Военно-промышленный курьер
5 сентября 2007, 12:03
Исполняется 60 лет НПО "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина
Исполняется 60 лет НПО "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина
Руководство страны поставило перед коллективом несравнимо сложные и ответственные задачи, от выполнения которых в буквальном смысле зависело будущее нации. Коллектив выполнил задание правительства, совершив научно-технический прорыв, а по большому счету, гражданский подвиг.
Тогда практически с нуля были разработаны и приняты на вооружение зенитные ракетные системы С-25, С-75, которые, в конечном итоге, положили конец вакханалии самолетов США как в воздушном пространстве нашей страны, так и во Вьетнаме, на Ближнем Востоке: Впоследствии на "Алмазе" были созданы ЗРС С-125, С-200, ряд систем С-300П, составившие основу ПВО страны. В целом ЗРС "алмазовской" разработки поставлялись в 37 стран мира, что способствовало росту авторитета Советского Союза, а сегодня - России.
Но как и за счет чего все это было достигнуто? Вопрос особенно актуален сегодня, когда руководством США принято решение о размещении систем ПРО в Польше и Чехии.
А России, в ответ на вызовы времени, предстоит вновь совершить технологический рывок, наверстывая упущенные за 15 лет возможности. Итак, с чего все началось?
Взлет "Беркута"
В конце 40-х гг. у потенциального противника на вооружении были межконтинентальные стратегические бомбардировщики, носители атомного оружия, способные проникать на территорию Советского Союза и достигать Москвы. В связи с угрозой атомного нападения И.В. Сталин лично поставил задачу создать в кратчайшие сроки непреодолимую для массированных налетов стратегической авиации противовоздушную оборону Москвы.
Решить эту задачу - разработать систему зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО) С-25 (до 1953 г. - "Беркут") - правительство доверило в августе 1950 г. вновь сформированному на базе СБ-1 Конструкторскому бюро №1 (КБ-1). Этим же постановлением было создано при Совмине СССР Третье главное управление (ТГУ) для руководства работой всех министерств и ведомств, привлекающихся для решения этой государственно важной оборонной задачи. Управление стало Генеральным заказчиком системы С-25. Начальником ТГУ был назначен видный государственный деятель В.М. Рябиков, его заместителем стал В.Д. Калмыков, впоследствии министр радиопромышленности, научно-техническую часть возглавил член-корреспондент АН СССР А.Н. Щукин.
С этого времени КБ-1 стало быстрым темпом расширяться, пополняться кадрами ведущих специалистов и выпускников институтов и военных академий Москвы, Ленинграда и других городов СССР. Главными конструкторами назначены П.Н. Куксенко и С.Л. Берия. Заместителем главного конструктора и начальником радиолокационного отдела - А.А. Расплетин. В результате предварительной проработки была принята концепция, предложенная А.А. Расплетиным: многоканальная радиолокационная станция наведения, выполняющая функции обнаружения 20 воздушных целей, их сопровождения, сопровождения 20 зенитных ракет и наведения их на цели.
Радиолокационная станция осуществляла обзор пространства в секторе 60°, сканируя двумя лучами (одним в азимутальном и другим в угломестном направлениях), обнаруживала появляющиеся цели, захватывала и автоматически сопровождала до 20 целей и 20 наводимых на них ракет, вырабатывала команды управления наведением и передавала их на ракеты. Построение ЗРК на основе секторных радиолокаторов определило облик будущей системы ПВО г. Москвы. Александр Андреевич Расплетин стал лидером ее разработки и по существу главным конструктором. В 1953 г. правительство утвердило его в этом звании официально.
Всего для прикрытия Москвы решено было разместить два кольца таких радиолокаторов: внутреннее на удалении примерно 50 км от центра из 22 радиолокаторов с зенитными ракетами и внешнее - на удалении примерно 85 км. Перед каждым радиолокатором наведения на удалении от 1,2 до 4 км было размещено до 60 стартовых столов (до 3-х ракет на каждый канал обстрела целей). Ракеты стартовали вертикально.
Сектора ответственности РЛС перекрывались, создавая плотную оборону из 2-х колец, обеспечивающую отражение массированного налета до 1000 самолетов. Сама по себе идея была абсолютно новаторской, нигде в мире не повторенной, позволившей сэкономить колоссальные средства. Ведь построение обороны такой же плотности с помощью одноканальных средств потребовало бы использования многих сотен комплексов, не говоря о трудности организации их взаимодействия.
Испытания системы С-25 на полигоне Капустин Яр были начаты в сентябре 1952 г. Уже 2 ноября был проведен первый успешный пуск ракеты В-300 в замкнутом контуре управления по "кресту" (неподвижной имитируемой цели). Пуск ракеты по бомбардировщику Ту-4, летящему на высоте 7000 м., состоялся 25 апреля 1953 г. Самолет-мишень был сбит. Так день 25 апреля 1953 г. стал днем рождения нового вида оружия, способного эффективно вести борьбу с самолетами и другими аэродинамическими средствами воздушного нападения в любых погодных условиях, днем и ночью.
В первую субботу мая 1955 г. на Совете обороны первая отечественная система ЗУРО - система ПВО Москвы С-25 была принята на вооружение Советской Армии. Система обеспечивала поражение целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 5 до 20 км и на максимальной наклонной дальности 35 км. Феноменально, но от рождения идей, положенных в основу ПВО Москвы, до ее ввода в строй прошло менее 5 лет, срок, который сегодня представить невозможно. Большие потенциальные возможности по совершенствованию С-25 позволили провести ряд модернизаций ЦРН и ввести в состав системы новые модификации ЗУР. Модернизации существенно расширяли характеристики С-25, поддерживали их на уровне, достаточном для поражения непрерывно совершенствовавшихся средств воздушного нападения.
Прослужила С-25 три десятилетия. Прорыв, совершенный в ходе работ над С-25 в науке, технике и технологии, созданные квалифицированные коллективы разработчиков, эффективная промышленность, прекрасно оснащенный полигон, специальные зенитные ракетные войска - все это стало фундаментом дальнейшего развития зенитного ракетного оружия.
Но создание системы С-25 решило задачу обороны лишь одного объекта - Москвы, так как система была стационарной.
У истоков "Двины"
Обеспечение противовоздушной обороны на средних и больших высотах, других важнейших объектов на территории страны, создание противовоздушной обороны в приграничных и приморских районах требовали разработки мобильной зенитной ракетной системы с ограниченным временем развертывания (свертывания) на позиции.
Еще продолжались испытания систем С-25, строились боевые позиции на двух кольцах ПВО вокруг Москвы, а уже 20 ноября 1953 г. и 6 октября 1954 г. постановлениями правительства было положено начало разработке ЗУРО С-75. Головной организацией по созданию системы С-75 вновь определено Конструкторское бюро №1 (главный конструктор - доктор технических наук А.А. Расплетин). А головной организацией по созданию зенитной управляемой ракеты - ОКБ-2 МАП (главный конструктор - доктор технических наук П.Д. Грушин).
Система разрабатывалась на основе принципов, заложенных в ЗРС С-25, в том числе с обеспечением сканирования в ортогональных плоскостях. Вместе с тем при проектировании ЗРС были найдены и внедрены многие научно-технические решения, такие, как новая конструкция антенн со скрытыми сканерами, алгоритм наведения ракеты на цель по методу половинного спрямления, режим автоматического функционального контроля с проведением обстрела имитируемой цели "электронными ракетами" и др. Перевозимость ее обеспечивалась автомобильным, железнодорожным, авиационным и морским транспортом. Из-за ограничений, обусловленных применявшейся элементной базой, система С-75 являлась одноканальной по цели. Система обеспечивала поражение целей, летящих со скоростями до 1500 км/час на высотах от 3,00 км до 22 км и на максимальной дальности до 29 км.
Эскизный проект на ЗРС С-75 был разработан в КБ-1 и утвержден в декабре 1954 года. Началась разработка системы, изготовление опытных образцов, их настройка. Первые облеты С-75 были проведены на аэродроме ЛИИ им. Громова на той же площадке, где размещались и облетывались первые каналы С-25. В 1957 г. государственные испытания системы были успешно завершены, и в декабре 1957-го система была принята на вооружение войск ПВО страны. После этого ЗРС неоднократно модернизировалась (1959, 1961, 1971, 1975 гг.) в направлении расширения боевых возможностей и улучшения тактико-технических характеристик. Система выпускалась промышленностью в период 1957-1982 гг. Всего было изготовлено и передано в эксплуатацию около 1000 комплектов для Войск ПВО страны. И около 800 комплектов - для 29 иностранных заказчиков.
Созданная КБ-1 и его кооперацией система С-75 и ее модификации долгое время являлись основой противовоздушной обороны нашего государства. В течение трех десятилетий воздушные границы страны были надежно защищены ЗРС С-75. Боевое крещение С-75 "Двина" произошло 7 октября 1959 г. в небе Пекина. Тремя зенитными ракетами комплекса "Двина" советского производства был уничтожен чайканшистский скоростной разведчик РБ-57Д на высоте 20600 м. А 16 ноября 1959 г. огнем ЗРС "Двина" под Волгоградом на высоте 28 000 м. был сбит американский разведывательный аэростат.
Но самый известный эпизод произошел 1 мая 1960 г. в небе над Уралом, когда система поразила считавшийся неуязвимым высотный самолет-разведчик U-2, а его пилот Пауэрс был взят в плен. 24 июля 1965 г. во вьетнамском небе комплекс показал себя уже не просто в поединках с одиночными разведывательными самолетами, а в боях со штурмовой авиацией. От зенитного огня С-75 во Вьетнаме американцы потеряли более 2500 боевых самолетов, что имело решающее значение для победы вьетнамского народа в войне с США.
Генеральный заказчик ЗРС С-75 - Министерство обороны (Войска ПВО). Генеральный разработчик - ЦКБ "Алмаз" - по системе в целом, системе управления ракетой, радиолокатору сопровождения цели и наведения ракет. Генеральные конструкторы - А.А. Расплетин, Б.В. Бункин. Главные конструкторы - Б.В. Бункин, В.М. Шабанов.
МКБ "Факел" - по зенитным управляемым ракетам. Генеральный конструктор - П.Д. Грушин.
КБСМ - по пусковым установкам. Главный конструктор - Б.С. Коробов.
ОКБ "Кунцево" - по модернизации ЗРС С-75. Главный конструктор - Л.И. Горшков.
Для малых высот
Оснащение группировок ПВО зенитными ракетными системами С-75 оставляло возможность нанесения ударов с воздуха средствами нападения, способными совершать налеты на малых и предельно малых высотах. Появились самолеты с изменяемой стреловидностью крыльев, крылатые ракеты, оснащенные автоматическими навигационными устройствами, и другие средства нападения на малых высотах. Это требовало соответствующего ответа обороняющейся стороны.
Первой отечественной перевозимой ЗРС, обеспечивающей поражение низколетящих целей, стала ЗРС С-125. Разработка ее была задана постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР в мае 1957 г., и уже в январе 1959-го экспериментальный образец станции наведения ракет выехал на площадку аэродрома ЛИИ для проверки основных характеристик по целям.
Летом 1959 г. экспериментальный образец был перебазирован на полигон в Капустин Яр для испытаний. Параллельно шло изготовление опытного образца, который должен был проходить этапы заводских и государственных испытаний. В декабре начались испытания опытного образца. Государственные испытания были успешно завершены в марте 1961 г., а уже в июне система принята на вооружение.
Система С-125 (одноканальная по цели и двухканальная по ракете) обеспечивала поражение целей, летящих со скоростями до 1800 км/час на высотах от 200-300 м до 10 км и на максимальной дальности до 18 км. В период разработки системы и последующей модернизации, которой требовало развитие средств воздушного нападения на малых высотах и средств радиопротиводействия, был впервые решен ряд сложных научно-технических задач. Они позволили обеспечить увеличение степени подавления мешающих отражений от местных предметов и других посторонних отражателей до уровня ранее считавшихся недостижимыми для импульсной радиолокации - на порядок; устойчивое автоматическое сопровождение цели, летящей на фоне местных предметов, при наличии сильных зеркальных отражений от земной поверхности; выбор оптимальной траектории полета ракеты и метода ее наведения, обеспечивающего высокую точность наведения ракеты на цель, летящую на предельно малой высоте; эффективное срабатывание боевого снаряжения ракеты по команде с земли при стрельбе по целям, летящим на высотах ниже 50 м; эффективное поражение цели на высотах от 20 м до 18 км, в том числе в сложной помеховой обстановке.
Генеральным разработчиком системы явилось ЦКБ "Алмаз" - по системе в целом, системе управления ракетой, радиолокатору сопровождения целей и ракет. Генеральный конструктор - А.А. Расплетин.
МКБ "Факел" - по зенитным управляемым ракетам. Генеральный конструктор - П.Д. Грушин.
КБ Специального машиностроения - по пусковым установкам. Главный конструктор - Б.С. Коробов.
ОКБ "Кунцево" - по модернизации ЗРС С-125. Начальник и главный конструктор - Л.И. Горшков.
Высокая боевая эффективность системы подтверждается опытом эксплуатации и войсковых учений в нашей стране, результатами боевых действий в ближневосточных конфликтах. В Египте в 1970 г., с 30 июня по 3 августа, было сбито 9 израильских "Фантомов", а уже 5 августа заключено перемирие. В этих боях участвовали и разработчики С-125 - сотрудники предприятия. ЗРС "Печора" в 60-80 гг. была поставлена в 30 стран мира в количестве более 500 комплексов.
НПО "Алмаз" разработаны предложения по модернизации ЗРС "Печора" до уровня "Печоры-2А", обеспечивающей более высокие характеристики.
В настоящее время С-125 "Печора", доработанная на предприятии до уровня "Печоры-2А", прошла летные испытания и успешно провела ряд пусков в замкнутом контуре управления. В настоящее время на ЗРС "Печора-2А" проводится подготовка средств к пускам по скоростным малоразмерным целям (аналогам высокоточного оружия).
Первая "Длинная рука"
В конце 50-начале 60-х гг. XX века в составе средств воздушного нападения появились авиационные комплексы большой дальности действия - стратегические и тактические бомбардировщики, самолеты радиолокационного дозора и наведения, постановщики активных помех прикрытия, барражирующие на больших дальностях, высотные самолеты разведчики. Это требовало создания системы ЗУРО, обеспечивающей поражение крупноразмерных целей на больших дальностях, а также высокоскоростных целей в стратосфере. Система большой дальности действия была необходима и для создания противовоздушной обороны больших территорий.
Первой в мире перевозимой системой такого класса стала ЗРС С-200 с дальностью действия 160 км и высотой поражаемых целей 35 км. Последующие модификации этой системы позволили существенно увеличить и дальность действия, и высоту. Система была задана к разработке постановлением правительства в июне 1958 г. и июле 1959-го. Государственные испытания завершены в 1966 г., система принята на вооружение в 1967-м.
С-200 состоит из огневого комплекса и технической позиции. Огневой комплекс имеет в своем составе от 2-х до 5 стрельбовых каналов и командный пункт. Управление централизовано и обеспечивается с КП. Среди особенностей системы С-200 - применение в системе управления метода полуактивного самонаведения при захвате цели ГСН до старта ракеты.
Генеральный разработчик ЦКБ "Алмаз" - по системе в целом, системам управления ЗУР, командным пунктом систем, зенитным ракетным комплексом систем, радиолокаторам подсвета целей. Генеральный конструктор - А.А. Расплетин. Главный конструктор - Б.В. Бункин.
МКБ "Факел" - по зенитным управляемым ракетам, средствам технической эксплуатации ракет. Генеральный конструктор - П.Д. Грушин.
КБ Специального машиностроения - по пусковым установкам. Главные конструкторы - Б.Г. Бочков, Н.А.Трофимов, В.А. Самойлов.
НИИ "Импульс" - по радиовзрывателю. Главный конструктор - Н.С. Расторгуев.
Система С-200 участвовала в боевых действиях зимой 1982-1983 гг. в Сирии против израильской и американской авиации. Был сбит самолет ДРЛО Е-26 "Хокай". В 1986 г. в Ливии при отражении налета американской авиации на г. Триполи сбит F-111, а также несколько самолетов палубной авиации.
В настоящее время в НПО "Алмаз" проработаны различные варианты модернизации системы с целью продления сроков эксплуатации до 2010-2015 гг. и повышения ТТХ за счет использования современных технологий и новых алгоритмов режимов работы.
От "Фаворита" - До "Триумфа"
В 60-х гг. XX века происходит дальнейшее развитие средств воздушного нападения (СВН). Появились новые самолеты стратегической и тактической авиации с существенно улучшенными тактико-техническими характеристиками. Был создан новый вид СВН - стратегическая крылатая ракета АЛКМ. Она могла прорывать противовоздушную оборону объектов на предельно малых высотах, огибая рельеф местности.
Изменилась тактика воздушного нападения. Основой ее стали массированные налеты пилотируемых и беспилотных средств под прикрытием разнообразных радиопомех.
В сложившейся ситуации уже существующее зенитное управляемое ракетное оружие (ЗУРО) не могло в полной мере обеспечивать эффективную оборону объектов. Возникла необходимость в создании новой зенитной ракетной системы ПВО. Такой системой стала С-300ПМУ. Ее разработка задана постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в мае 1969 года.
Система С-300ПМУ задумывалась как мобильная многоканальная зенитная ракетная система средней дальности действия, способная поражать разнообразные - современные и перспективные - средства воздушного нападения на всех высотах. При этом она должна была иметь минимальное время приведения в боевую готовность. Были изготовлены два варианта системы - контейнерный с последующим размещением в железобетонных укрытиях на заранее подготовленных позициях и самоходный.
При создании ЗРС использованы новейшие достижения в области радиолокации, ракетной техники, электроники и связи. В электронной аппаратуре широкое применение нашли интегральные микросхемы. Для радиолокатора подсвета и наведения ракет (РПН) и радиолокатора обнаружения были разработаны фазированные антенные решетки, в которых реализовано электронное управление лучом диаграммы направленности в 2-х плоскостях, обеспечившее многоканальность по целям и наводимым ракетам. Для ЗРС создан многопроцессорный вычислительный комплекс.
При создании средств управления (СУ), состоящих из пункта боевого управления (ПБУ) и радиолокатора обнаружения (РЛО), была решена задача автоматической завязки трасс (до 100 целей) и эффективного управления дивизионами, расположенными на расстоянии 30-40 км от СУ.
Впервые создана система с полной автоматизацией боевой работы. Все задачи - обнаружения, сопровождения, целераспределения, целеуказания, захвата цели, ее сопровождения, сопровождения и наведения ракет, оценки результатов стрельбы - ЗРС способна решать автоматически с помощью цифровых вычислительных средств. Функции оператора заключаются в контроле над работой средств и осуществлении пуска ракет. В сложной обстановке возможно ручное вмешательство в ход боевой работы. Ни одна из предыдущих систем этими качествами не обладала.
Система была принята на вооружение в 1979-1983 гг. и поставлена в ряд зарубежных стран. В начале 90-х завершено создание ЗРС С-300ПМУ1 - принципиально новой системы, которая в апреле 1995 г. была принята на вооружение. ЗРС С-300ПМУ и С-300ПМУ1 составляют основу современного зенитного оружия ПВО страны. Как и С-300ПМУ, ЗРС С-300ПМУ1 применяется на кораблях ВМФ. Система поставлена в ряд иностранных государств. ОАО НПО "Алмаз" проводит работы по модернизации этих ЗРС, направленные на улучшение тактико-технических и эксплуатационных характеристик, а также в интересах решения задач нестратегической ПРО.
Зенитная ракетная система С-300ПМУ2 "Фаворит" с ракетами 48 Н6Е2 и средствами управления 83М6Е2 является дальнейшей модернизацией ЗРС С-300ПМУ1. Совершенствование аппаратуры и программно-алгоритмического обеспечения наземных средств, ввод ракеты 48Н6Е2 с модернизированным боевым снаряжением, интеграция ЗРС и СУ в единую систему ПВО, использование новых РЛС, придаваемых ЗРС, позволили повысить эффективность поражения всех типов целей; поражать аэродинамические цели на дальности до 200 км на встречных и догонных курсах; повысить автономность ведения боевых действий; использовать различные типы ракет; расширить возможность интеграции зенитного ракетного вооружения в различные системы обороны. Система "Фаворит" сегодня является фаворитом экспортных продаж дивизионов "Фаворита" находятся сейчас в стадии изготовления и отгрузки. Дополнительный портфель заказов.
Все это позволило предприятию не только восстановить и укрепить кооперацию разработчиков и изготовителей, но и накопить существенный научный задел на будущее. Мир увидел, что Россия может быть экспортером не только своих сырьевых ресурсов, но и высокотехнологической продукции.
Но, может, самое грандиозное достижение "Алмаза" последних лет - это создание суперсовременной перспективной ЗРС "Триумфатор", разработка которой была начата еще в начале 90-х годов. 28 апреля 2007 г. постановлением правительства РФ она была принята на вооружение. 6 августа ЗРС заступила на боевое дежурство. А 21-26 августа впервые продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне МАКС-2007 в г. Жуковском в присутствии первых государственных лиц России и иностранных делегаций десятков стран мира.
Как сказал на презентации главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин, "Триумфатор" по своим техническим и боевым характеристикам превосходит все имеющиеся сегодня в мире аналогичные системы ПВО". Важным достоинством ЗРС является то, что она способна решать задачи как ПВО, так и нестратегической ПРО.
Таким образом, кроме повышения боевой готовности, достигается серьезная экономия средств - на боевом расчете, электроэнергии, за счет других показателей. Так что "алмазовцы" в кооперации с другими предприятиями создали уникальный продукт, который позволит существенно повысить потенциал ПВО.
Впервые в постсоветской истории в стране создано новое современное оружие высочайшего класса, которое по своим характеристикам превосходит лучшие мировые аналоги. Это говорит о том, что российская школа зенитного ракетостроения в лице НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина сохранила свои лучшие традиции, технологическую и производственную базу, научные и инженерные кадры, интеллектуальный потенциал.
Но сегодня перед коллективом НПО "Алмаз" стоят еще более грандиозные задачи. В 2005-2006 гг. директивами правительства РФ и решениями Совета директоров государственного холдинга "Алмаз-Антей" НПО "Алмаз" определен, как и 60 лет назад, головным системно-конструкторским бюро ПВО-ПРО, призванным объединить всех разработчиков в соответствующей области. 27 февраля 2007 года на базе НПО "Алмаз" состоялось выездное заседание Военно-промышленной комиссии во главе с первым вице-премьером, председателем ВПК Сергеем Ивановым с участием министра обороны Анатолия Сердюкова и министра экономического развития Германа Грефа.
Решением ВПК определена необходимость создания Единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО) противовоздушной и противоракетной обороны 5-го поколения. В соответствии с решением ВПК разработана и утверждена Комплексная целевая программа, увязывающая на период до 2015 г. ранее утвержденные Государственной программой вооружения темы и финансирование по созданию комплекса ПРО, систем автоматизированного управления. Не забыто и направление по созданию лазерных комплексов.
Возможности Концерна ПВО "Алмаз-Антей" в производстве перспективной техники, выполнении заданий Государственной программы вооружения во многом связаны с реализацией программы создания головного системного КБ ПВО-ПРО Концерна ПВО "Алмаз-Антей", которое предусматривает объединение на базе НПО "Алмаз" им. академика А.А. Расплетина пяти основных системных разработчиков в области ПВО ВВС, ПВО ВМФ, ПВО СВ, АСУ и ПРО. И уже сегодня создается единый научный коллектив: НПО "Алмаз", НИИЭМИ, МНИИПА, "Альтаир", НИИРП, "Вымпел", НИИДАР...
Нет сомнения, что поставленные задачи будут выполнены. Что на новом витке научно-технического прогресса "алмазовцы" вновь, как и много лет назад, обеспечат геополитическую безопасность России в ее существующих воздушно-космических, наземных и морских границах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
