О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"…А вместо сердца - пламенный мотор!"

На заводе имени П.И. Баранова делают авиационные двигатели для гражданских самолетов Ил-96-300, Ил-86, Ил-114, Ан-3 и Ан-38. Здесь также производят турбореактивные двигатели для боевых самолетов Су-17, Су-24 и МиГ-29

…Вспомните: вы в просторном комфортном салоне Ил-86, парите над облаками. Закрыв глаза или глядя в иллюминатор, прислушиваетесь к шуму турбин. Они - силища, мощь, легко удерживают в воздухе многотонный лайнер-гигант. Они же держат его цепко в грозовом облаке или турбулентной зоне - самолет покачивается, дрожит. Вы вытираете платком холодный потный лоб и думаете: "Господи, что это так неприятно потрескивает?.. Отче наш…", "Лишь бы движки тянули и конструкция держала…"

Кто-то в такие минуты для поднятия духа нажмет знакомую кнопку и вызовет стюардессу с дежурной улыбкой. А кого-то бодрит воздушная тряска, адреналинчику хочется… Люди по-разному переносят полеты.

Такие разные мысли приходили ко мне, когда я оказался в одном из корпусов завода имени П.И. Баранова. На этом старейшем предприятии России делают авиационные двигатели для гражданских самолетов Ил-96-300, Ил-86, Ил-114, Ан-3 и Ан-38. Здесь также производят турбореактивные двигатели для боевых самолетов Су-17, Су-24 и МиГ-29.

Завод был основан в 1916 году в городе Запорожье. С началом Великой Отечественной войны его эвакуировали в Омск. Сегодня объединение имени П.И. Баранова - единственное предприятие от Урала до Дальнего Востока, специализирующееся на серийном производстве авиационных двигателей. А всего их в этих стенах было освоено и выпущено более 25 типов - поршневых, газотурбинных и ракетных. Завод также занимается их ремонтом и техническим обслуживанием (сопровождением) на всех этапах эксплуатации.

Технология качества - гарантия безопасности

Производство авиационных двигателей считают одной из самых наукоемких и высокотехнологичных отраслей машиностроения. Не нужно быть ученым мужем с лужицей лысины на макушке, чтобы понять простую истину: двигатель - сердце любой машины, и, разумеется, пока оно работает, там, в воздухе, мы можем спокойно дрыхнуть или устало жевать жалкое крылышко посиневшего аэрофлотского цыпленка.

В механических цехах завода ведется обработка деталей. В сварочном производстве применяют несколько видов сварки: в вакууме, электронно-лучевую, плазменную и другие виды, а также пайку деталей - газопламенную, вакуумную и в среде защитных газов.

Живучесть, качество всех узлов, деталей и металлоконструкций определяет многофункциональный контроль - ультразвуковой, магнитопорошковый, электромагнитный, термоэлектрический, капиллярный, рентгеноконтроль и др. Всем этим занимается лаборатория неразрушающего контроля.

Завершающий этап этого многоступенчатого сложного производственного процесса - испытание двигателей, оно проводится на одном из механических заводов Омской области.

Не солдат со скребком, а "Барс"

Несмотря на то, что в 2003 году объединение получило право самостоятельной внешнеэкономической деятельности, связанной с ремонтом и поставками запасных частей и техническим обслуживанием авиационных двигателей РД-33 для самолетов МиГ-29 и двигателей АЛ21-Ф3 для самолетов Су-17 и Су-24, доля оборонного заказа предприятия незначительна. Впрочем, чтобы это понять, не- обязательно ходить на завод. Сколько у нас выпускается в год военных самолетов? Помолчим.

Парк гражданской авиации тоже устарел до такой степени, что некоторые европейцы считают экстремалами тех наших соотечественников, кто летает на советской и российской технике. А между тем ежедневно в небе России тысячи наших отечественных самолетов. И у тех забугорных, размалеванных аэробусов, что у всего мира на слуху, бывают серьезные проблемы.

Коль нет хорошего оборонного заказа, головастые омские промышленники, которые организуют производство газотурбинных и ракетных двигателей, давно определились, чем заниматься, чтобы завод нормально жил, а квалифицированные рабочие не бросали производство в поисках заработка. Поэтому сфера деятельности моторостроительного объединения разнообразна. В частности, это выпуск оборудования и продукции производственно-технического назначения для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и железнодорожного транспорта.

Мечта сельского жителя - мотокультиватор "Крот". Есть МК "Сибиряк" и "Омич". А к мотокультиваторам еще делают на заводе навесное оборудование - насосную установку (для подачи воды из открытых источников), а также косилку и окучник.

Продукция завода - снегоуборщики "Барс" и газонокосилки "Лужайка", компрессорные автоматические стационарные установки и электрические фритюрницы, металлорежущий и абразивный инструмент и многое другое. Смотрю сейчас на этот самоходный шестискоростной "Барс" (для очень легкого снега, мокрого и глубокого), знакомлюсь с его техническими характеристиками и понимаю, что он может заменить нескольких солдат со скребками при уборке плаца.

Благодаря применению авиационных технологий вся продукция завода имени П.И. Баранова отличается высоким качеством. Это подтверждает и перелет на Южный полюс в январе 2005 года самолета Ан-3Т с двигателем ТВД-20.

Приходи, сержант, научим

- Были на заводе времена тяжелые, но мы сумели сохранить костяк высококвалифицированных кадров, у которых можно с нуля научиться профессии, - продолжает нашу беседу Валерий Падучих. - У нашего предприятия второй в городе учебный центр, который проводит обучение по 53 рабочим специальностям. Причем там можно получить уникальные профессии, например металлизатора, или научиться сварке в обитаемой камере, то есть в условиях, приближенных к космическим. В учебном центре готовят операторов станков с программным управлением, газоэлектросварщиков. Наши мастера производственного обучения - специалисты высочайшей квалификации - шестых разрядов. Молодежь идет к нам, потому что видит - завод поднимается.

- Мы выпускаем сложную наукоемкую продукцию! - с гордостью говорит Валерий Падучих - помощник генерального директора по персоналу Федерального государственного унитарного предприятия "Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова".

Валерий Васильевич рассказал об интересных традициях, которые десятилетиями поддерживаются в объединении и передаются из поколения в поколение. Так, на заводе есть трудовой кодекс моторостроителя, следовать которому опытные наставники учат молодых специалистов. Ежегодно ко Дню Воздушного флота России десяти лучшим рабочим присваивается звание "Заслуженный моторостроитель", им вручается специальный знак и денежная премия имени П.И. Баранова.

"Салют" - звучит звонко!

Сегодня продолжается работа по созданию интегрированной производственной структуры, и моторостроительное объединения имени П.И. Баранова войдет в ФГУП "Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют". Сибиряки считают, что это поможет им более активно и в гораздо больших объемах продвигать свою продукцию как на российском, так и на международном рынках. Уже сейчас москвичи размещают на сибирском заводе свои заказы. Есть планы у омичей не только по увеличению производства, но и по созданию перспективных образцов продукции.

- На прошедшую выставку "ВТТВ-Омск-2007" наше предприятие представило свою продукцию совместно с объединением "Салют", - говорит Юрий Токмин, начальник бюро рекламы завода имени П.И. Баранова. - Мы показали свои газотурбинные установки, авиационные двигатели и многое другое. Сегодня у нас есть контракты на поставку продукции в Сирию, Иран и другие страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка