят средства одного из акционеров аэропорта - группы "Промышленное развитие".
Расскажите о направлениях развития компании. Какое, по Вашему мнению, можно считать наиболее перспективным?
Среди приоритетов аэропорта - привлечение российских и иностранных авиаперевозчиков и развитие аэропорта "Толмачево" по принципу грузового и пассажирского хаба. Постоянно совершенствуется система обеспечения безопасности аэропорта, и, конечно, развивается сервисная инфраструктура. Каждое из этих направлений очень важно для менеджмента аэропорта. Развитие аэропорта в качестве грузового хаба имеет наибольшие перспективы при его дальнейшей интеграции в мировую транспортную систему. Ожидается, что к 2015 году грузопоток через аэропорт "Толмачево" достигнет 50 тыс. тонн груза в год. Первая очередь грузового терминала общей площадью 11,2 тыс. квадратных метров в III квартале 2007 года будет введена в эксплуатацию. Технические характеристики терминала позволят обрабатывать до 300 тонн в сутки всех видов авиационных грузов.
Насколько профессионализм сотрудников аэропорта способствует выполнению поставленных задач?
Это такой широкий вопрос. Если говорить про авиационную безопасность, то сегодня я вижу, что там действительно повышается профессионализм людей. Служба растет прямо на глазах. Это у нас одна из передовых служб. Есть и другие подразделения, которые можно было бы похвалить. Видно, что там есть серьезный прогресс. В частности, высококвалифицированные специалисты работатют в инженерно-авиационной службе. А есть участки, где я вижу некоторое технологическое отставание. В первую очередь, это касается менеджеров начального и среднего звена, которые, в принципе, должны задавать тон для своих подчиненных, определять вектор движения, будоражить старших руководителей. Такая проблема существует не только у аэропорта "Толмачево" и авиации. Это проблема общероссийского уровня. В последние 10-15 лет мы учили экономистов, юристов, но совершенно не готовили технических специалистов. Сегодня самый большой вопрос - найти руководителя именно технических подразделений. С этой проблемой мы столкнулись, и пока света в конце тоннеля не видно. Мы пытаемся растить свои кадры, потому что взять кого-то со стороны не можем. Сегодня очень не хватает инженеров гражданской авиации, специалистов-дорожников и др.
Насколько, по Вашим прогнозам, вырастет пассажиропоток и грузооборот компании, и с какими финансовыми показателями "Толмачево" подойдет к концу 2007 года?
С уверенностью можно сказать, что пассажиропоток до конца 2007 года вырастет не менее чем на 12-14 %, и мы преодолеем планку в 1 млн. 800 тыс. пассажиров. Сделаем все возможное для того, чтобы в 2008 году этот показатель превысил 2 млн. пассажиров. По грузоперевозкам мы также ставим перед собой амбициозные цели: достичь рубежа в 20 тыс. тонн.
Что касается финансовых показателей. Валовой доход в 2007 году превысит 3 млрд. руб., размер чистой прибыли зависит от того, сколько средств "Толмачево" удастся освоить при модернизации аэропорта в этом году.
Какие авиакомпании в настоящее время являются вашими постоянными партнерами и какие совместные проекты осуществляются?
Очевидно, что авиакомпания "Сибирь" - это наш основной перевозчик. Можно сказать, базовая авиакомпания. Конечно, она не единственная. Мы даже слоган придумали "Открытое небо для всех" - открываем небо каждому. В частности, у нас есть хорошие перспективы по сотрудничеству с авиакомпанией "Аэрофлот". Мы постоянно ведем переговоры, разрабатываем несколько программ и стратегические планы с руководством авиакомпании. Пока не буду их раскрывать. Также работаем в области грузоперевозок совместно с авиакомпанией "Аэрофлот Карго". Она сегодня отделилась от основной материнской авиакомпании. Также ведутся серьезные переговоры с авиакомпанией "Трансаэро" об увеличении частоты полетов со следующего года. Это уже будут три рейса в сутки. В настоящее время - два. Кроме того, ведем переговоры о расширении чартерной географии полетов. Здесь речь идет о развитии туристического направления совместно с авиакомпанией "Трансаэро". У нас исторически сложились хорошие отношения с "Владивосток Авиа". Нам суждено быть рядом, быть вместе, и им суждено быть нашими клиентами. Они тоже дают нам довольно большой объем полетов. Думаю, что будет углубляться наше сотрудничество с авиакомпанией "Волга-Днепр". Работы много.
На данный момент одна из приоритетных задач - найти своего регионального перевозчика. Здесь мы рады приветствовать авиакомпанию "ЮТэйр", т.к. она специализируется на региональных перевозках. Ну, и конечно, готовы искать новых перевозчиков. Надеюсь, что скоро в России появятся реальные региональные перевозчики. На Сахалине есть прекрасная авиакомпания "Сахалинские авиатрассы". Вполне возможно, что ей будет интересно начать региональные полеты здесь у нас. Нам действительно нужна настоящая региональная авиакомпания, чтобы связать "Толмачево" с близлежащими городами Сибири.
Давайте поговорим о ценах на услуги. "Толмачево" дорогой или дешевый аэропорт?
Скрывать не буду: наш аэропорт относится к числу дорогих аэропортов России. Мы знаем, что популярны и нашими услугами пользуются. А за пользование надо платить. Мы развиваемся, строимся. На это нужны деньги. И говорить, что у нас все дешевле, прилетайте, пользуйтесь нашими услугами, конечно, нельзя. Но при этом, у нас есть некоторые ставки, которые являются наиболее дешевыми в регионе. Мы очень продуманно регулируем эти ставки. Если мы, например, строим новый аэровокзал, то понятно, что за пользование аэровокзалом поднимаем тарифы. А если хотим привлечь грузовые авиакомпании, которым не нужен наш терминал, то стараемся сдерживать рост ставок на взлет-посадку.
На ваш взгляд, аэропорт "Толмачево" соответствует международным стандартам системы безопасности?
Если говорить о системе безопасности, то однозначно "да", и лучшим подтверждением тому является сертификат Израильской службы безопасности. Я считаю, что это лучшая служба авиационной безопасности в мире, хотя, безусловно, уважаю, все наши государственные сертификационные организации. Если же говорить о безопасности полетов, то в этом направлении мы усиленно работаем и не уступаем другим ведущим аэропортам. В настоящее время в аэропорту идет масштабная модернизация, поэтому сервис и качество аэровокзальных комплексов скоро тоже будет на уровне ведущих аэропортов мира. Недавно была введена в эскплуатацию довольно прогрессивная система "Сибскан". Она, конечно, тоже нуждается в совершенствовании. Систему надо ставить на поток. Каким образом, надо думать. Например, делать такие же транспортеры внутри, как и в интроскопах, для более быстрого прохождения. Но на сегодняшний день "Сибскан" можно считать панацеей от наших проблем с разуваниями, раздеваниями. Благодаря ей, мы получаем более качественный, более детальный и при этом быстрый досмотр.
В целом, как вы представляете себе будущее аэропорта, и какая роль отводится региональным властям в этом?
Светлым и прекрасным. Хотя мы не достигнем уровня, скажем, аэропорта "Домодедово". Это понятное дело. Но я думаю, что новосибирский аэропорт "Толмачево" будет крупным региональным узловым аэропортом с объемом пассажиров не менее 5,5 млн. в год. Я в этом уверен....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
