АвиаПорт.Ru
11 сентября 2007, 20:39
Некоторые вертолетные итоги МАКС-2007
Завершился МАКС-2007. Много было и еще много будет написано и сказано, попробуем и мы подвести предварительные вертолетные итоги
Во-первых, несмотря на то, что по сравнению с предыдущим салоном вертолетов стало больше (31 против 22 в 2005 году), новых моделей мы не увидели. А некоторые типы (Ми-2А, Ми-60МАИ, Bell407, EC145, Enstrom 480, Ка-27/28, Ка-37) вообще бесследно исчезли из поля зрения. По существу, на МАКС возят не только одни и те же типы, но и одни и те же экземпляры вертолетов и макетов.
Во-вторых, вертолетов стало больше в основном за счет вариаций на тему Ми-8/17 (CSAR, VIP, ФТС, 17В-5, МТКО) и Ка-226 (АГ, ФСБ, МВД), а также группы Ми-28Н (35, 36,37) из первой серии. Правда, новые предложения CSAR и VIP скорее дань моде, чем серьезное предложение для рынка.
В-третьих, из трех десятков вертолетов, представленных на открытой стоянке МАКС-2007, больше половины (60%) - тяжелые вертолеты с взлетной массой более 10 тонн. В основном, это вертолеты военного назначения - 55%. А если убрать западные вертушки - почти 70%, и становится ясно, что наше вертолетостроение работает "на войну".
В-четвертых, нельзя было пройти мимо Ка-52, который не только изменил свой внешний облик, но и внутреннее содержание и в целом выглядел достойно.
В-пятых, несколько программ после МАКС-2005 существенно продвинулись от опытных прототипов в малосерийное производство (Ка-266, Ми-28Н). В тоже время продвижение остальных - менее заметно, практически на том же месте остались: "Ансат-2РЦ"; "Актай" (обещали поднять в воздух еще на прошлом МАКСе), Ми-54 (макет), Ми-38, Ми-2А, Ми-60МАИ и др. Программы находятся в состоянии перманентного ожидания заказчиков. Так можно и просидеть в "девках".
В-шестых, что касается зарубежных производителей, с МАКСа ушли лидеры мирового вертолетостроения, если Eurocopter сэкономил на демонстрации, то AugustaWestland вообще отказалась от своих планов что-либо показывать. Напротив, поляки PZL Swidnik, индусы HAL и китайцы AVIC II выступили существенно сильнее, чем в 2005 году, проявив повышенный интерес к нашему рынку вертолетов.
В-седьмых, увеличение численности вертолетов не стало демонстрацией новых вертолетных технологий. Технологического задела для качественного прорыва, о котором так много говорили интеграторы отрасли, на МАКСе мы так и не увидели.
В-восьмых, фантастические прогнозы тоже были озвучены без какого-либо реального обоснования.
В-девятых, на МАКСе активно выступали разработчики и производители вертолетов, эксплуатанты (исключительно из силовых ведомств) остались в тени, а гражданские - вообще были не заметны, словно и не для них создается вертолетная техника.
В-десятых, необходимо отметить, что у нас есть, что показать и есть, чем гордиться. Из тех, что стояли на стоянке: Ми-17В-5 - садился на Эверест, Ми-24ПН №77 - участник Мирной миссии 2007, Ка-32 - одна из первый машин ("четверочка"), работавших в Канаде на вывозе древесины. К сожалению, сложилось впечатление, что показывать не умеем или не хотим. Никому это было не нужно за малым исключением (ФСБ, МВД). Даже в бизнес дни представители работали по принципу: "Нам сказали поставить вертолет, мы поставили. Хотите, смотрите, хотите, нет". Огородились от посетителей забором, ноль информации, капоты закрыты (только на одном вертолете были открыты - Ка-226 МВД!). Вертолеты не подготовлены - грязные, я уже не говорю о прокраске, презентабельный вид был лишь у единиц. Лопасти на "Ансате-2РЦ" повесили, даже гайки не закрутили и т.д. За малым исключением, ни вертолеты, ни представители специально к показу были не подготовлены (внешний вид, информационное сопровождение…).
В очередной раз удивили организаторы. Вертолеты уже привычно остались "за спиной" самолетов. Разбросаны по всей рулёжке, в экспозициях не прослеживается ни какой идеи. В центре внимания у нас традиционно ударные винтокрылы, как будто бы, кроме того, что убивать, вертолеты ничего больше не умеют. Мало было представлено специальных вертолетов (спасательных, медицинских, пожарных).
Наши вертолетчики заслужили иного отношения к себе, Очень хочется, чтобы и вертолетная составляющая салона смотрелась не как бесплатное приложение к большой авиации, а как самостоятельный вид.
В таблице представлены вертолеты, которые можно было увидеть на статической стоянке МАКСа.
Таблицы - Вертолеты на МАКСе-2007
МАКС-2007 | Взлетная масса, кг | Назначение | Статус |
---|---|---|---|
Ансат-2РЦ №902 КВЗ | 3500 | Боевой | Опытный прототип |
Ансат КВЗ | 3350 | Гражданский | Серийный |
Актай 01 КВЗ | 1050 | Учебный | Опытный прототип |
Ми-17В-5 КВЗ | 13000 | Транспортно-грузовой | Опытный |
Ми-171Ш № 987 УУАЗ | 13000 | Поисково-спасательный | Опытный |
Ми-171VIP RA25777 УУАЗ | 13000 | Транспортный | Серийный |
Ми-171 ФТС RA25541 УУАЗ | 13000 | Транспортный | Серийный |
Ми-8МТКО № 408 ВВС | 11100 | Транспортно-боевой | Мало серийный |
Ми-24ПН № 37 ВВС | 11500 | Боевой | Мало серийный |
Ми-24П № 07 ВВС | 11500 | Боевой | Серийный |
Ми-28Н № 024 МВЗ | 11500 | Боевой | Опытный прототип |
Ми-28Н № 35,36,37 ВВС | 11500 | Боевой | Мало серийный |
Ми-38 № RA 38011 МВЗ | 14000-15600 | Многоцелевой | Опытный прототип №1 |
Ми-54 МВЗ | 4500 | Пассажирский | Макет |
Ми-35М № 77 Роствертол | 11500 | Боевой | Серийный |
Ми-26Т № RA-06285 МАЦ | 49500-56000 | Тяжелый транспортный | Серийный |
BK-117 RA01881 Mirakle7 | 3350 | VIP перевозки | Серийный |
Ка-226АГ Газпромавиа | 3400 | Пассажирский | Мало серийный |
Ка-226 RF21002 МВД | 3400 | Пассажирский | Мало серийный |
Ка-226 ФСБ | 3400 | Специальный | Мало серийный |
Ка-50 №26 ВВС | 10800 | Боевой | Серийный |
Ка-52 № 061 Камов | 10400 | Боевой | Опытный прототип |
Ка-60 Камов | 6500 | Учебно-боевой | Опытный прототип |
Ка-31 № 032 Камов | 12500 | Боевой | Серийный |
Ка-32А11 ВС Камов | 11000 | Транспортный | Серийный |
R44 Raven I RA04196 Авиасоюз | 1100 | Частный | Б/У |
MD500 RF00859 GALS | 1350 | Частный | Б/У |
Safari GALS | 680 | Частный | Б/У |
АК1-3 UK-AKIZ Аэрокоптер | 650 | Частный | Мало серийный |
Exec-162F | 1225 | Частный | - |
Вместо заключения. Прорыва, о котором так много говорили, не ожидается, за каждый шаг, каждый контракт придется побороться. И к этому нужно готовиться. "Собирание" отрасли - это лишь подготовительный шаг, прелюдия к стратегии развития, которой, по большому счету, еще нет.
Если оценить вертолетный МАКС в целом одним словом - это оптимизм. Если у МВЗ он уверенный, то у Камова - умеренный, у ремонтных предприятий - работы на 2-3 года вперед. Этап выживания отрасли завершается. У нас есть силы и средства, но вот с направлением "главного удара" все никак не определимся....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции