О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В самолет с черного хода

Прокуратура взяла под контроль аэропорты и склады авиационных запчастей

Буквально в двух шагах от международного аэропорта "Домодедово" на днях была сделана страшная находка - обнаружено разорванное тело подростка.

Труп был найден в лесу, который расположен неподалеку от аэропорта, а если точнее, то в 12 километрах от Домодедова. В этой зоне взлетающие самолеты набирают высоту и идут на посадку прилетающие.

Первым погибшего обнаружил строитель, который работал совсем рядом - в садовом товариществе "Изумруд", что у поселка Горки Ленинские. Гуляя по лесу с собакой, он случайно заметил, что на дереве висит человеческая нога, а рядом на земле лежит обезображенное туловище. Приехавшие на место судмедэксперты, осмотрев тело и ближайшие окрестности, вынесли предварительный вердикт: смерть мальчика наступила от падения с большой высоты. Этот факт подтверждало и то, что у березы рядом с трупом была сломана макушка, на которой и висела нога погибшего.

Точный возраст подростка установлен весьма приблизительно - медики считают, что ему около 15-17 лет.

- Парень был азиатом, - заявили корреспонденту "РГ" в местной милиции.

Его личность неизвестна. При нем нашли лишь черное портмоне с небольшой суммой денег и записку с московскими номерами телефонов. Пока дозвониться по этим телефонам не удалось.

В местной прокуратуре предположили, что парень попробовал повторить "подвиг" Андрея Щербакова. "РГ" уже писала о нем. Парень пролетел в отсеке для шасси 1300 километров. На сегодняшний день это основная версия случившегося. Последователь, вероятно, точно так же пробрался в отсек для шасси, но замерз при температуре минус 50, после чего тело выпало и разлетелось на части.

Новая жертва погибла при взлете или приземлении рейса, упав с огромной высоты. После того, как станет понятно, кто погиб, обязательно встанет вопрос, как подросток смог попасть в строго охраняемую зону, где стоят самолеты.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура организовала плановую проверку аэропортов и авиапредприятий в центральном регионе России

Прокуроры вместе с госавианадзором, сотрудниками милиции, ФСБ и МЧС изучали все, что связано с безопасностью авиаперевозок. О результатах корреспонденту "РГ" рассказал Московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков.

Российская газета: Владимир Геннадьевич, как человек, профессионально владеющий ситуацией, скажите честно: летать сегодня безопасно или лучше все же предпочесть поезд?

Владимир Уровень безопасности авиаперевозок за последнее время значительно улучшился. В прошлом году аварийность коммерческой авиации по сравнению с 2005 годом уменьшилась в два раза, а число катастроф сократилось в 1,4 раза.

А в первой половине 2007 года случилось 6 авиапроисшествий с гражданскими воздушными судами. Из них, к сожалению, три катастрофы. Погибли 13 человек. Три другие происшествия - аварии.

Причины аварий выяснить удалось?

Чаще всего авиапроисшествия связаны с нарушениями в работе летного состава и наземных служб. Плохо готовят воздушные суда к полету, не соблюдают ограничения при их эксплуатации в воздухе. К нештатным ситуациям приводит и невнимательность экипажа. Словом, пресловутый человеческий фактор.

Проверка носила тотальный или выборочный характер?

Мы проверили все аэропорты федерального и регионального значения в центре России, фирмы, которые эксплуатируют и большую, и частную авиацию, а кроме того - авиаклубы и посадочные площадки.

И как бы вы оценили уровень летной безопасности?

Недостатки, к сожалению, есть и серьезные. Даже в таких крупных авиаузлах, как "Домодедово" и "Шереметьево". Воздушный кодекс РФ и минтранс четко определяют, что безопасностью аэропортов должны заниматься их собственные службы безопасности. Между тем в обоих крупнейших аэропортах ее отдали на откуп посторонним организациям. Причем "Домодедово" и находящиеся на стоянках самолеты охраняют две компании, у которых вообще нет лицензии на такую деятельность.

Вы обнаружили лазейки, сквозь которые в закрытые зоны аэропортов могут пробраться посторонние?

В Шереметьеве, к примеру, за последнее время было зафиксировано 3 факта несанкционированного проникновения на объекты аэропорта. Причем один случай как две капли воды похож на тот, что произошел недавно в Перми, когда мальчик забрался в нишу шасси и пролетел до Москвы. А в Шереметьеве в нишу передней стойки шасси Ту-154 проник взрослый человек, некий гражданин Узбекистана Мирзакаримов. Благо этот самолет никуда не летел. Расследование инцидента показало, что мужчина пробрался на стоянку самолетов через прорехи в системе ограждения. Кстати, в предыдущих актах проверки руководству аэропорта были даны рекомендации установить камеры видеонаблюдения и охранную сигнализацию на этом участке, но их пропустили мимо ушей.

Такие же претензии можно предъявить и аэропорту Внуково. Там из 36 КПП и постов охраны системой видеонаблюдения снабжены только два. С нарушениями оборудованы и многие контрольно-пропускные пункты и системы ограждения в Домодедове, Быкове, аэропортах Брянска, Курска, Воронежа, Липецка.

Там тоже дырявые заборы?

Дыры мы не нашли, а вот предупреждений, запрещающих проникать в контролируемую зону, тоже не оказалось. Кроме того, по требованиям безопасности вдоль заградительной сетки снаружи и внутри необходимо создавать трехметровые полосы, очищенные от мусора, деревьев и кустарника. Сама же ограда должна венчаться козырьком из колючей проволоки. Все эти строгости обязательны, чтобы у потенциального злоумышленника не было шанса пробраться к самолетам. Но даже такие в общем-то элементарные требования соблюдаются не везде. В Воронежском аэропорту, например, забор местами ниже положенного на полметра, а в аэропорту Белгорода вдоль ограждения с внутренней стороны нет патрульной дороги.

Сейчас ужесточились требования по ручной клади, которую можно брать с собой в самолет. Запретили проносить жидкости объемом более 100 миллилитров. А насколько надежно проверяют багаж?

В московских аэропортах должна действовать обязательная трехуровневая система предполетного досмотра багажа. Сначала идет проверка всего груза - его просвечивает высокоскоростной автоматический рентгенотелевизионный интроскоп. Он без участия оператора может определить взрывчатые вещества. Багаж, вызвавший подозрение, досматривают с помощью компьютерного томографа, который гарантирует достоверное выявление взрывчатых веществ. И, наконец, последняя стадия - ручной досмотр вещей, которые не прошли первые два уровня. К сожалению, в некоторых аэропортах необходимой аппаратуры не хватает, а кое-где она вообще отсутствует.

Особый страх у пассажиров вызывают сообщения об использовании на самолетах левых запчастей. Эту проблему удалось решить или подделки так и ставят при ремонте?

Проблему с запасными агрегатами надо рассматривать несколько шире. Они могут быть, в принципе, настоящими, но без необходимых документов.

К примеру, во время проверки на Ту-154М выявили 68 агрегатов после капитального ремонта. Технические паспорта на них либо вообще отсутствовали, либо были оформлены с нарушением ГОСТа. Есть определенная методика оценки аутентичности запасных частей, но ее грубо нарушили. В результате по некоторым изделиям так и не установили остаток ресурса и срока службы. Представляете, насколько опасна просроченная деталь на авиалайнере?

Обнаружены факты и прямого использования контрафактных запчастей. Возбуждено уголовное дело о похищении с госпредприятия "Гидравлика" гидравлических шлангов, которые по подложным документам были проданы в различные авиакомпании.

Другой случай подделки обнаружили в авиакомпании "Атран".

Чтобы выявлять фальшивые запчасти, создана специальная оперативная группа, которая отслеживает места складирования авиационных деталей и агрегатов, контролирует их поставки авиакомпаниям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка