О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаторам закон не писан

Большинство авиакомпаний игнорируют отдельные требования действующего уже 10 лет Воздушного кодекса РФ, разрешающего пассажиру отказаться от билета за сутки до вылета и получить полную его стоимость

Большинство авиакомпаний игнорируют отдельные требования действующего уже 10 лет Воздушного кодекса РФ, разрешающего пассажиру отказаться от билета за сутки до вылета и получить полную его стоимость. А некоторые перевозчики уже сейчас заявляют, что выполнять вступающие в силу с 21 октября новые правила перевозки пассажиров не считают необходимым.

Авиаторы считают, что законодательство не учитывает традиции делового оборота и особенности их бизнеса. Ведь статья 108 Воздушного кодекса РФ не предусматривает особенности возврата билетов авиадискаунтеров (low-cost - низкобюджетные перевозки), купленных при распродажах и т.д. Отказался за 24 часа - получаешь полную сумму. Хотя бы за час - три четверти цены.

Добровольно-принудительное

Закон о защите прав потребителей не позволяет пассажиру отказаться от предоставленного Воздушным кодексом РФ права. Даже если о невозможности возврата билета будет указано в рекламе, тарифных правилах авиакомпании, может, в самом билете, а пассажир это условие примет, это не означает, что он имеет права на получение полной уплаченной суммы при отказе от полета более чем за 24 часа.
А такие условия выдвигают многие авиакомпании, устраивающие, например, распродажу билетов. И это действительно соответствует сложившейся практике. Ведь изначально пассажир может купить билет по полному тарифу, включающему право на перенос даты вылета, возврат и т.д. Скидочные тарифы (PEX, APEX и т.д.) такой льготы не предоставляют. Еще большие ограничения авиакомпании устанавливают при продаже билетов по демпинговым ценам.

Юридические службы опрошенных журналистом "Фонтанки" авиакомпаний так и не смогли объяснить, на каком основании они отступают от Воздушного кодекса РФ. Пресс-секретарь одного из крупнейших перевозчиков пришел к выводу, что "юристы ничего сказать не смогли, а значит, все законно". Компании S7 и ГТК "Россия" пока что на отправленные им запросы не ответили.

По данным "Фонтанки", в первоначальной редакции новых правил перевозки пассажиров указывалось, что при применении пониженных тарифов (ниже 60 от нормальных) перевозчик вправе устанавливать особый порядок возврата сумм при добровольном отказе пассажира от перевозки. О таком порядке пассажир должен быть надлежащим образом уведомлен при покупке билета. Такая норма (пункт 237) есть в тексте уже принятого документа, который включен в одну из справочных правовых систем. Однако в "Российской газете" и в других источниках опубликован немного иной текст - без столь удобного авиакомпаниям пункта. При рассмотрении споров суды будут руководствоваться только официальным текстом документа.

Дешево и сердито

Жесткие условия возврата устанавливает, например, авиадискаунтер Sky Express: при отмене вылета более чем за 10 суток до вылета рейса возможно возмещение 75 процентов от примененного тарифа. Причем пассажир не может получить эту сумму наличными: она зачисляется на персональный счет и может быть в течение нескольких месяцев использоваться для оплаты услуг той же авиакомпании. При отмене вылета менее, чем за 10 суток до вылета, взимается штраф в размере 100 процентов (т.е. билет можно просто выбросить).

Свои действия эта авиакомпания объясняет несовершенством законодательства. "Ценовое и продуктовое предложение устроено так, что пассажир может отказаться от любой дополнительной опции за исключением основной услуги. Таким образом, пассажиру предлагаются понятные условия договора перевозки, низкий тариф, отсутствие иных услуг. Нормы Воздушного кодекса в части возвратов билетов или отказа от полета нуждаются в корректировке с учетом новых тенденций развития рынка", - заключает руководитель службы по связям с общественностью этого авиадискаунтера Виталий Коренюгин (думается, что обвиняемые в убийстве, терроризме и иных преступлениях граждане также могут оправдать свои поступки необходимостью корректировки уголовного законодательства).

Более того, Sky Express не считает себя обязанным выполнять новые Федеральные авиационные правила, обязывающие авиакомпанию, например, предоставлять пассажирам горячее питание при продолжительности полета свыше трех часов, а также целый комплекс бесплатных услуг при задержке рейса (бесплатные телефонные звонки, питание, проживание и т.д.). Обслуживание пассажира при этом - отдельная платная услуга. "Все традиционные авиакомпании включают этот пункт в стоимость билета. Sky Express вынес ее отдельно. Хотите, чтобы вам предоставили гостиницу и накормили - заплатите вот такую сумму. Переживаете, что при задержке вас не покормят - есть выбор купить билет у традиционных авиакомпаний, где все включено", - предлагает Виталий Коренюгин.

Законность такой политики авиадискаунтеров ГТК "Россия" и S7 в ближайшее время оценят Росавиация и Роспотребнадзор, в которые инициативные пассажиры направили соответствующие жалобы. Включение авиакомпанией в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, само по себе уже влечет административную ответственность - штраф для организаций в размере до 20 тысяч рублей. Напомним, что глава Росавиации Евгений Бачурин обещал применять к нарушителям самые жесткие меры, вплоть до отзыва лицензии....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка