РИА "Новости"
12 октября 2007, 17:58
Москва открывает малые "воздушные ворота"
Московский мэр Ю.Лужков в минувшую пятницу подписал постановление, предусматривающее развитие собственной воздушно-транспортной системы столицы
А ведь когда-то малая авиация выполняла почти миллион рейсов в год. К началу 90-х она перевозила до 10 млн. пассажиров ежегодно. Сегодня - менее 400 тыс. Один за другим закрываются региональные аэропорты. В одном только Красноярском крае за два десятилетия ликвидировали 122 аэродрома - осталось лишь 24. В Воронежской области не используются или находятся в крайне запущенном состоянии 40 взлетно-посадочных площадок. Из 45 аэропортов Читинской области сейчас работают только два. В целом, за полтора десятилетия с авиационных карт исчезли свыше 900 воздушных гаваней.
Для России с ее просторами и тотальным бездорожьем подобное положение, по мнению экспертов, представляет угрозу самой территориальной целостности государства. Миллионы россиян, особенно живущих в отдаленных и труднодоступных регионах, оказались практически отрезанными от "большой земли". А ведь помимо пассажирских перевозок, малая авиация еще занималась сельскохозяйственными работами, геологоразведкой, аэрофотосъемкой, оказанием срочной медицинской помощи, патрулированием лесов, "северным завозом". Сейчас все это - в прошлом.
Еще весной 2005 года президент поручил правительству разработать проект Концепции возрождения и развития малой авиации. Всем было ясно - без такой государственной программы дело с мертвой точки не сдвинуть. Нужны огромные средства из федерального и региональных бюджетов, чтобы восстановить и реконструировать инфраструктуру аэропортов. Необходимо нормативно-правовое обеспечение, которое поставило бы на цивилизованные рельсы отношения между государством и воздушными операторами. Надо, наконец, поддержать отечественных производителей легких самолетов и организовать подготовку авиационного персонала. Законопроект был разработан, но до сих пор гуляет по чиновничьим кабинетам. Наверное, именно поэтому, не очень надеясь на Минтранс, московские власти решили взять дело в свои руки и наладить нормальное авиасообщение с близлежащими регионами.
До недавних пор межрегиональными перевозками преимущественно занимался аэропорт "Быково". Хотя он никогда не отличался комфортом и пунктуальностью полетов, главную свою функцию все же выполнял. До середины 1991 года этот аэропорт ежедневно принимал и отправлял 550 рейсов. В лучшие времена ежегодно через него проходило свыше 630 тыс. пассажиров. К 1999 году их число сократилось более чем вдвое, а ныне "Быково" в месяц обслуживает лишь 200-300 человек.
Сегодня столица связана по воздуху только с четырьмя регионами ЦФО - Липецкой, Тамбовской, Белгородской и Курской областями - именно там сумели сохранить свои аэропорты. В соответствии с постановлением, заверенным московским градоначальником, в ближайшие два года будет налажено регулярное авиасообщение с девятью региональными центрами, а до 2010-го - еще с восьмью. Для этого в предстоящие три года планируется завершить реконструкцию принадлежащего столице "Внуково" и всех выбранных провинциальных аэропортов.
Более того, Москва уже приобрела контрольный пакет авиапредприятия "Золотое кольцо", владеющего ивановским аэропортом, и имущество аэропорта Калуги. Судя по всему, столичные власти намерены постепенно заполучить большую часть воздушных гаваней, в модернизацию которых сейчас вкладывает свои средства - в общей сложности примерно 55 млрд рублей. В документе даже содержится предложение создать холдинг, который бы объединил все эти аэропорты под единым началом.
Так что экспансия налицо. Но насколько она оправданна с точки зрения рядовых пассажиров, которые, как правило, рассчитывают, как им быстрее и дешевле добраться из пункта А в пункт Б? Ведь доехать, скажем, на электричке до Калуги можно за 2,5 часа, менее чем за три - до Рязани, за шесть - до Костромы, Брянска и Иваново. Полет самолетом по этим маршрутам вряд ли окажется экономнее по времени. Не говоря уже о деньгах. С другой стороны, для приведения в порядок аэропорта в каждом из этих городов потребуется, по некоторым прикидкам, до 3 млрд рублей.
Что же касается воздушно-транспортной программы, то она дает шанс переломить кризисную ситуацию в малой авиации хотя бы в отдельно взятом регионе. У государства на это денег нет. Как сообщил на днях министр транспорта Игорь Левитин, инвестиции в реконструкцию всех аэропортов страны, начиная с 2003 года, составили всего 60 млрд рублей. Причем на один федеральный рубль приходится пять, вложенных частными компаниями. При таких темпах финансирования об обновлении аэропортного хозяйства можно и не мечтать. А уж о возрождении местной авиации - и подавно....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции