О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Интервью с гендиректором ОАО "Аэропорт "Толмачево" А. Чертенковым

О планах на будущее, проектах и перспективах развития компании рассказал генеральный директор ОАО "Аэропорт "Толмачево" А.Чертенков

Международный "Аэропорт "Толмачево" 12 июля 2007г. отметил 50-летний юбилей. Новосибирский аэропорт является крупнейшим транзитным узлом на важнейших направлениях между Европой и Азией и занимает шестое место среди аэропортов России по пассажиропотоку. О планах на будущее, проектах и перспективах развития компании корреспонденту РБК рассказал генеральный директор ОАО "Аэропорт "Толмачево" Алексей Николаевич Чертенков.

Алексей Николаевич, в этом году аэропорт отметил свое 50-летие. "Толмачево" уже имеет статус международного аэропорта, достаточно динамично развивается и имеет хорошие перспективы. Чтобы успешно работать на авиационно-транспортном рынке и создать аэропортовую инфраструктуру мирового уровня, необходимо повышать эффективность компании. Какие мероприятия планируется осуществить в этом направлении?

В 2006 году выросли доходы от неавиационной деятельности аэропорта "Толмачево". Международный опыт показывает, что при правильной организации бизнеса прибыль от непрофильной деятельности может превышать прибыль от авиационной деятельности. Еще в конце 2004 года ОАО "Аэропорт "Толмачево" вывело ряд бизнесов, не связанных с авиаперевозками, в отдельные юридические лица. В 2005-2006г.г. были учреждены несколько компаний: "дочек" с контрольной долей аэропорта "Толмачево" и "внучек" с участием дочерних компаний. В частности, "Сибак", "Аэросвязь" (услуги связи, IT-технологии), "СервисКлининг" (уборка территорий).

Этот бизнес с суммарной выручкой 300 млн. руб. принес нашему аэропорту в 2006 году более 25 млн. руб. чистой прибыли. В структуре прибыли аэропорта, которая по итогам 2006 года составила 139,6 млн. руб., их доля составляет 18%. А с учетом продаж ГСМ в структуре выручки аэропорта неавиационный бизнес занимает уже 67%. В дальнейшем аэропорт будет создавать новые сопутствующие направления и выделять их в самостоятельные предприятия.

На заседании совета директоров ОАО "Аэропорт "Толмачево" 16 февраля 2007г. был утвержден генеральный план развития предприятия до 2026г. Расскажите о нем поподробнее. Реализацию каких проектов включает план? Из каких источников будет вестись финансирование?

Генеральный план был разработан на основе концепции ведущей немецкой компании Obermayer consult. Согласно плану аэропорт к 2020 году превратится в современный транспортный узел, полностью отвечающий стандартам ICAO. Помимо строительства второй взлетно-посадочной полосы, которое должно завершиться в 2009г., предполагается создать ряд инфраструктурных предприятий. В 2006 году уже был введен в эксплуатацию блок расширения аэровокзала внутренних воздушных линий, приобретены три телескопических трапа. В 2007 году будет завершена реконструкция существующего аэровокзального комплекса, терминала бортпитания, построена "трехзвездочная" гостиница на 250 номеров. Также в планах аэропорта строительство нового грузового цеха, гостиницы класса "четыре звезды" на 600 мест, конгресс-центра на 300 мест рядом с новым пассажирским терминалом.

Общий объем инвестиций до 2015 года составит 20,592 млрд. руб., большую часть из них, 16,9 млрд. руб., составят средства одного из акционеров аэропорта - группы "Промышленное развитие".

Расскажите о направлениях развития компании. Какое, по Вашему мнению, можно считать наиболее перспективным?

Среди приоритетов аэропорта - привлечение российских и иностранных авиаперевозчиков и развитие аэропорта "Толмачево" по принципу грузового и пассажирского хаба. Постоянно совершенствуется система обеспечения безопасности аэропорта, и, конечно, развивается сервисная инфраструктура. Каждое из этих направлений очень важно для менеджмента аэропорта. Развитие аэропорта в качестве грузового хаба имеет наибольшие перспективы при его дальнейшей интеграции в мировую транспортную систему. Ожидается, что к 2015 году грузопоток через аэропорт "Толмачево" достигнет 50 тыс. тонн груза в год. Первая очередь грузового терминала общей площадью 11,2 тыс. квадратных метров в III квартале 2007 года будет введена в эксплуатацию. Технические характеристики терминала позволят обрабатывать до 300 тонн в сутки всех видов авиационных грузов.

Насколько профессионализм сотрудников аэропорта способствует выполнению поставленных задач?

Это такой широкий вопрос. Если говорить про авиационную безопасность, то сегодня я вижу, что там действительно повышается профессионализм людей. Служба растет прямо на глазах. Это у нас одна из передовых служб. Есть и другие подразделения, которые можно было бы похвалить. Видно, что там есть серьезный прогресс. В частности, высококвалифицированные специалисты работатют в инженерно-авиационной службе. А есть участки, где я вижу некоторое технологическое отставание. В первую очередь, это касается менеджеров начального и среднего звена, которые, в принципе, должны задавать тон для своих подчиненных, определять вектор движения, будоражить старших руководителей. Такая проблема существует не только у аэропорта "Толмачево" и авиации. Это проблема общероссийского уровня. В последние 10-15 лет мы учили экономистов, юристов, но совершенно не готовили технических специалистов. Сегодня самый большой вопрос - найти руководителя именно технических подразделений. С этой проблемой мы столкнулись, и пока света в конце тоннеля не видно. Мы пытаемся растить свои кадры, потому что взять кого-то со стороны не можем. Сегодня очень не хватает инженеров гражданской авиации, специалистов-дорожников и др.

Насколько, по Вашим прогнозам, вырастет пассажиропоток и грузооборот компании, и с какими финансовыми показателями "Толмачево" подойдет к концу 2007 года?

С уверенностью можно сказать, что пассажиропоток до конца 2007 года вырастет не менее чем на 12-14 %, и мы преодолеем планку в 1 млн. 800 тыс. пассажиров. Сделаем все возможное для того, чтобы в 2008 году этот показатель превысил 2 млн. пассажиров. По грузоперевозкам мы также ставим перед собой амбициозные цели: достичь рубежа в 20 тыс. тонн.

Что касается финансовых показателей. Валовой доход в 2007 году превысит 3 млрд. руб., размер чистой прибыли зависит от того, сколько средств "Толмачево" удастся освоить при модернизации аэропорта в этом году.

Какие авиакомпании в настоящее время являются вашими постоянными партнерами и какие совместные проекты осуществляются?

Очевидно, что авиакомпания "Сибирь" - это наш основной перевозчик. Можно сказать, базовая авиакомпания. Конечно, она не единственная. Мы даже слоган придумали "Открытое небо для всех" - открываем небо каждому. В частности, у нас есть хорошие перспективы по сотрудничеству с авиакомпанией "Аэрофлот". Мы постоянно ведем переговоры, разрабатываем несколько программ и стратегические планы с руководством авиакомпании. Пока не буду их раскрывать. Также работаем в области грузоперевозок совместно с авиакомпанией "Аэрофлот Карго". Она сегодня отделилась от основной материнской авиакомпании. Также ведутся серьезные переговоры с авиакомпанией "Трансаэро" об увеличении частоты полетов со следующего года. Это уже будут три рейса в сутки. В настоящее время - два. Кроме того, ведем переговоры о расширении чартерной географии полетов. Здесь речь идет о развитии туристического направления совместно с авиакомпанией "Трансаэро". У нас исторически сложились хорошие отношения с "Владивосток Авиа". Нам суждено быть рядом, быть вместе, и им суждено быть нашими клиентами. Они тоже дают нам довольно большой объем полетов. Думаю, что будет углубляться наше сотрудничество с авиакомпанией "Волга-Днепр". Работы много.

На данный момент одна из приоритетных задач - найти своего регионального перевозчика. Здесь мы рады приветствовать авиакомпанию "ЮТэйр", т.к. она специализируется на региональных перевозках. Ну, и конечно, готовы искать новых перевозчиков. Надеюсь, что скоро в России появятся реальные региональные перевозчики. На Сахалине есть прекрасная авиакомпания "Сахалинские авиатрассы". Вполне возможно, что ей будет интересно начать региональные полеты здесь у нас. Нам действительно нужна настоящая региональная авиакомпания, чтобы связать "Толмачево" с близлежащими городами Сибири.

Давайте поговорим о ценах на услуги. "Толмачево" дорогой или дешевый аэропорт?

Скрывать не буду: наш аэропорт относится к числу дорогих аэропортов России. Мы знаем, что популярны и нашими услугами пользуются. А за пользование надо платить. Мы развиваемся, строимся. На это нужны деньги. И говорить, что у нас все дешевле, прилетайте, пользуйтесь нашими услугами, конечно, нельзя. Но при этом, у нас есть некоторые ставки, которые являются наиболее дешевыми в регионе. Мы очень продуманно регулируем эти ставки. Если мы, например, строим новый аэровокзал, то понятно, что за пользование аэровокзалом поднимаем тарифы. А если хотим привлечь грузовые авиакомпании, которым не нужен наш терминал, то стараемся сдерживать рост ставок на взлет-посадку.

На ваш взгляд, аэропорт "Толмачево" соответствует международным стандартам системы безопасности?

Если говорить о системе безопасности, то однозначно "да", и лучшим подтверждением тому является сертификат Израильской службы безопасности. Я считаю, что это лучшая служба авиационной безопасности в мире, хотя, безусловно, уважаю, все наши государственные сертификационные организации. Если же говорить о безопасности полетов, то в этом направлении мы усиленно работаем и не уступаем другим ведущим аэропортам. В настоящее время в аэропорту идет масштабная модернизация, поэтому сервис и качество аэровокзальных комплексов скоро тоже будет на уровне ведущих аэропортов мира. Недавно была введена в эскплуатацию довольно прогрессивная система "Сибскан". Она, конечно, тоже нуждается в совершенствовании. Систему надо ставить на поток. Каким образом, надо думать. Например, делать такие же транспортеры внутри, как и в интроскопах, для более быстрого прохождения. Но на сегодняшний день "Сибскан" можно считать панацеей от наших проблем с разуваниями, раздеваниями. Благодаря ей, мы получаем более качественный, более детальный и при этом быстрый досмотр.

В целом, как вы представляете себе будущее аэропорта, и какая роль отводится региональным властям в этом?

Светлым и прекрасным. Хотя мы не достигнем уровня, скажем, аэропорта "Домодедово". Это понятное дело. Но я думаю, что новосибирский аэропорт "Толмачево" будет крупным региональным узловым аэропортом с объемом пассажиров не менее 5,5 млн. в год. Я в этом уверен....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка