Челябинский бизнес-журнал
13 сентября 2007, 11:30
Выходим из пике
Получившая контрольный пакет акций "Баландино" транспортно-промышленная группа МРП заявляет, что аэропорт уже отвечает всем современным требованиям, но работа по развитию инфраструктуры и повышению качества сервиса продолжается
"А сервис в аэропорту у вас хороший?", - спрашивал американский герой монолога Задорнова у русского аборигена Камчатки. "Хорош, начальник, хорош, там даже пиво продают", - с гордостью отвечал собеседник. Однако, отбросив иронию, можно признать справедливость вопроса. Аэропорт - не только место взлета и посадки самолетов, но и суетливый бизнес-муравейник, где встречу, проводы и ожидание своего рейса потребитель готов оплачивать. Стало быть, больше рейсов - больше пассажиров и оставленных ими средств. Кроме того, состояние аэропорта - еще и показатель престижности и инвестиционной привлекательности всего региона.
Челябинский аэропорт, "осыпанный" в разные годы нареканиями от власти, бизнеса и просто граждан, сегодня наконец становится предметом гордости Южного Урала. Дело не в том, что к нему построили дорогу с выбеленными бордюрами и открыли несколько рейсов за границу. Появилась динамика, аэропорт становится структурным подразделением крупного и среднего бизнеса Челябинска, и очередное собрание обновленного состава акционеров этот факт подтверждает.
В июне основной собственник - авиакомпания "Сибирь" - заявил о продаже контрольного пакета акций. Оставив себе из "львиной доли" всего 15%, менеджеры "Сибири" махнули крылом летному полю "Баландино", передав эстафету транспортно-промышленной группе МРП (ее представители уже сегодня заявляют о готовности выкупить остальной пай "Челябинского авиапредприятия" у экс-акционеров). Почему же с такой решительностью на Южный Урал пришли новые "воздушные" собственники, и почему "Сибирь", будучи здесь монополистом-перевозчиком, с такой легкостью рассталась с тем, что группе МРП, судя по всему, видится столь перспективным делом? Этот вопрос корреспондент "Челябинского бизнес-журнала" адресовал вице-президенту МРП Георгию Меньших.
- Мы пришли сюда не потому, что нас интересует именно Челябинск, а потому, что нас интересует аэропорт любого города-миллионника как объект, обладающий солидным экономическим потенциалом. Напомню, что Транспортно-промышленная группа МРП является собственником аэропорта Толмачево (Новосибирск), обслуживающего самый мощный грузо-пассажиропоток в Сибирском федеральном округе. Что касается интересов бывшего владельца контрольного пакета акций, то этот вопрос лучше задать руководству компании "Сибирь". Могу только предположить, что развитие инфраструктуры аэропорта не совсем связано с профилем их деятельности. Ведь продержавшаяся несколько лет искусственная монополия на авиаперевозки нелучшим образом сказалась на экономике авиапредприятия в целом. Тот факт, что другие, в ряде случаев более крупные перевозчики, перестали видеть в "Баландино" равноправного партнера, не означает ничего хорошего.
- Да, но с момента "отмены" "Сибирской" монополии в конце 2006 года очереди из перевозчиков до сих пор не наблюдается?
- Ну почему же. Сдвиги, причем кардинальные, уже видны. Из "Баландино" отправляются рейсы компаний "Аэрофлот - российские авиалинии", "Аэрофлот-Норд", ГТК "Россия", "Дальавиа", "Узбекистон хаво йулари", "Авиапрад", "Уральские авиалинии", "S7 Airlines", "Оренбургские авиалинии", "КД авиа".
- Что для этого нужно сделать?
- Формальным ответом служит программа развития аэропорта, которую мы окончательно утвердим этой осенью, а также ускорение договорных процессов с собственниками воздушного транспорта. Но, в силу объективных причин, основная из которых - спрос, не все так просто. Для серьезных отношений между аэропортом и перевозчиком должна быть обоюдная экономическая целесообразность. Тем не менее, времена, когда недостаточный спрос и недоукомплектованность авиапарка были замкнутым кругом, заканчиваются. Процесс пошел. Настало время предлагать, и, что касается "Баландино", уже есть что. Сегодня мы соответствуем международным стандартам и готовы к работе с максимально возможной загруженностью. Надеюсь, что комфортные условия, уже созданные для пассажиров и планируемые, способны "подхлестнуть" спрос и стать залогом прибыльности и стабильного развития нашего предприятия.
- Что планируется?
- Во-первых, еще не все смогли оценить уже внедренное (новая входная группа, замена стоек регистрации, установлено новое сканирующее оборудование, что позволило сократить время досмотра, даже с учетом последних изменений правил перевозки жидкостей и отдельных видов веществ). Идет реконструкция привокзальной площади. К середине лета 2008 года будет открыт новый современный автопаркинг, рассчитанный на кратковременную и длительную стоянку машин. Особое внимание уделим международному терминалу, к которому будет оборудован отдельный подъезд. С городскими властями прорабатывается вопрос о введении дополнительных маршрутов общественного транспорта, не исключено приобретение акционерами автобусов-экспрессов, которые будут курсировать от железнодорожного вокзала до аэропорта (такое решение было принято группой МРП в отношении Толмачево). Что касается улучшения технического состояния, то мы завершаем реконструкцию перрона и оборудование пяти новых стоянок для воздушных судов, в планах строительство грузового терминала. Негласным показателем нашей "состоятельности" стала безукоризненная подготовка и встреча президента России, прибывшего на учения стран ШОС 17 августа. Для справки: максимальная задержка вылета рейсовых самолетов в тот день составила 1 час 52 минуты. Для сравнения: аэропорт Бишкека во время аналогичных международных военных учений вообще закрывался на двое суток.
- Есть надежда, что аэропорт "Баландино", получивший в мае звание "Лучший аэропорт года стран СНГ", "перетянет" челябинских пассажиров, предпочитающих летать через Кольцово?
- Во-первых, настоящая работа идет не так давно (немногим более полугода). А во-вторых, не забывайте, Екатеринбург всегда был более значимым транспортным центром, чем Челябинск, и сегодня де факто этот город является столицей Уральского федерального округа. По объемам перевезенных пассажиров соседи обгоняли нас всегда как минимум в полтора раза, но этот разрыв, объективно, сокращается. Вот несколько цифр - в прошлом году "Челябинское авиапредприятие" обслужило 470 тысяч пассажиров (1 852 самолетовылета), в этом - уже 660 тысяч человек (2 833 самолетовылета). Рост за полугодие 2007 года к аналогичному периоду 2006 года - 155%, но это только стартап. Через несколько лет нам удастся выйти на уровень самого успешного года за всю 70-летнюю историю "Баландино" (в 1990-м Челябинский аэропорт обеспечил взлет и посадку 1 014 000 человек).
Нынешнее увеличение числа пассажиров идет, в том числе, и за счет "оттока" пассажиров от "Кольцово" и с железной дороги (по некоторым направлениям цены за проезд и за "пролет" уже сопоставимы). Но даже не это главное. У нас нет стремления обогнать "Кольцово" во что бы то ни стало, но есть желание развить имеющуюся инфраструктуру. А уж чьими услугами удобнее и выгоднее воспользоваться, пусть решает потребитель.
- Насчет выгодности. Сейчас относительно дешево летать только в Москву (билет "туда-обратно" в эконом-классе - от 5 500 рублей). Стоит ли ждать подобных спецпредложений по другим направлениям?
- Это зависит от перевозчиков. Но мы, привлекая на одно направление несколько компаний, создаем конкурентную среду среди перевозчиков, что способствует снижению тарифов. Это удобно для пассажиров и выгодно для авиапредприятия, поэтому спецпредложения должны появиться.
- Как складываются отношения с областной властью? Какова ее роль в развитии авиапредприятия?
- Тот факт, что в совет директоров вошел министр промышленности Челябинской области (профильного для нас ведомства) Евгений Тефтелев, многое разъясняет. Принимая во внимание имеющиеся в областной собственности активы авиапредприятия, нам, несомненно, будет легче решать имущественные и административные вопросы. Мы уже провели встречи с представителями правительства области и увидели со стороны властей готовность к деловому разговору. К примеру, на совместном заседании с первым вице-губернатором Владимиром Дятловым обсуждалась возможность строительства железнодорожной ветки до аэровокзала.
- Каковы размеры инвестиций собственных средств МРП?
- Официальная предварительная сумма - 540 миллионов рублей до 2010 года, но это не абсолютный показатель, а, скорее, цифры для краткого выпуска новостей. В зависимости от ряда причин эта сумма может меняться в ту или иную сторону. Понимаете, можно купить авиапредприятие и без оглядки вкладывать в него деньги, но можно еще использовать и нематериальный ресурс (эффективный менеджмент, административные рычаги), который при оптимальном соотношении с финансовыми вливаниями и станет краеугольным камнем развития "Челябинского авиапредприятия". Насколько у нас все получится, думаю, жители Уральского региона оценят в ближайшие год-два....
Авторские права на данный материал принадлежат «Челябинский бизнес-журнал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции