О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не наследи

В аэропорту "Шереметьево" монтируют установку, которая сделает эти ворота России самыми безопасными. В основе ее работы - ядерные технологии, помогающие распознать взрывчатые вещества

В аэропорту "Шереметьево" монтируют установку, которая сделает эти ворота России самыми безопасными. В основе ее работы - ядерные технологии, помогающие распознать взрывчатые вещества.

Сегодня в российских аэропортах невозможно попасть на борт самолета, предварительно не разувшись в зоне контроля. Пока вы топчетесь по холодному полу в шуршащих бахилах, обувь пропускают через всевидящую аппаратуру, и только после этого вас допустят к рейсу. Процедура долгая и раздражающая, но недавно отечественные специалисты придумали, как ее упростить и сделать более технологичной. В основе новейшей разработки - ядерные технологии.

Умная аппаратура, названная разработчиками "обнаружителем взрывчатых веществ кабинного типа", внешне больше напоминает вертикальный солярий или классическую телефонную будку - заходишь, плотно прикрываешь за собой дверь, встаешь точно на оранжевые следы, нанесенные на полу, размера эдак 52-го. Через пять секунд можно выходить и направляться на посадку, если, конечно, умный прибор не обнаружит в вашей обуви микроскопических частиц взрывчатого вещества.

"Этот метод в отличие от всех других, применяющихся для контроля над запрещенными к перевозке веществами, реагирует не на их следовые количества, а идентифицирует совокупность молекул в массе, то есть дает конкретный ответ на вопрос о наличии взрывчатки", - рассказал "Итогам" один из авторов изобретения кандидат технических наук Николай Семейкин. Аппаратура ориентирована в первую очередь на обнаружение самых опасных и одновременно самых трудноопределяемых современных взрывчатых веществ - пластитов и эластитов. Именно их и используют террористы - эти вещества не чувствуют "электронные носы", а для осуществления терактов достаточно их небольшого количества. "В состав большинства взрывчатых веществ входят атомы азота-14, которые могут быть обнаружены и идентифицированы только сложным методом ядерного квадрупольного резонанса, - продолжает Николай Семейкин. - При возбуждении частиц взрывчатых веществ радиочастотными импульсами известной частоты происходит резонансное излучение ответного сигнала на частоте, соответствующей конкретному типу взрывчатки. По наличию отклика и производится ее обнаружение и идентификация. Эту технологию используют для изучения ферромагнетиков, сверхпроводников и полупроводников, а теперь решили применить и для авиационной безопасности". Несмотря на всю сложность метода, от оператора новой установки требуется только следить за параметрами компьютера и за тем, чтобы пассажир точно встал на обозначенные на полу кабинки следы.

Технические специалисты не скрывают, что, когда к ним обратились представители авиационных властей с предложением создать подобный прибор контроля, они руководствовались не только соображениями безопасности, но и чисто экономическими расчетами. Из-за существующей сегодня процедуры досмотра нередки случаи опозданий пассажиров и задержки рейсов, что влечет за собой серьезные штрафные санкции.

- Такие системы значительно облегчат работу аэропортовым службам, - считает заместитель начальника службы авиационной безопасности авиакомпании "Аэрофлот" Азат Зарипов. - Пассажиропоток растет с каждым годом, в связи с чем возникает потребность грамотного обеспечения всех досмотровых мероприятий. Сейчас весь процесс досмотра одного пассажира занимает около 40 секунд, из них 15 уходит на то, чтобы снять-надеть обувь. Если новая система позволит сократить время проверки хотя бы на пару секунд, то задержек, связанных с посадкой пассажиров, будет намного меньше.

Любое новое научно-техническое решение в области авиационной безопасности работниками самих аэропортов только приветствуется. Но, по их словам, всегда в подобных случаях есть и плюсы, и минусы. Например, специалисты уже прогнозируют, что у нового точного прибора возможен большой процент ложных срабатываний. Есть мнение, что система не определит взрывчатку, если та будет надежно герметизирована. А вот советник по безопасности компании "Домодедово секьюрити" Андрей Фисенко полагает, что новая система может оказаться незаменимой при проверке не пассажиров, а... авиационных служащих: "Опасны именно те люди, которые знают здание аэропорта как свои пять пальцев. Ведь подкупить, запугать человека, имеющего доступ на летное поле, намного проще, нежели пытаться пронести бомбу на борт самолета самостоятельно".

По мнению специалистов, на современном этапе, конечно, нужно думать о защите пассажиров, но при этом не забывать и об их комфорте. Сегодня пассажиров заставляют снимать обувь только в России и Турции, что, мягко говоря, портит впечатление о воздушных воротах этих стран. Эксперты вообще считают, что курс на полное техническое переоснащение - спорный с точки зрения комфортности пассажиров и реальной безопасности полетов. Весь мир давно использует профайлинг - предварительный опрос вылетающих пассажиров подготовленными специалистами, фиксирующими внешний вид человека и оценивающими его ответы на определенные вопросы, а также поведение. Проверки при помощи этой методики осуществляются выборочно, строго под контролем специалистов cлужбы авиационной безопасности. Подозрительному человеку предложат добровольно пройти тест. В случае отказа аэропорт оставляет за собой право не допустить пассажира на борт воздушного судна. По мнению экспертов, профайлинг обеспечивает как минимум 25 процентов успеха безопасности полетов, а потому вряд ли от него откажутся. Впрочем, ради безопасности можно и на вопросы ответить, и в кабинку войти....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка