SmartMoney
30 июля 2007, 13:12
С колес на крылья
Будущее авиационного рынка России - за региональными перевозками
Андрей Мартиросов возглавил авиакомпанию "Тюменьавиатранс" в 1999 г. В то время она проходила процедуру банкротства. Молодой 31-летний юрист быстро избавил компанию от миллиардных долгов, а заодно сменил ее имя на более звучное - "ЮТэйр". Сегодня "ЮТэйр" - один из пяти лидеров российского рынка авиаперевозок и крупнейший в мире вертолетный оператор с дочерними предприятиями в Африке, Европе и Индии.
Мартиросов хорошо представляет, как будет выглядеть мировая индустрия авиаперевозок через 10-15 лет. Сам он, правда, к тому времени рассчитывает уйти на покой, чтобы заняться рыбалкой и охотой.
Две модели
Крупнейшие в мире производители самолетов - европейская Airbus и американская Boeing - уже давно спорят о будущем гражданской авиации. Airbus близка концепция hub-and-spoke (дословно "втулки и спицы" - по аналогии с велосипедным колесом). Суть этой концепции вкратце в следующем: пассажиры из региональных аэропортов подвозятся небольшими самолетами в крупный узловой центр, а оттуда на гигантских лайнерах разлетаются по всему миру. Boeing видит будущее за перевозками типа point-to-point, то есть из пункта в пункт без лишних пересадок. Boeing уже представила воплощение своего видения будущего - дальнемагистральный 787 Dreamliner средней вместимости. Airbus поначалу сконцентрировала все усилия на А380 - гигантском двухэтажном лайнере. Но затем европейцы все же решили последовать примеру конкурента и начали строить самолет А350 - тоже дальнемагистральный, как и Boeing 787.
По мнению Мартиросова, через 20 лет будут успешно сосуществовать обе модели. Общемировой рост пассажиропотоков приведет к росту числа маршрутов point-to-point. Но из-за интенсивности движения самолетов в небе над Европой и Америкой количество доступных авиакомпаниям слотов на использование воздушных трасс будет ограничено. Поэтому предпочтение станет отдаваться таким машинам, как А380.
В России тоже будут работать обе модели. На внутреннем рынке возрастет доля перевозок типа point-to-point, а международные полеты станут прерогативой хабов. Гораздо интереснее перемены, которые произойдут в организации авиационного бизнеса. Сейчас перевозками занимаются "классические" авиакомпании и дискаунтеры (они же лоукостеры). Последние обычно летают в периферийные аэропорты и предоставляют довольно скромный сервис на борту. Но пройдет лет двадцать, и столь четкой сегментации среди авиакомпаний уже не будет. Лоукостеры будут перенимать методы работы классических авиакомпаний.
Классические перевозчики научатся экономить на издержках и неминуемо пожертвуют сервисом. Но это не значит, что доходность авиаперевозок вырастет: сэкономленное съест конкурентная борьба за пассажира экономкласса.
Смешение классической модели авиабизнеса с моделью дискаунтера заставит перевозчиков искать новые ниши и предлагать парадоксальные на первый взгляд продукты. Первые услуги нового типа появляются уже сейчас: бюджетный бизнес-класс и дальнемагистральный лоукост.
Рейсы авиакомпании SilverJet, специализирующейся на экономном бизнес-классе, уже нашли своих почитателей. Еще бы: из Нью-Йорка в Лондон и обратно всего за $1741! Аналогичный полет в обычном бизнес-классе British Airways обойдется минимум в $5500. А ведущий европейский лоукостер Ryanair уже объявил о том, что с 2010 г. начнет полеты из Европы в США всего за €10.
Полет в глубинку
А что же в России? Сегодня у нас зарегистрировано почти 200 авиакомпаний. Но в 2025 г. успешными можно будет назвать максимум 10 из них. Череда банкротств небольших региональных авиакомпаний продолжится: у них остались считаные годы на то, чтобы завершить эксплуатацию самолетов еще советского производства, доставшихся им в наследство от "Аэрофлота". Они не смогут позволить себе приобрести новые воздушные суда. Будущее есть лишь у сетевых авиакомпаний, занимающих сегодня первые шесть мест в рейтинге перевозчиков. У них уже сейчас есть разветвленная сеть маршрутов и программы обновления флотов. Среди выживших мы увидим "Аэрофлот", AiRUnion, S7, "Трансаэро", ГТК "Россия" и, конечно же, "ЮТэйр". Каждая из них будет перевозить по 10 млн человек в год. Причем внутри этой шестерки возможны консолидации. Например, альянс полугосударственного "Аэрофлота" с государственной "Россией". Мартиросов не исключает в будущем альянса "ЮТэйр" с S7, "Трансаэро" или AiRUnion. Состав их авиапарков будет мало отличаться от флотов иностранных перевозчиков.
Сегодня отечественные авиакомпании, раньше закупавшие самолеты на вторичном рынке, наравне с глобальными лидерами начали заказывать самые последние разработки мирового авиапрома. Жалко только, что российская авиапромышленность не поучаствует в этом празднике. Вряд ли наша страна сделает конкурентоспособный среднемагистральный самолет раньше 2025 г. "Конечно, к тому моменту будет создан самолет Sukhoi SuperJet, который должен хорошо продаваться. Но не более того. Впрочем, я хотел бы ошибаться", - говорит Мартиросов.
Самое интересное произойдет на рынке региональных перевозок, где будет работать несколько крупных авиакомпаний. Именно в этом сегменте глава "ЮТэйр" видит будущее гражданской авиации России.
Главный конкурент региональных авиакомпаний - железные дороги, особенно на небольших расстояниях. Во-первых, поездом ехать дешевле. Во-вторых, проще. В поезде и паспорт не всегда проверяют. А в аэропорту тебя с пристрастием досмотрят, отберут все жидкости и колющие предметы. А если фейс-контроль не пройдешь, можно вообще на борт не попасть. И не важно, куда ты летишь - в Нью-Йорк или Воронеж. Быть в аэропорту желательно за полтора часа до вылета.
Но Мартиросов оптимистичен. Россияне непременно будут богатеть, и разница в цене на билеты станет не столь существенна. А чем больше будет ужесточаться пропускной режим в аэропортах, тем больше внимания "темных сил" будет приковано к другим видам транспорта.
Общество само, уверен глава "ЮТэйр", потребует усиления антитеррористических мер на вокзалах. В будущем, как и в аэропортах, там придется проходить утомительный досмотр, а информация о пассажирах будет вноситься в единую систему на предмет выявления неблагонадежных граждан. Так что попасть в поезд станет так же сложно, как и в самолет. При одинаковых формальностях в аэропорту и на железнодорожном вокзале пассажир предпочтет самолет. Ведь у последнего останется его главное преимущество - скорость. Люди будущего станут еще больше ценить свое время, чем сейчас. Вот тогда-то и расцветут авиаперевозки маленькими самолетами на небольшие расстояния, вернутся забытые со времен СССР маршруты вроде Липецк - Воронеж или Тюмень - Екатеринбург. Тем более что через 20 лет наверняка исчезнет система перекрестного субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок за счет грузовых. Билеты на поезд подорожают, хотя и останутся дешевле авиационных на 10-30%.
Огромный потенциал внутрироссийских перевозок не позволит авиационным властям отдать этот рынок иностранным авиакомпаниям. Сейчас "иностранцам" запрещено возить пассажиров между городами России. Максимум, на что они могут рассчитывать в течение ближайших лет, - постепенный отход от системы двусторонних межправительственных соглашений, регулирующих перевозки между российскими и зарубежными городами. Сейчас два договаривающихся государства четко фиксируют количество рейсов между странами и назначают конкретных перевозчиков с каждой стороны. "Аэрофлот", будучи назначенным перевозчиком по многим зарубежным линиям, разумеется, попытается всеми силами противостоять либерализации международного рынка перевозок. Но если Россия вступит в ВТО, национальный перевозчик не сможет долго удерживать абсолютное лидерство в этом сегменте....
Авторские права на данный материал принадлежат «SmartMoney». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка
Декабрь 22, 2025
В Североморске демонтируют памятник-бомбардировщик - его реставрируют в Санкт-Петербурге
