Красная звезда
20 августа 2007, 14:45
Штурманская судьба
Штурман звена майор М.Кустов служит на Юге России в самом "горячем" Кореновском вертолетном полку. И потому в небе, наверное, бывает чаще, чем дома
Военным летчиком Михаил стал по совету отца - кадрового офицера-танкиста. Очень уж впечатлила Кустова-старшего боевая работа винтокрылых машин в небе Афганистана. И такой работы Кустову-младшему судьба подарила с избытком.
По окончании Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков в драматичном для страны 1991-м начал офицерскую службу в Казахстане. С 1993 года - в Кореновском полку. А с 1994-го пошла "горячая полоса": первая - Чечня, Абхазия; вторая - Чечня, снова Абхазия… На вопросы о службе отвечает немногословно, весомо аргументируя: "В Северо-Кавказском военном округе - и в небе, и на земле - так служит большинство офицеров". Однако, касаясь особенностей своей работы, полетов в той или иной местности, увлекается и эмоционально рассказывает, как много зависит в боевых условиях от профессионального применения винтокрылых машин, от штурманской подготовки. Больше 2 тысяч часов налета, из которых 1.600 - боевые, медаль Нестерова и медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени с изображением мечей - за первую Чечню, орден "За военные заслуги" - за вторую говорят о многом.
Яркая страница военной биографии Михаила Кустова - это первая "горячая" командировка в январе 1995-го, когда брали Грозный. Вертолетчики лучше других видели, какой ценой… В 1996-м особо запомнился один из боевых вылетов в Аргунское ущелье, когда эвакуировали сразу 45 раненых, из них девять - на носилках. С такой загрузкой летать не положено. Однако точный штурманский расчет, профессионализм и опыт экипажа позволили выполнить боевую задачу - взлетели по-самолетному. В Абхазии в 1996 году тоже было очень неспокойно. Из-за подрывов приходилось совершать много санитарных рейсов днем и ночью.
И все же самым напряженным периодом службы оказался 2000 год. С аэродрома Гизель летали по 8-9 часов в сутки: перевозили десантников и грузы, эвакуировали раненых.
Сегодня майор Михаил Кустов отвечает за штурманскую подготовку звена, за выбор площадок и порядок десантирования. Северный Кавказ и в 2007 году - все еще не зона отдыха. Над Ханкалой и Гудаутой небо по-прежнему тревожное. И летчики Кореновского полка делают все, чтобы упрочить здесь мир.
За плечами - 20 "календарей"… За это время в выборе специальности, да и по большому счету жизненного пути ничуть не разочаровался. Михаил говорит: "Для души очень важно осознание, что живешь не зря. Спасение и оказание помощи в боевой обстановке позволяют себя уважать. Такая работа по душе. Когда долго не летаешь, просто руки и душа тоскуют".
Сердце вертолетчика за годы службы не очерствело, тянется к живой природе, творчеству. В редкие свободные часы Михаил Кустов всецело отдается давнему увлечению - аквариумистике. У него дома - три аквариума. А северокавказские впечатления и обилие фото- и видеоматериалов подтолкнули к новому виду творческого самовыражения - компьютерному видеомонтажу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции