О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Весь мой бизнес связан с авиацией

Гендиректор "Красэйр" Б.Абрамович утверждает, что оказался в авиабизнесе случайно, но навсегда

Борис Абрамович и его брат-близнец Александр родились в Красноярске. Но в последних классах школы появилось желание посмотреть страну, вспоминает предприниматель Борис Абрамович: "И тут на наше счастье - выездная комиссия Рижского инженерного авиационного института. Мы с Александром пошли поступать, тогда нам было все равно куда. Поступили, уехали в Ригу. А через год-полтора оказалось, что нам интересно это дело".

Активы Абрамовичей

Братьям Абрамовичам и связанным с ними структурам принадлежит около 40% "КрасЭйр", 48,6% ДАЛ, около 40% "Самары", около 70% "Омскавиа" и 100% "Сибавиатранса". За 2006 г. они перевезли 4,9 млн. пассажиров, получили 24,3 млрд. руб. выручки. Абрамовичи владеют 40% Sky Express, по 20% у ЕБРР и британского фонда Altima Partners.


Из Риги в Красноярск они вернулись в 1983 г. Борис в 28 лет стал главным инженером Красноярского управления гражданской авиации. Когда из хозяйствующего субъекта оно превратилось в госучреждение, Абрамович пошел к начальнику - проситься на волю: "Мне стало скучно, хотелось, чтобы появилась мотивация в жизни". В 1995 г. братья создали компанию по авиаперевозкам "Сибавиатранс". Владельцы Красноярского метзавода дали им по одному Як-40 и Ан-32, банк "Енисей" разработал инвестпрограмму. "Уже через пять лет мы вошли в первую двадцатку по России", - гордится Абрамович. В итоге завод и банк продали Абрамовичам акции "Сибавиатранса". Александр и по сей день его гендиректор. Борис говорит, что всеми активами владеет с братом в равных долях.

Как чинили туалеты

Управлять "КрасЭйр" Бориса Абрамовича позвал в 1998 г. губернатор края Александр Лебедь. "КрасЭйр" тогда буквально стояла на коленях - это было видно по обветшалому зданию аэропорта, самолетам, по недовольству персонала. Основные линии были Красноярск - Москва, Красноярск - Норильск и летом в Сочи. Из 45 самолетов летало 10. "Пять лет из офиса не вылезали, - вспоминает Абрамович. - Аэропорт в 40 км от города, мы начинали в 9.30, уходили не раньше 11 вечера. А в нашей штаб-квартире в гостинице аэропорта первым делом починили туалеты, а потом сделали три номера, потому что домой иногда было возвращаться уже поздно". За несколько лет братья скупили около 40% акций "КрасЭйр". Абрамович рассказывает, что сначала покупал акции, чтобы показать, что будет развивать компанию, а потом уже появилось желание получить максимальный пакет.

В начале 2000-х гг. Абрамовичи начали делать из Красноярского аэропорта хаб. "Мы поняли, куда полетим, увеличили количество полетов, сократили пересадки, сделали лучшие условия для трансферта. Объем перевозок вырос на 50%, в течение 2-3 лет рост продолжался, а дальше возможностей для роста уже не было, - рассказывает Абрамович. - И мы стали искать компанию, которая летала бы из Москвы". В 2004 г. купили акции "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ). Маршрутная сеть ДАЛ позволила увеличить пассажиропоток за счет трансфера: в 1999 г. "КрасЭйр" перевез 600 000 человек, а в 2004 г. - уже более 2 млн. Однако парк ДАЛ оказался пуст, ведь в течение нескольких лет до этого компания переходила из рук в руки. В 2001 г. 49,6% ее акций приватизировали сотрудники, затем акции купили владельцы "ЮТэйра", желавшие объединить его с ДАЛ. В 2002 г. гендиректором ДАЛ стал бывший сотрудник "Ист Лайна", управляющей "Домодедово". В том же году 21 самолет ДАЛ был отчужден в счет погашения задолженности по векселям, выданным "Ист Лайном". Воздушные суда сдавались ДАЛ в аренду. Вернуть эти самолеты так и не удалось. Абрамович хотел выкупить три Ил-96 обратно за $45 млн. Но ДАЛ до сих пор их арендует.

Что скрывают Абрамовичи

Нужно было развивать зарубежные направления, самолетов не хватало, и вслед за ДАЛ была приобретена "Омскавиа" - с новым парком из десятка Ту-154. Потом "Самара". Абрамович говорит, что предложение о покупке пакетов акций компаний поступало от их владельцев. Он отказывается обсуждать, сколько денег потратил на покупку акций четырех компаний и где их взял. Аналитик банка "Траст" Евгений Шаго оценивает покупки в $16 млн.

Участники рынка, впрочем, говорят, что после этих сделок совокупный рост пассажиропотока компаний Абрамовичей был незначительным. "Два года назад в Самаре и Омске загрузка самолетов по отдельным маршрутам составляла 30%, их пришлось закрыть, - объясняет Абрамович. - Если бы мы их оставили, то несли бы убытки". Сейчас загрузка самолетов "Омскавиа" и "Самары" - 80%.

Несколько лет назад Абрамовичи решили объединить свои авиакомпании в холдинг AiRUnion. В мае Владимир Путин подписал указ, в котором за государством закреплялось не менее 45% акций AiRUnion. Абрамович готов заплатить за недостающие до контроля акции еще одним своим активом - AiRUnion RRJ, созданной для покупки самолетов SSJ-100. По предварительным расчетам, чтобы получить в холдинге 55%, братьям необходимо внести в его уставный капитал $20-25 млн. Он надеется, что в октябре оценка активов закончится, а к концу года компания будет создана.

Зачем купили Malev

В 2006 г. Абрамовичи запустили первый low-cost перевозчик Sky Express. За пять лет он намерен завоевать 20% рынка перевозок в России. "Мы выскочили первыми" - вот что Абрамович называет своим козырем. И уже заскочили в Европу, купив в этом году 49% акций венгерского национального перевозчика Malev. "Мы хотим уже сейчас интегрироваться в европейскую маршрутную сеть, - делится планами Абрамович. - С нуля делать - получать разрешения, открывать представительства, заключать соглашения с British Airways, Air France и т. д. - жизни не хватит". Самый верный путь - купить актив, который подошел бы с точки зрения идеологии полетов. Malev летает в 54 страны, у нее 28 "молодых" Boeing. Конечно, Malev - это маленькая европейская компания и не может конкурировать с Lufthansa и проч. И понятно, почему ее продали, - у нее прибыль и маржа отрицательная. Но все это Абрамович считает не критичным: "Если ее увязать с нашими российскими маршрутами, добавить трансфер, все изменится. У нее будет другая коммерческая загрузка, и за 2-3 года Malev станет самоокупаемой". Malev могла бы помочь AiRUnion и авиапарком. У российской компании уже сейчас есть дефицит самолетов, со временем он увеличится, отмечает Абрамович. Он написал об этом в Минтранс, предложив как вариант: а почему бы не разрешить российскому перевозчику использовать воздушные суда, принадлежащие его иностранному партнеру? На вопрос, нет ли мыслей уйти из авиации, Абрамович отвечает отрицательно: "Весь мой бизнес связан с авиацией. На другое нет ни денег, ни времени, ни желания".

Факты из жизни братьев Абрамовичей

Третий брат


"Наша мама - врач, отец - бывший управленец в "Металлоснабсбыте". По советским временам небедные родители. А приглядывал за нами в детстве старший брат Михаил - проверял, как учились, как экзамены сдавали, на собрания в школу ходил, наказывал нас. Он сейчас живет в Германии"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка