Красная звезда
6 сентября 2007, 10:54
"…А вместо сердца - пламенный мотор!"
На заводе имени П.И. Баранова делают авиационные двигатели для гражданских самолетов Ил-96-300, Ил-86, Ил-114, Ан-3 и Ан-38. Здесь также производят турбореактивные двигатели для боевых самолетов Су-17, Су-24 и МиГ-29
Кто-то в такие минуты для поднятия духа нажмет знакомую кнопку и вызовет стюардессу с дежурной улыбкой. А кого-то бодрит воздушная тряска, адреналинчику хочется… Люди по-разному переносят полеты.
Такие разные мысли приходили ко мне, когда я оказался в одном из корпусов завода имени П.И. Баранова. На этом старейшем предприятии России делают авиационные двигатели для гражданских самолетов Ил-96-300, Ил-86, Ил-114, Ан-3 и Ан-38. Здесь также производят турбореактивные двигатели для боевых самолетов Су-17, Су-24 и МиГ-29.
Завод был основан в 1916 году в городе Запорожье. С началом Великой Отечественной войны его эвакуировали в Омск. Сегодня объединение имени П.И. Баранова - единственное предприятие от Урала до Дальнего Востока, специализирующееся на серийном производстве авиационных двигателей. А всего их в этих стенах было освоено и выпущено более 25 типов - поршневых, газотурбинных и ракетных. Завод также занимается их ремонтом и техническим обслуживанием (сопровождением) на всех этапах эксплуатации.
Технология качества - гарантия безопасности
Производство авиационных двигателей считают одной из самых наукоемких и высокотехнологичных отраслей машиностроения. Не нужно быть ученым мужем с лужицей лысины на макушке, чтобы понять простую истину: двигатель - сердце любой машины, и, разумеется, пока оно работает, там, в воздухе, мы можем спокойно дрыхнуть или устало жевать жалкое крылышко посиневшего аэрофлотского цыпленка.
В механических цехах завода ведется обработка деталей. В сварочном производстве применяют несколько видов сварки: в вакууме, электронно-лучевую, плазменную и другие виды, а также пайку деталей - газопламенную, вакуумную и в среде защитных газов.
Живучесть, качество всех узлов, деталей и металлоконструкций определяет многофункциональный контроль - ультразвуковой, магнитопорошковый, электромагнитный, термоэлектрический, капиллярный, рентгеноконтроль и др. Всем этим занимается лаборатория неразрушающего контроля.
Завершающий этап этого многоступенчатого сложного производственного процесса - испытание двигателей, оно проводится на одном из механических заводов Омской области.
Не солдат со скребком, а "Барс"
Несмотря на то, что в 2003 году объединение получило право самостоятельной внешнеэкономической деятельности, связанной с ремонтом и поставками запасных частей и техническим обслуживанием авиационных двигателей РД-33 для самолетов МиГ-29 и двигателей АЛ21-Ф3 для самолетов Су-17 и Су-24, доля оборонного заказа предприятия незначительна. Впрочем, чтобы это понять, не- обязательно ходить на завод. Сколько у нас выпускается в год военных самолетов? Помолчим.
Парк гражданской авиации тоже устарел до такой степени, что некоторые европейцы считают экстремалами тех наших соотечественников, кто летает на советской и российской технике. А между тем ежедневно в небе России тысячи наших отечественных самолетов. И у тех забугорных, размалеванных аэробусов, что у всего мира на слуху, бывают серьезные проблемы.
Коль нет хорошего оборонного заказа, головастые омские промышленники, которые организуют производство газотурбинных и ракетных двигателей, давно определились, чем заниматься, чтобы завод нормально жил, а квалифицированные рабочие не бросали производство в поисках заработка. Поэтому сфера деятельности моторостроительного объединения разнообразна. В частности, это выпуск оборудования и продукции производственно-технического назначения для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и железнодорожного транспорта.
Мечта сельского жителя - мотокультиватор "Крот". Есть МК "Сибиряк" и "Омич". А к мотокультиваторам еще делают на заводе навесное оборудование - насосную установку (для подачи воды из открытых источников), а также косилку и окучник.
Продукция завода - снегоуборщики "Барс" и газонокосилки "Лужайка", компрессорные автоматические стационарные установки и электрические фритюрницы, металлорежущий и абразивный инструмент и многое другое. Смотрю сейчас на этот самоходный шестискоростной "Барс" (для очень легкого снега, мокрого и глубокого), знакомлюсь с его техническими характеристиками и понимаю, что он может заменить нескольких солдат со скребками при уборке плаца.
Благодаря применению авиационных технологий вся продукция завода имени П.И. Баранова отличается высоким качеством. Это подтверждает и перелет на Южный полюс в январе 2005 года самолета Ан-3Т с двигателем ТВД-20.
Приходи, сержант, научим
- Были на заводе времена тяжелые, но мы сумели сохранить костяк высококвалифицированных кадров, у которых можно с нуля научиться профессии, - продолжает нашу беседу Валерий Падучих. - У нашего предприятия второй в городе учебный центр, который проводит обучение по 53 рабочим специальностям. Причем там можно получить уникальные профессии, например металлизатора, или научиться сварке в обитаемой камере, то есть в условиях, приближенных к космическим. В учебном центре готовят операторов станков с программным управлением, газоэлектросварщиков. Наши мастера производственного обучения - специалисты высочайшей квалификации - шестых разрядов. Молодежь идет к нам, потому что видит - завод поднимается.
- Мы выпускаем сложную наукоемкую продукцию! - с гордостью говорит Валерий Падучих - помощник генерального директора по персоналу Федерального государственного унитарного предприятия "Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова".
Валерий Васильевич рассказал об интересных традициях, которые десятилетиями поддерживаются в объединении и передаются из поколения в поколение. Так, на заводе есть трудовой кодекс моторостроителя, следовать которому опытные наставники учат молодых специалистов. Ежегодно ко Дню Воздушного флота России десяти лучшим рабочим присваивается звание "Заслуженный моторостроитель", им вручается специальный знак и денежная премия имени П.И. Баранова.
"Салют" - звучит звонко!
Сегодня продолжается работа по созданию интегрированной производственной структуры, и моторостроительное объединения имени П.И. Баранова войдет в ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют". Сибиряки считают, что это поможет им более активно и в гораздо больших объемах продвигать свою продукцию как на российском, так и на международном рынках. Уже сейчас москвичи размещают на сибирском заводе свои заказы. Есть планы у омичей не только по увеличению производства, но и по созданию перспективных образцов продукции.
- На прошедшую выставку "ВТТВ-Омск-2007" наше предприятие представило свою продукцию совместно с объединением "Салют", - говорит Юрий Токмин, начальник бюро рекламы завода имени П.И. Баранова. - Мы показали свои газотурбинные установки, авиационные двигатели и многое другое. Сегодня у нас есть контракты на поставку продукции в Сирию, Иран и другие страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
