О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кому достанется "хозяйство" Чемезова?

ФГУП "Рособоронэкспорт", возможно, в ближайшее время будет акционировано, а 100% его акций перейдут в создаваемую госкорпорацию "Ростехнологии"

Сегодня стало известно о том, что ФГУП "Рособоронэкспорт", возможно, в ближайшее время будет акционировано, а 100% его акций перейдут в создаваемую госкорпорацию "Ростехнологии". Как полагают участники рынка, за внешне логичной реорганизацией стоит стремление чиновников ФГУПа завладеть рядом активов гражданской направленности "Рособоронэкспорта".

Напомним, что с самого своего основания "Рособоронэкспорт" занимался не совсем профильной для себя деятельностью, хотя в уставе ФГУПа черным по белому написано, что "предприятие является государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и основано на праве хозяйственного ведения". Однако, ведомство, возглавляемое Сергеем Чемезовым, давно уже занимается непрофильным для себя бизнесом, и при этом не совсем удачно.

Одним из самых характерных примеров является ОАО "АвтоВАЗ". Менеджмент этого предприятия, представляющий оборонщиков, довел автогигант практически "до ручки". Дилерская сеть практически развалена, автомашины, выпускаемые предприятием, практически неконкурентоспособны. К тому же регулярно терпящий убытки "АвтоВАЗ" то и дело потрясают забастовки.

Более удачно получилось у оборонщиков с металлургическими активами. Еще в начале года "Рособоронэкспорт" после приобретения волгоградского завода "Красный Октябрь" объявил о создании металлургического холдинга "Русспецсталь". Одновременно происходило слияние с "ВСМПО-Ависма", которое ряд СМИ назвали самым настоящим силовым захватом. Пока владельцы компании сопротивлялись слиянию, предприятие то и дело посещали силовики с проверками.

Таким же образом оборонщики пытались присоединить к своему холдингу Челябинский металлургический комбинат (ЧМК), входящий в группу "Мечел", подконтрольную Игорю Зюзину. Помимо ЧМК, ФГУП интересовал и другие активы "Мечела", такие, как, примеру, "Ижсталь". В прессе проходила информация о том что Зюзина не устроила цена, предложенная Чемезовым, и многие ожидали повторения истории с "ВСМПО-Ависма", однако этого не произошло.

Следует отметить, что металлургия - не единственная отрасль, где "Рособоронэкспорт" собирался создать холдинг. Так, летом нынешнего года было объявлено о том, что "АвтоВАЗ" и "ВСМПО-Ависма", контролируемые "Рособоронэкспортом", и газовая компания "Итера" создадут совместное предприятие, которое будет обеспечивать потребности этих компаний в электроэнергии.

Еще одним масштабным проектом оборонщиков стало создание топливной компании "ТС-Аэро" по заправке самолетов керосином, совет директоров которой возглавил начальник департамента экспорта продукции военного назначения сухопутных войск и импорта "Рособоронэкспорта" Игорь Севастьянов. Затем авиакомпания "Московия", подконтрольная ФГУПу, подписала меморандум о покупке до 24 пассажирских и грузовых самолетов Ту-204 и Ан-148. Для любого непосвященного в дела оборонщиков стало понятно, что "Рособоронэкспорт" создает глобального авиаперевозчика.

Заметим, что размаху, с которым действуют подчиненные г-на Чемезова, можно только позавидовать. Им практически разрешено все что, не позволено другим. Ведь руководитель ФГУПа считается близким другом Владимира Путина. Поэтому ни для кого не будет удивительным, если завтра "Рособоронэкспорт" захочет осваивать, к примеру, текстильную промышленность. Вот и получается, что предприятие, создававшееся изначально для нужд оборонной промышленности, занимается совсем другим - коммерцией.

Понятно, что такое положение вещей не могло устраивать Кремль. Ведь в преддверии смены президентской команды необходимо все привести в порядок с законом. Наверное, поэтому еще в начале года Сергей Чемезов написал письмо на имя Владимира Путина с предложением создать госкорпорацию, в которую вошли бы как сам "Рособоронэкспорт", так и его непрофильные структуры.

Согласно новой концепции, "Рособоронэкспорт" будет акционирован, а его активы передадут в новую госкорпорацию "Ростехнологии". Под это дело в недрах правительства готовится целый законопроект.

С одной стороны все выглядит очень логичным. Предприятие избавится от тех структур, которые не являются профильными. Кроме того, госпредприятие перестанут потрясать скандалы, связанные с тем, что оно нанимало в различных странах посредников для торговли оружием, чем госорган по международному законодательству заниматься не может.

Однако, передав свои активы в госкорпорацию, "Рособоронэкспорт" сможет не только проводить IPO подконтрольных структур, но и продавать активы своих компаний.

Примечательно, что "Ростехнологии" возглавит сам Сергей Чемезов. Это наводит на мысль о том, что некоторые активы, которые сейчас подконтрольны "Рособоронэкспорту", могут пойти с молотка.

В первую очередь это касается "АвтоВАЗа". После того, как предприятие оказалось в кризисе, менеджмент ФГУПа не раз высказывал свое желание продать часть акций этого предприятия.

Недавно в совет директоров компании вошел сын Чемезова Станислав. А московским представительством "АвтоВАЗа" руководил брат Чемезова. Поэтому не исключено, что тольяттинский завод наводнен родственниками главы ФГУПа.

Для чего это делается, догадаться несложно. После того, как "Рособоронэкспорт" будет акционирован и передан в "Ростехнологии", многие дочерние предприятия первого могут быть раскуплены.

Как заявила обозревателю "Века" аналитик ИК "Велес Капитал" Марина Иркли, "стратегические активы оборонщиков, безусловно, останутся у государства, а вот блокпакеты непрофильных могут быть распроданы".

С последним утверждением трудно не согласиться, учитывая тенденцию по перераспределению собственности, которая происходит в последнее время в России. Очевидно и то, что не все гражданские структуры ФГУПа уйдут Чемезову и близким к нему людям. Вполне возможно, что в последней приватизации примут участие известные "металлурги", такие как Абрамович, Дерипаска или Усманов.

Конечно, все самые лакомые куски разойдутся по кабинетам, близким к Путину чиновников. Распределяя активы, они, безусловно, забирают свою долю пирога....
Авторские права на данный материал принадлежат «Век». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка