О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Битва за "Титановую долину"

В России построят так называемую "Титановую долину", где будут создавать авиационные материалы для экспорта

В России построят так называемую "Титановую долину", где будут создавать авиационные материалы для экспорта, сообщил первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов 17 октября на встрече с преподавателями и студентами Московского инженерно-физического института. Иванов отметил, что до недавних пор в Нижней Салде, где находится крупнейший в мире и практически единственный в РФ производитель титана - российская корпорация "ВСМПО-АВИСМА", делали "полуфабрикаты" для авиационной промышленности многих стран. Но сейчас "закупаются дорогостоящие станки, на которых будут производиться готовые дорогие детали".

Современная отечественная промышленность располагает большой номенклатурой титановых сплавов различного типа и назначения. Марка ВТ означает "ВИАМ титан" (ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" ГНЦ РФ), затем следует порядковый номер сплава. ОТ - "Опытный титан" - разработан совместно ВИАМом и заводом ВСМПО. ПТ - "Прометей титан" - создан ЦНИИ КМ "Прометей". Иногда в марку сплава добавляют буквы: "У" - улучшенный, "М" - модифицированный, "И" - специального назначения, "Л" - литейный сплав, "В" - сплав, где марганец заменен эквивалентным количеством ванадия.

Но сегодня всего этого уже недостаточно для удовлетворения потребности различных отраслей отечественного производства в качественных титановых сплавах.

Камень преткновения

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель и генеральный директор "ВСМПО-АВИСМА" Владислав Тетюхин не один год активно лоббировали проект "Титановой долины" и сумели убедить в его целесообразности практически всех, кто способен был повлиять на принятие решения. Однако с Михаилом Фрадковым, занимавшим свыше трех лет пост премьер-министра, они не договорились. Тот, как поговаривали в кулуарах Белого дома, почему-то сначала высказался против создания "Титановой долины" вообще, потом не согласился с участием в проекте иностранных инвесторов.

О том, как сложно было ломиться в открытую дверь, свидетельствуют факты. Два года назад правительство области уже обращалось в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) с предложением организовать ОЭЗ "Титановая долина" в Верхней Салде. Но его даже не рассматривали в РосОЭЗ. "Сначала нам говорили, что в документы закралась какая-то досадная ошибка и потому заседание будет перенесено. Затем агентство переключило свое внимание на туристические зоны, а о нас забыли", - пояснил Эдуард Россель.

В частности, "долину" забраковали потому, что она не соответствовала техническим требованиям: общая площадь зоны составляла всего 9 га, тогда как по закону об ОЭЗ требовалось 20 га.

Похоже, в тот период о "долине" забыли не только в агентстве, но и в руководстве ОПК. "Я впервые слышу об этом проекте, - заявил однажды Сергей Иванов. - Не исключено, что там можно сделать не только экономическую зону, но и внедренческую. А так идея здравая: продавать не сырье, а готовую продукцию". 19 апреля 2007 года на выездном совещании Военно-промышленной комиссии первый вице-премьер все же высказался за создание ОЭЗ "Титановая долина" на Урале. Однако весной инициатива уральцев вновь утонула в половодье бюрократических реорганизаций.

На совещании в Свердловской области губернатор Эдуард Россель намекнул, что в российском правительстве правая рука не знает, что делает левая.

Глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов, занявший место председателя совета директоров титановой корпорации, заявил: "Мы очень хотим создания особой экономической зоны "Титановая долина". "Рособоронэкспорт" обратился к правительству с этим вопросом. Занимаемся оформлением документов, чтобы объединить в этой зоне все самые современные предприятия".

После отставки Михаила Фрадкова с поста премьера заявление Сергея Иванова получило новую деловую окраску. Появилась уверенность, что от слов в правительстве РФ наконец-то перейдут к делу. Ведь в условиях бездействия Россия может оказаться вытесненной с рынка титановой продукции.

Многообещающие перспективы

Согласно прогнозу японской компании Sumitomo Titanium, на мировом рынке титановой губки, используемой для производства титанового проката, до 2008 года сохранится напряженность с поставками. Они, правда, в 2010-2011 годах должны превысить спрос на 10 тыс. тонн, но затем - с 2012 года - ситуация с наличием металла на рынке вновь обострится.

Планы на период до 2010 года по расширению годовых мировых мощностей по выпуску титановой губки включают: в России в корпорации "ВСМПО-АВИСМА" - на 12 тыс. тонн, в США компанией ATI - на 15 тыс. тонн, в Японии компанией Toho Titanium - на 12 тыс. тонн и Sumitomo Titanium - на 14 тыс. тонн. Кроме того, ожидается, что три китайские компании в текущем году повысят производство титановой губки на 24 тыс. тонн.

Рассматриваются еще 10 других проектов, но маловероятно, что выпускаемая продукция будет иметь достаточно высокое качество для того, чтобы использоваться в производстве титанового проката.

Недавно в Japan Metal Daily появилось сообщение о долгосрочных планах развития (до конца 2015 года) Toho Titanium. В ответ на свой прогноз о том, что спрос будет насыщенным в течение 2014-2015 годов, компания намерена увеличивать годовые объемы производства: титановой губки - в 2,7 раза (до 40 тыс. тонн), слитков - в 3,2 раза (до 29 тыс. тонн). Намечается централизованно усилить выпуск продукции на новом заводе по производству губки и слитков, который строится на территории Nippon Steel’s Yawata Works. Также планируется провести реконструкцию на заводе Chigasaki и использовать вторичные материалы при условии установки системы по производству 50 тыс. тонн в год.

Спрос на титан будет возрастать, по мнению аналитиков, по крайней мере до 2011 года - в связи со все большим применением металла в авиакосмической промышленности. Объем потребления титана начал увеличиваться с 2003 года, параллельно с развитием авиакосмического сектора. Имея показатели среднего роста в 7% ежегодно, можно предположить, что спрос достигнет 125 тыс. тонн в год к 2011 году. Сейчас крупнейшими потребителями титана являются: США - 29%, Европа - 24%, Китай - 15%, Япония - 12%, Россия - 6%. Спрос на титан в США, России и Европе растет в основном со стороны авиакосмического сектора, а основные потребители титана в Японии и Китае - промышленный сектор.

Так, в отчете компании-аналитика рынка Roskill (Великобритания) особо подчеркивается, что спрос на титан растет быстрыми темпами не только в Северной Америке и в Европе, но и - особенно - в Азии. В Roskill поясняют, что взрывной рост китайского спроса на титан является наиболее примечательной чертой мирового рынка титана, начиная с 2003 года. Это обусловлено, главным образом, потребностью в теплообменниках, трубах, резервуарах и деталях насосов в энергетической, химической, нефтехимической промышленностях и в других отраслях обрабатывающей промышленности.

Эксперты Roskill отметили, что цены на титановую губку, которые в течение длительного периода оставались стабильными на уровне 5-7 долларов США за килограмм, выросли в четыре раза в первой половине 2005 года, в условиях увеличения мирового спроса и ограниченных мощностей. В третьем квартале 2006 года американская Геологическая служба определила среднюю стоимость импорта губки в США на уровне 28,24 доллара за килограмм. Впрочем, в конце 2006-го и в начале 2007 года цены на рынке начали падать, так как у поставщиков из Китая и некоторых других стран появилась губка в избытке.

Тем не менее производство губки, по прогнозам, к концу 2007 года достигнет 180 тыс. тонн. К концу 2010 года эта цифра может достичь 310 тыс. тонн. Основные поставщики губки наращивают объемы производства: Sumitomo Titanium - c 24 тыс. до 38 тыс. тонн, Toho Titanium - c 15 тыс. до 28 тыс. тонн, Timet (США) - с 8,6 тыс. до 23 тыс. тонн, ЗТМК (Украина) - с 8,5 тыс. до 12 тыс. тонн.

На заседании совета директоров ОАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА"" был рассмотрен проект программы стратегического развития до 2012 года и бюджет компании на 2007 год. Совет директоров утвердил концепцию, заложенную в "Программе стратегического развития ОАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА"" на 2007-2012 годы" по достижению главных целей развития. Во-первых, увеличение объема производства титана губчатого в филиале АВИСМА с обеспечением надежного энергоснабжения до 44 тыс. тонн в 2011 году. Во-вторых, увеличение общего выпуска товарной титановой продукции до 44 тыс. тонн к 2012 году.

Проект вместо прожекта

Амбициозный проект "Титановая долина" предполагает создание промышленно-производственной особой экономической зоны на территории между Верхней и Нижней Салдой в Свердловской области, рядом с основными производственными мощностями "ВСМПО-АВИСМА". ОЭЗ, по замыслу авторов проекта, должна специализироваться на выпуске оборудования из титана и нержавеющей стали, металлообработке, машиностроении и работать на нужды авиационной и космической промышленности, судостроения, энергетики, цветной металлургии.

Там же предполагается разместить совместное предприятие "ВСМПО-АВИСМА" и американской корпорации Boeing по выпуску готовых деталей для самолетов. Кроме того, о желании стать резидентами зоны заявили ряд крупных иностранных компаний - Snecma, Rolls Royce, Yamaha Motors. Российские инвесторы пока молчат, но можно предположить: когда проект вступит в фазу реализации, желание появится. Ведь по условиям ОЭЗ предприятия, работающие на ее территории, на пять лет освобождаются от части налогов и таможенных пошлин.

"Для резидентов этой зоны, - заявил председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров, - мы примем налоговые льготы - это уменьшение налога на прибыль на 4%. Мы, соответственно, льготы определенные предусмотрим по налогу на землю и по ряду других показателей".

В бюджетном послании Законодательному собранию региона губернатор Эдуард Россель отметил, что в реализации проекта ОЭЗ "Титановая долина" свое участие уже подтвердили 16 крупных компаний из России, США, Франции, Великобритании, Японии и Германии. На заседании палат областного парламента Эдуард Россель сообщил, что помимо совместного предприятия американской Boeing и корпорации "ВСМПО-АВИСМА" в особой экономической зоне будет развернуто производство горношахтного, металлургического и нефтегазового оборудования.

"Подобно "Силиконовой долине" в США, где зародились крупнейшие технологические компании мира, уральская "Титановая долина" будет знаменовать собой переход нашей промышленности на новый качественный уровень: от производства заготовок для самолетов - к производству деталей высокой степени точности, увеличению доли продукции высоких переделов, снижению материалоемкости и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции", - подчеркнул Эдуард Россель.

В реализации проекта, возможно, примут участие такие крупнейшие иностранные компании, как Boeing, Snecma, Rolls Royce, Yamaha-Motors. Общий объем инвестиций в социальное развитие и развитие инфраструктуры ОЭЗ составит около 12 млрд. рублей. В частности, из бюджетов (федерального и областного) планируется направить 4 млрд. рублей. ОЭЗ в Свердловской области будет расположена на площадке от Верхней Салды на запад к Нижнему Тагилу. Общая площадь территории составит 20 кв. км.

По словам Виктора Кокшарова, это стратегически важный проект позволит открыть минимум 5 тыс. новых рабочих мест только на основном производстве в Верхней Салде и около 3 тыс. мест - на сопутствующих производствах.

Проект недаром назван по аналогии с "Силиконовой долиной". По замыслу, он должен произвести настоящий переворот в уральской промышленности: появятся современные производственные мощности, увеличится доля продукции высоких переделов, повысится конкурентоспособность. Более того, свердловское правительство намерено также разместить в ОЭЗ производство горношахтного, металлургического и нефтегазового оборудования, что позволит уральским предприятиям усилить свои позиции на этих рынках....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка