О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

До взрыва дело не доходит

Почему задерживаются поставки управляемых авиабомб Paveway IV британским ВВС

На фоне продолжающейся в зоне Персидского залива "войны с международным терроризмом", в которой активное участие принимает Великобритания, по Королевским Военно-воздушным силам был нанесен достаточно мощный удар, существенно подрывающий их боевой потенциал. Причем виновником этого стали далеко не "бородачи" из "Аль-Каиды". "Поддых" авиаторам Ее Величества дало свое же британское подразделение компании Thales (штаб-квартира "материнской" компании находится во Франции), чей взрыватель "Аврора" (Aurora) для управляемой авиабомбы "Пэйвуэй" IV (Paveway IV) оказался весьма плохого качества. Он крайне негативно проявил себя на проверочных испытаниях, организованных соответствующим управлением Минобороны Соединенного Королевства и проводившихся на полигоне ВМС США в Чайна-Лейк (China Lake).

Первая партия новых управляемых авиабомб (УАБ) должна была пополнить арсеналы британских ВВС еще в начале сентября с.г. Теперь устанавливать какие-то сроки и давать какие-либо прогнозы стало практически невозможно. Поэтому экспертное сообщество с достаточно высокой долей скептицизма восприняло утверждение руководства компании Raytheon - производителя УАБ, что все выявленные недостатки будут устранены, а в ноябре с.г. пройдут новые испытания взрывателя и максимум в декабре законтрактованные авиационные средства поражения начнут поступать к заказчику. А делать такие многообещающие заявления американцам резон есть, и весьма важный: Минобороны Великобритании планировало уже в этом году отправить определенное количество авиабомб "Пэйвуэй" IV в Афганистан. Но даже ряд представителей британских военных кругов уже подчеркнул, что проведение новых всесторонних испытаний "исправленной" УАБ может состояться не ранее середины 2008 г. С последним утверждением, хоть и неохотно, согласился руководитель программы Paveway IV компании Raytheon Джон Майкл (John Michel).

Официальное признание

С другой стороны, по результатам испытаний имеются и положительные результаты. Так, на практике была подтверждена отличная работоспособность ряда систем и элементов новой управляемой авиабомбы. В обнародованном "открытом" варианте отчета по результатам испытаний указывается: "...Неудачный исход испытаний вызван неудовлетворительным качеством взрывателя, но многие другие системы "Пэйвуэй" IV функционировали великолепно. В частности, хорошие данные получены по работе системы навигации и наведения, высоте взрыва (высота над поверхностью земли, на которой происходит подрыв БЧ), а также функционированию боеприпаса на конечной траектории полета (система наведения позволяет изменять угол атаки, направление полета, время задержки и вариант боевого применения)".

Правда, для официального Лондона во всей этой истории есть и более положительные сигналы, ведь согласно условиям подписанного в 2003 г. с Raytheon контракта все дополнительные издержки по программе будут возложены на подрядчиков. Основной же "убыток" заказчика - задержка по времени принятия нового боеприпаса на вооружение. Да и поставки учебных и практических боеприпасов идут строго по ранее утвержденному графику. Кроме того, модульная конструкция УАБ позволяет изготавливать все остальные, "непроблемные", элементы и секции авиабомбы в то время, пока специалисты устраняют дефекты, выявленные во взрывателе.

"Все остальные элементы уже по большей части готовы и ждут того момента, когда будет исправен взрыватель", - подчеркивает Джон Майкл.

Неудачная "аврора"

Эта УАБ - новейший член известного семейства американских авиабомб "Пэйвуэй", разработанных и производимых компанией Raytheon. Эта управляемая авиабомба вышла победителем в тендере, объявленном еще в октябре 2001 г. Агентством по закупке ВВТ и различного снаряжения Минобороны Великобритании. Цель тендера - поставка британским ВВС высокоточных авиационных средств поражения (PGM или Precision Guided Munition), созданных на базе авиабомбы типа Mk82.

Тогда в конкурсе изъявили желание принять участие шесть компаний из нескольких стран мира: израильская Elbit Systems (предлагала УАБ "Лизард"), консорциум фирм Alenia Marconi Systems и Boeing (вариант JDAM на базе АБ типа Mk82), европейский концерн MBDA (УАБ GBU-38 на базе авиабомбы Mk82 JDAM), французская компания SAGEM (предлагала комплекс высокоточного оружия типа AASM), американские компании Northrop Grumman и Raytheon (с дальнейшей разработкой семейства авиабомб "Энхенсд Пэйвуэй" под обозначением "Пэйвуэй" IV - оснащены системой наведения по сигналам GPS и по лазерному лучу). К финальной стадии тендера дошли только MBDA и Raytheon.

12 июня 2003 г. был объявлен победитель - им стала компания Raytheon и ее бомба Paveway IV. Эта УАБ, заметим, начала создаваться еще в 90-х годах прошлого столетия. Идея состояла в том, чтобы совместить в одном образце авиационного средства поражения систему наведения с использованием лазерной ГСН и помехозащищенную инерциальную систему наведения с использованием приемника сигналов GPS, причем "лазерный" канал должен был стать резервным. Благодаря этому по замыслу разработчиков новая бомба становилась действительно настоящим всепогодным универсальным авиационным средством поражения.

Базой для новой системы вооружения была выбрана бомба типа Mk82, состоящая на вооружении Королевских ВВС, поскольку новая УАБ изначально предполагалась для поставок именно британским ВВС, а не американским, как это обычно делалось ранее. Ряд экспертов при этом особо акцентирует внимание на том, что бомба Paveway IV стала фактически первым образцом авиационного вооружения, которое компания Raytheon разработала для зарубежного заказчика.

В качестве устройства подрыва на УАБ "Пэйвуэй" IV установили новый, так называемый интеллектуальный взрыватель MEHTF (имеет также собственное обозначение "Аврора") совместной разработки Thales Missiles Electronics и Alliant Techsystems. По замыслу проектантов он должен был обеспечивать мгновенное срабатывание и задержку с целью обеспечения подрыва боевой части на определенной высоте (БЧ - фугасно-осколочного типа, с ограниченной проникающей способностью; изготовитель - итальянская компания SEI, "дочка" американской Lockheed Martin). Новый взрыватель, по заявлению представителей компании-разработчика, в состоянии обеспечить боевой части новой УАБ проникающую способность и минимальное побочное поражающее действие, а его предохранитель исключает подрыв бомбы в том случае, если она "сбилась" с траектории. Однако именно этот умный взрыватель как раз и оказался слабым звеном всей системы и начал давать сбои во время испытаний.

Повышенное внимание со стороны военно-политического руководства и СМИ к проблеме, возникшей с поставками УАБ "Пэйвуэй" IV, обусловлено тем, что британские военные замышляли сделать Paveway IV "главной высокоточной авиабомбой" Королевских ВВС, их основным ударным средством на ближайшую перспективу. В частности, планировалось включить ее в стандартный набор вооружения первых истребителей типа JSF, которые будут поступать на вооружение британских ВВС и авиации ВМС. Этими же бомбами британские военные решили также оснастить все свои самолеты ударной авиации, такие как "Торнадо" GR Mk4, "Харриер" GR Mk9 и даже вторую партию "Еврофайтеров". Было высказано пожелание о поставках двух-трех тысяч таких пятисотфунтовых УАБ до 2025 г.

"Мина" под контракт

Общие же расходы на закупку новых УАБ и их интеграцию в комплексы бортового вооружения ряда самолетов британской авиации составят, как утверждается в докладе "Основные программы", подготовленном специалистами Государственного аудиторского управления Великобритании, 341 млн. фунтов стерлингов. Причем стоимость самих УАБ составляет лишь около 35%. Но характерно, что практически все "смежные" контракты по данной программе уже подписаны Минобороны Великобритании. Компания BAE Systems некоторое время назад уже выдала Raytheon заказ на выполнение работ по интеграции УАБ типа "Пэйвуэй" IV в состав комплекса бортового вооружения истребителей "Еврофайтер" (срок исполнения - 2012 г.). До конца 2007 г. ожидается подписание контрактов и по адаптации новой УАБ для самолетов "Торнадо". Первые из них должны обновить свой арсенал в 2010 г.

Потенциально вторым после Великобритании заказчиком новых УАБ "Пэйвуэй" IV, разработанных компанией Raytheon, до сих пор считалась Саудовская Аравия, парк ВВС которой уже включает самолеты "Торнадо" и вскоре пополнится, как ожидается, и "Еврофайтерами". Однако после "выкрутасов" со взрывателем заключение контракта повисает в воздухе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка