Коммерсантъ
22 августа 2007, 07:39
"Все, разбился"
Президент РФ В.Путин открыл в подмосковном Жуковском Международный авиакосмический салон. За три часа, проведенных на выставке, президент успел обойти почти все павильоны, потерпеть катастрофу при попытке условно посадить самолет под Комсомольском-на-Амуре и трижды встретиться с премьером Украины В.Януковичем
МАКС - единственная в России выставка, которую традиционно открывает президент, этот порядок завел еще Борис Ельцин. Владимир Путин, по заведенной уже им самим традиции прилетел вчера в Жуковский на вертолете. Другие высокие гости, включая первого вице-премьера Сергея Иванова, добирались по земле, создав на двухрядной автотрассе огромные пробки - обычные участники выставки, выехавшие из Москвы в восемь утра, добрались до входа на МАКС лишь к полудню. Впрочем, президентский вертолет тоже задержался на полчаса - по утверждению источников Ъ, из-за дыма от горящих к востоку от Москвы торфяников. Действительно, взлетная полоса Летно-исследовательского института имени Громова, где проходит авиасалон, с утра утопала в пропахшей гарью мгле.
Господин Путин произнес трехминутную речь, особо отметив "программный характер авиасалона, его научные конференции и семинары". Отдельно он похвалил "системообразующую экспозицию российской Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), заодно поставив перед ней задачу "сохранить лидерство в производстве боевой военной авиационной техники". Этим выступлением официальная церемония открытия МАКСа и ограничилась, после чего президент отправился в шале "Рособоронэкспорта".
Там, по словам очевидцев, господин Путин прежде всего поздравил с отмечавшимся накануне 55-летием главу компании Сергея Чемезова и поздоровался с только что прибывшим в Жуковский премьером Украины Виктором Януковичем. А уже на террасе шале, откуда открывался вид на взлетную полосу, президента успела "перехватить" чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина, которая попросила его помочь спортивной авиации России. "У нас лучшие в мире спортивные самолеты, лучшие летчики, лучшая пилотажная школа. Но мы же стоим на коленях из-за отсутствия государственной поддержки! Это я и пыталась донести до президента,- рассказала позже госпожа Капанина.- Президент обещал постараться помочь".
Демонстрационные полеты, похоже, произвели на президента не слишком большое впечатление: практически ту же программу он видел уже трижды на предыдущих МАКСах. Поэтому, посмотрев первые несколько полетов, Владимир Путин отправился на обход выставки. Это тоже своего рода ритуал, причем в прежние годы многие российские и зарубежные участники выставки жаловались, что администрация президента обещала заход главы государства в их павильон, а "он не пришел". Вчера же Владимир Путин пришел практически ко всем. К этому времени на смену гари пришла 30-градусная жара, кондиционеров в выставочных холлах почти нигде не было, но господин Путин в своем черном костюме мужественно и методично обходил павильон за павильоном.
Сначала он зашел во впервые организованный на МАКСе детский павильон. Там его ждали юные авиа- и космические моделисты: перед МАКСом прошли несколько детских конкурсов, победителям которых дали возможность лично рассказать о своих проектах президенту РФ. В результате девочка из Казахстана подарила Владимиру Путину вязаную модель авиалайнера.
Потом президент посмотрел стенды ОАК, где не преминул забраться в тренажер регионального самолета Sukhoi SuperJet-100 (его первый полет намечен на октябрь-ноябрь). Тренажер полностью имитировал кабину самолета, а в его окнах отображался пейзаж окрестностей Комсомольска-на-Амуре и аэродрома Комсомольского авиастроительного объединения, где сейчас строят SuperJet-100. Владимир Путин сел в левое кресло командира, правое занял шеф-пилот этого самолета Александр Яблонцев, а за креслами встали Сергей Иванов и глава компании "Сухой" Михаил Погосян, дававшие свои пояснения.
Однако теории президенту было мало. "Что будет, если я переведу ручку от себя?" - поинтересовался он. "Вы врежетесь в землю",- охотно объяснил пилот Яблонцев. Владимир Путин тут же двинул ручку, и инструктор, расположившийся за мониторами рядом с тренажером, покачал головой: "Сейчас рухнет". На мониторе мелькнуло небо, потом резко наползла зелень каких-то полей, и картинка замерла. "Все, разбился",- подвел итог инструктор и перезапустил программу.
Второй заход удался Владимиру Путину значительно лучше: с помощью Александра Яблонцева, который время от времени давал подсказки, подправлял траекторию полета, выпускал шасси и закрылки, переключал двигатели на реверс тяги, президент успешно посадил самолет на аэродром. "Неплохо сел,- подвели итог представители "Сухого".- Посадочная скорость в пределах допустимого - 250 километров в час. Вертикальная - всего 60 сантиметров в секунду при допустимом одном метре".
В зарубежном разделе салона Владимир Путин тоже не забыл почти никого. Он зашел на стенды европейского концерна EADS (в него входит Airbus - одна из двух крупнейших в мире самолетостроительных компаний), французской группы Safran (делает вместе с рыбинским НПО "Сатурн" двигатели для Sukhoi SuperJet100) и американской фирмы Boeing. У экспозиции китайской Great Wall ее представители поинтересовались, "когда на российских космических кораблях появятся детали с клеймом "Made in China". "Может, и появятся, но, думаю, не скоро",- пообещал президент. И лишь британской Rolls-Royce не повезло: когда одна из представительниц компании попыталась взять господина Путина под руку и отвести на свой стенд, офицеры ФСО оттеснили ее в сторону, а Сергей Иванов на прекрасном английском объяснил, что "президент торопится".
Торопился он, как выяснилось, в украинский павильон, где его ждал господин Янукович. Их вторая встреча прошла, как будто они виделись впервые, с рукопожатиями и приветственными словами. Премьер, изнывая от жары, убеждал президента теснее сотрудничать с авиастроителями Украины. Владимир Путин в промокшем пиджаке явно не имел уже сил от этого отказаться.
Завершив свой героический поход по душным павильонам, президент забрался в свой автомобиль. Но, едва тронувшись, лимузин остановился, и господин Путин подошел к киоску. "Чем торгуете?" - спросил он у продавщицы. "Хот-догами по 40 рублей",- пролепетала та. Президент, явно рассчитывавший на что-то похолоднее, сокрушенно покачал головой и снова поехал в шале "Рособоронэкспорта", чтобы в третий раз встретиться с Виктором Януковичем. Судя по всему, без свидетелей им тоже было о чем поговорить: вместо запланированных 30 минут встреча длилась больше часа. После этого Владимир Путин перепоручил премьера Сергею Иванову для подписания меморандума о взаимопонимании по развитию гражданской и грузовой авиатехники и покинул МАКС на вертолете....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции