О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Моноплан Рудьковского

На украинском рынке может появиться авиаперевозчик, который фактически займет монопольное положение и будет контролировать почти три четверти пассажиропотока. Министерство транспорта и секретариат президента готовят проект создания альянса крупнейших украинских авиакомпаний - "Аэросвита", МАУ и "Донбассаэро"

На украинском рынке может появиться авиаперевозчик, который фактически займет монопольное положение и будет контролировать почти три четверти пассажиропотока. Как стало известно Ъ, Министерство транспорта и секретариат президента готовят проект создания альянса крупнейших украинских авиакомпаний - "Аэросвита", МАУ и "Донбассаэро". Если проект будет реализован, контрольный пакет МАУ достанется Austrian Airlines, однако ведущая роль в будущем альянсе все равно достанется "Аэросвиту".

О планах по объединению крупнейших украинских авиаперевозчиков вчера объявили министр транспорта Николай Рудьковский и замглавы секретариата президента, экс-министр транспорта Виктор Бондарь. Господин Рудьковский пояснил необходимость создания альянса тем, что украинские авиаперевозчики должны усилить свои позиции на рынке до подписания Украиной договора "Об открытом небе", который откроет доступ на украинский рынок европейским авиакомпаниям. "Иначе украинские авиаперевозчики не смогут конкурировать с европейскими авиакомпаниями",- заявил господин Рудьковский.

Господин Бондарь пояснил Ъ, что процесс объединения нужно начать с тех компаний, где правительство на правах акционера сможет инициировать создание альянса, то есть крупнейшей на Украине авиакомпании "Аэросвит" (государству принадлежит 22,4% акций), и второй по объему - "Международных авиалиний Украины" (МАУ; 61,6% акций). "После этого к процессу консолидации могут быть привлечены и частные авиакомпании",- добавил господин Бондарь. При создании альянса в него автоматически войдет четвертый по пассажиропотоку и крупнейший внутренний перевозчик "Донбассаэро", 74,99% которого сейчас покупает "Аэросвит", а остальные 25,1% контролируется облсоветом Донецка. Таким образом, на украинском рынке будет создана фактически монопольная структура: объем пассажиропотока украинских перевозчиков в прошлом году составил 4,4 млн. пассажиров, из них на "Аэросвит", МАУ и "Донбассаэро" пришлось 3,1 млн.

Господин Бондарь уверен, что правительство сумеет убедить в необходимости объединения все три авиакомпании, в том числе и МАУ, в которой 22,5% акций владеет компания UIAB - "дочка" Austrian Airlines, не заинтересованных в создании себе серьезного конкурента на украинском рынке. "Мы рассматриваем возможность предложить Austrian Airlines выкупить часть государственной доли в МАУ, таким образом, что австрийскому перевозчику достанется контрольный пакет компании", - поясняет господин Бондарь. В обмен на это австрийская компания может дать согласие на вхождение МАУ в альянс, считает экс-министр транспорта. Напомним, ранее UIAB заявляла о желании увеличить свою долю.

В МАУ не исключают возможности создания альянса или объединения с компанией "Аэросвит". Ранее компании уже вели между собой переговоры об этом, однако они ни к чему не привели. Правда, президент МАУ Юрий Мирошников считает, что сейчас более выгодным вариантом может быть вступление авиакомпании в крупный международный альянс, например Sky Team или Star Alliance. В "Аэросвите" Ъ пояснили, что пока не рассматривали возможности создания альянса с МАУ. "Но в случае если МАУ предложит компании оптимальный вариант объединения, "Аэросвит" будет готов его рассмотреть",- говорит пресс-секретарь "Аэросвита" Сергей Куцый.

Между тем эксперты отмечают, что объединение украинских авиаперевозчиков в альянс в конечном счете все равно закончится юридическим слиянием, и возглавит объединенную компанию "Аэросвит". "В мировой практике альянсы обычно создаются межгеографические, а внутри страны - это в любом случае будет поглощение", - уверен попросивший об анонимности топ-менеджер МАУ. "По крайней мере, при создании альянса "МАУ" и "Аэросвита" в объединенной компании будет руководящий орган, в котором будет один председатель правления - представитель одной из авиакомпаний, вторая же останется недовольна", - подтверждает старший партнер юридической компании "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко. Первый заместитель главы "Днеправиа" Сергей Ткаченко отмечает, что в таком альянсе главной компанией будет крупнейший игрок этого рынка: у него будет больше возможностей отстоять свои права". Высокопоставленный источник Ъ в Госавиаадминистрации уверен, что при объединении авиакомпаний руководящие позиции в альянсе скорее всего займут топ-менеджеры "Аэросвита", владеющего долей в крупнейшем внутреннем перевозчике "Донбассаэро". "По структуре объединение будет похоже на российский альянс AiRUnion - это объединение компаний с госдолей, которые фактически подчиняются одному игроку: в России "КрасЭйр", на Украине - "Аэросвиту",- считает независимый эксперт Александр Кава....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка