О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лизинг в обмен на госдолю

Минэкономразвития готовится к проведению конкурса по лизингу российской гражданской авиатехники. "Ведомостям" стали известны критерии отбора лизинговых компаний-претендентов. Они оказались довольно жесткими: государство требует, чтобы лизинговые компании поделились с ним долей в уставном капитале, а также взяли на себя погашение "кредиторки" российских авиазаводов (см. врезку). Некоторые лизинговые компании уже начали готовиться к тому, чтобы пройти отбор.
Идея лизинга несколько лет продвигалась представителями лизинговых компаний - "Ильюшин-финанс", Финансовая лизинговая компания (ФЛК), группой "Лидер" и рядом других - как единственный способ дать авиазаводам возможность строить самолеты, а авиакомпаниям - их покупать. Однако все проекты традиционно упирались в отсутствие государственных гарантий. В конце марта правительство в целом одобрило схему госгарантий по схемам лизинга, и лизинговые компании заметно воодушевились. Но сейчас выясняется, что эти гарантии стоят дорого.
Конкурс лизинговых компаний будет проводить Минэкономразвития. Как заявил "Ведомостям" замдиректора департамента инвестиционной политики министерства Игорь Гаривадский, он намечен на июнь. По его словам, в качестве одного из критериев отбора предполагается использовать объем задолженности авиазаводов по платежам в федеральный бюджет, погашаемый лизинговой компанией (чем больше обязательства по погашению - тем больше шансов на победу в конкурсе). По словам Гаривадского, "одна из основных проблем, связанных с этими проектами, - производственные риски, вызванные крайне неудовлетворительным финансовым состоянием авиазаводов". Чтобы свести свой риск к минимуму, государство предложит лизинговой компании гасить долги авиазаводов за счет ее собственных и привлеченных средств.
Чиновники Минфина считают, что взамен лизинговая компания должна получить право на выкуп допэмиссии акций авиапредприятий. Но это вызывает возражения Минимущества, которое не заинтересовано в размывании госпакетов на авиазаводах. Один из чиновников Минэкономразвития уверен, что эти разногласия удастся снять, а форма погашения будет определяться в каждом конкретном случае отдельно. "Это может быть как допэмиссия, так выпуск облигаций или векселей", - говорит он.
Кроме того, государство намерено получить доли в лизинговых компаниях. Здесь рассматриваются два возможных варианта: прямое участие в их уставном капитале через Минимущество (в этом случае в бюджет необходимо закладывать средства на выкуп государством этих акций) либо опосредованное - через компании и банки с государственным капиталом (например, ВЭБ или Росгосстрах).
Прежде чем поучаствовать в конкурсе, всем соискателям придется пройти через сито Минфина и получить от него положительный отзыв. Замдиректора департамента бюджетных кредитов и гарантий Минфина Галина Хорошилова отмечает, что лизинговые компании пока не обращались в министерство со своими заявками. "Для Минфина главный критерий - чтобы не наступил гарантийный случай", - отмечает она.
Лизинговые компании тем временем уже готовятся к тендеру и заняты увеличением собственных уставных капиталов. По условиям конкурса чем больше доля собственных средств лизинговой компании - претендента в общей стоимости конкретного проекта, тем выше вероятность победить. Например, компания "Ильюшин-финанс", уставный капитал которой составляет около 16000 руб., намерена довести уровень капитализации минимум до $50 млн. Сейчас размещаются акции третьей эмиссии "Ильюшин-финанса" (50000 акций номиналом 1 руб. по цене 19350 руб. за одну акцию). По словам гендиректора компании Александра Рубцова, ими интересуются "несколько потенциальных инвесторов". По данным "Ведомостей" из различных источников, близких к акционерам "Ильюшин-финанс", среди инвесторов упоминаются ВЭБ, "Газпром" и "Русский алюминий". Гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий заявил "Ведомостям", что его компания также намерена "увеличить уставный капитал в разы" и ведет переговоры с рядом банков, чтобы предложить им долю в компании.
Требования Минэкономразвития к компаниям - участникам тендера: доля собственных средств претендента в общем объеме средств, необходимых на реализацию проекта (чем больше - тем лучше); доля требуемых госгарантий в общем объеме заемных средств (чем меньше - тем лучше); размер субсидий, запрашиваемых из федерального бюджета на компенсацию процентных ставок по кредитам банков; качество залогового обеспечения возвратности госсредств; общий объем собственных средств претендента; степень его финансовой устойчивости; бюджетный эффект (дисконтированная сумма налоговых поступлений за весь период реализации проекта); объем бюджетной задолженности авиазаводов-производителей, который согласна погасить лизинговая компания за счет собственных либо заемных средств.
По сводным оценкам представителей Минэкономразвития и "Росавиакосмоса", в конкурсе могут принять участие не более четырех-пяти российских лизинговых компаний (из примерно 30 зарегистрированных): в частности "Ильюшин-финанс", ФЛК, группа "Лидер" и компания "Аэроплан-альянс". Между тем, по критериям Минэкономразвития, на конкурс должно быть подано не менее трех заявок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка