Коммерсантъ
23 октября 2007, 10:27
Иран покупает израильские истребители
Иран подписал с Китаем контракт о поставке двух эскадрилий истребителя J-10. Проект этого самолета был разработан Израилем для своих ВВС, а затем продан Пекину. Двигатели для истребителей поставит Россия
Как стало известно Ъ, Пекин и Тегеран подписали соглашение о поставке китайских истребителей J-10 для иранских ВВС. Представители авиакорпорации Iran Aircraft Manufacturing Industrial утверждают, что поставку двух эскадрилий J-10 (24 машины) Китай выполнит в 2008-2010 годах. Стоимость одной такой машины эксперты оценивают примерно в $40 млн., так что стоимость контракта может составить около $1 млрд.
Максимальная дальность полета J-10 с подвесными топливными баками составляет 2940 км. Тем самым Иран с их помощью сможет не только выполнять полеты над всем Персидским заливом, но и теоретически даже предпринимать рейды до Израиля с возвращением затем на свои базы. До сих пор самыми "дальнобойными" истребителями у Ирана были российские МиГ-29, имеющие максимальную дальность полета 2100 км.
Впрочем, эксперты считают, что две эскадрильи J-10 существенно не изменят баланс сил в регионе. "Американские военные располагают в районе Персидского залива несравнимо большим количеством самолетов более современных типов,- считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Основным противником шиитского Ирана скорее можно рассматривать суннитскую Саудовскую Аравию. Однако и Саудовская Аравия благодаря американской помощи располагает более мощными ВВС, чем Иран". По мнению эксперта, Иран, скорее всего, будет использовать J-10 для охраны важных государственных объектов, например той же атомной станции в Бушере. Кроме того, само присутствие J-10 у Ирана может стать сдерживающим фактором, считает господин Макиенко: истребители теоретически могут затруднить, например, удар израильских ВВС по объектам, где, по мнению Израиля, ведется производство иранского оружия массового уничтожения.
Примечательно, что J-10 (известен также под названием Super-10) является, по сути, доработанным израильским истребителем Lavi. Этот самолет разработала израильская компания IAI в 80-х годах. Однако в 1987 году проект пришлось закрыть из-за американского давления: США опасались появления на мировом оружейном рынке конкурента истребителю F-16. В результате в Израиль на очень льготных условиях были поставлены F-16. В то же время документацию на Lavi Израиль продал Китаю с правом доработки и серийного производства.
Первый полет J-10 состоялся в июне 2002 года. В 2004 году завершились его испытания, после чего началось серийное производство J-10. По данным экспертов, по состоянию на середину 2007 года китайские ВВС располагали уже 89 J-10. По неофициальной информации, Китай намеревался построить для своих нужд 120 таких истребителей. В качестве двигательной установки на J-10 используется российский мотор АЛ-31ФН. Это модернизированный вариант широко используемого на истребителях Су-27 турбореактивного двигателя АЛ-31Ф. Китай заключил в июле 2005 года с "Рособоронэкспортом" контракт о поставке в течение двух лет 100 АЛ-31ФН производства московского завода "Салют" с возможным опционом еще на 100 моторов. Летом 2007 года Китай воспользовался опционом: был подписан новый контракт еще на 100 АЛ-31ФН, которые будут поставлены в течение следующих двух лет.
Одновременно Китай создал экспортную версию J-10. В апреле 2007 года на переговорах в Пекине официальная делегация Пакистана выразила намерение приобрести 36 J-10 в 2008-2010 годах. Вторым покупателем самолета теперь станет Иран. По сообщению израильской газеты "Едиот Ахронот" со ссылкой на неназванного специалиста в сфере безопасности, в июне этого года на международном авиасалоне в Ле-Бурже иранские специалисты подтвердили свое желание приобрести J-10. Газета также отметила, что один раз Израиль уже имел неудачный опыт экспорта своих вооружений: минометы, произведенные израильской компанией Soltam, были проданы в 70-е годы шахскому Ирану. В итоге же минометы оказались в руках ливанской организации "Хезболла", обстреливавшей из них в прошлом году северные районы Израиля. Теперь израильские эксперты опасаются, что истребители Lavi, ставшие в Китае J-10, могут быть использованы Ираном против Израиля....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
