О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Чтобы были плюсы, а не наоборот"

Процесс объединения стратегически важных предприятий в крупные госкорпорации, похоже, будет продолжен. На повестке создание госкорпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции

Процесс объединения стратегически важных для России предприятий в крупные госкорпорации, похоже, будет продолжен. На повестке создание госкорпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. Однако если еще один хозяйствующий монстр и появится, то точно не в этом году. По крайней мере вчера премьер Михаил Фрадков заявил, что обсуждение этого вопроса находится лишь на предварительной стадии.

Ранее сообщалось, что из администрации президента в правительство уже направлен пакет документов о создании госкорпорации "Российские технологии". В ее состав предлагается включить, в частности, "Рособоронэкспорт" со всеми дочерними и аффилированными структурами, в том числе ОАО "Оборонпром", "Русспецсталь", "АвтоВАЗ", "ВСМПО-Ависма". К моменту создания госкорпорации "Рособоронэкспорт" должен быть преобразован из Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) в акционерное общество. Как говорил его генеральный директор Сергей Чемезов, это предполагается сделать до конца года. При этом госкорпорация "Российские технологии", как задумывается инициаторами, возьмет под контроль не только торговлю оружием и военной техникой, но также будет стимулировать производство и сбыт гражданской продукции.

Впрочем, несмотря на оптимистические заверения г-на Чемезова о скором создании "Ростехнологии", в этом процессе не все просто. Например, судя по словам г-на Фрадкова, до конца не определена роль "Рособоронэкспорта" в новой структуре. "Тут нет такого, что корпорация будет создана на базе "Рособоронэкспорта". Вопрос обсуждается. В предварительном варианте". "Здесь главное не увлечься тем, что создаваемая корпорация через совершенствование системы управления решит содержательные вопросы. Надо внимательно смотреть каждую корпорацию, а тем более государственную, осторожнее создавать с тем, чтобы были плюсы, а не наоборот", - добавил он.

На вопросы о новой госкорпорации Михаил Фрадков отвечал во время посещения Всероссийского научно-исследовательского института электромеханики (ВНИИЭМ). Предприятие, правда, находится в ведении не "Рособороэкспорта", а "Роскосмоса" и выпускает спутники, в том числе двойного назначения, системы безопасности для АЭС, малошумные моторы для подводных лодок, оборудование для газоперекачивающих станций.

Исходя из подчиненности вхождение в новую структуру ВНИИ не грозит. Однако его опыт по меньшей мере в одной сфере точно может быть востребован в "Российских технологиях". Речь идет о привлечении и сохранении кадров. В 90-е годы именно эта проблема стала практически неразрешимой для десятков и сотен российских предприятий, где работали высококлассные специалисты. Они уезжали за рубеж, где и условия труда были лучше, и платили больше. Выражение "утечка мозгов" как раз из того времени. По заверению генерального директора - генерального конструктора "Электромеханики" Леонида Макривенко, молодежь на предприятие не просто приходит, но и задерживается. Ей и платят неплохо, и подъемные дают. Периодически устраивают конкурсы на лучший молодежный проект (у нынешнего конкурса первая премия 60 тыс. руб.). "Заключаются контракты на пять лет с выплатой 300 тыс. руб. - за это время мы молодого специалиста и оженим, и остепеним", - похвалился директор. "И каждый год проводим конкурсы красоты", - добавил он. "Конечно, оженить-то надо", - пошутил премьер.

Кроме того, во ВНИИ создано молодежное конструкторское бюро, в котором под руководством опытных специалистов создается для МГУ спутник "Татьяна-2". Одним словом, на предприятии пытаются удержать молодежь всеми возможными способами (правда, как посетовал г-н Макривенко, к сожалению, уехали за границу несколько очень хороших специалистов старшего поколения). Опыт ВНИИ чрезвычайно заинтересовал Михаила Фрадкова. Во время рассказа директора о предприятии львиная доля вопросов со стороны премьера была именно на кадровую тему. "Что нужно делать для молодежи, чтобы вы могли конкурировать на рынке труда?" - спросил премьер. "Молодежи должно быть интересно. Зарплата и интерес", - раскрыл рецепт успеха директор.

Настойчивость премьера в изучении кадровых проблем предприятия даже показалась излишней. Возник вопрос: не является ли причиной интереса г-н Фрадкова кадровый голод в российской сфере высоких технологий. Иными словами, неужели некому двигать вперед российский хай-тек, на который правительство сегодня делает ставку в мировой конкурентной борьбе. "Для ряда предприятий в прямом смысле это (кадровая проблема. - Ред.) может быть тормозом. Особенно где-нибудь в регионах, где нет тех возможностей, характерных для центральных предприятий, которые имеют возможность и квартиры дать, и привлечь из хороших вузов специалистов", - сказал Михаил Фрадков, отвечая на вопрос "Времени новостей".

Во время совещания премьеру предложили выход. Руководство предприятия (первым об этом, впрочем, заговорил командующий Космическими войсками Владимир Поповкин) высказалось за восстановление системы распределения специалистов после обучения за бюджетные средства. Премьер к такой перспективе отнесся прохладно. "В жизни оно (это предложение. - Ред.) сложно реализуется. Заставить никого нельзя. Такие меры все-таки административные, и их сложно контролировать. Надо стараться привлечь, поднять репутацию той или иной специальности. Ребята пойдут. Нужно статус повышать инженерных профессий, делать эти специальности востребованными, морально поддерживать, популяризировать. А заставить - отучишься, пойдешь сюда - практически нереально", - сказал Михаил Фрадков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка