О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вертолеты востребованы всегда и везде

Армейская авиация Военно-воздушных сил 28 октября отметила очередную годовщину со дня образования

Армейская авиация Военно-воздушных сил 28 октября отметила очередную годовщину со дня образования. Ее история широка, многообразна и сложна одновременно. Во время Великой Отечественной армейская авиация несколько раз меняла названия: была "армейской", "штурмовой", далее - "фронтовой-бомбардировочной", потом - просто "фронтовой". А Армейской авиацией в том виде, как мы ее привыкли видеть, она сформировалась в 70-х гг., когда была применена в "арабских войнах" с нанесением ударов по наземным целям, уничтожением танков и так далее. В то время она получила бурное развитие и в нашей стране, сначала в составе ВВС, это в восьмидесятые годы, потом последовал ее перевод в отдельный род Сухопутных войск, тогда она называлась "авиацией Сухопутных войск", потом - "армейской авиацией Сухопутных войск", а теперь Армейская авиация вновь влилась в состав Военно-воздушных сил. Несмотря на то что авиационная техника Армейской авиации коренным образом изменила свой облик, задачи остались те же. Основные из них - огневая поддержка войск с воздуха, обеспечение перевозок по воздуху, в том числе и в непосредственной близости от места боестолкновения. Если смотреть по высотам полета, вертолетчики работают на самых малых высотах. Из всех авиаторов они подвержены наиболее плотному соприкосновению с противником. Это чуть ли не единственный вид авиации, где летчики видят лицо своего врага, и поэтому зачастую их называют винтокрылой пехотой, летающими танками. На вопросы, касающиеся сегодняшнего дня и перспектив Армейской авиации, ответил начальник Управления Армейской авиации ВВС генерал-майор Виктор Иванов.

Личное дело

Иванов Виктор Аркадьевич


Родился 22 августа 1954 г. в Петрозаводске. Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков в 1975 г., Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина - в 1989 г. Проходил службу в военных округах европейской части России, Сибири и Забайкалья. В 1980-1981 гг. находился в командировке в Афганистане, в 1982-1986 гг. - в ГСВГ. Занимал должности от летчика-оператора вертолета Ми-24 до заместителя начальника Армейской авиации Вооруженных Сил РФ. С 25 апреля 2004 г. по 20 января 2005 г. - командир Российской авиационной группы (РАГ-7) миссии ООН в Сьерра-Леоне. С апреля 2005 г. назначен на должность начальника Управления Армейской авиации Военно-воздушных сил РФ.

Воинское звание - генерал-майор. Награжден орденами Красной Звезды и Мужества, медалями. Заслуженный военный летчик России. Летчик-снайпер. Имеет налет более 4 тыс. часов на всех типах вертолетов, стоящих на вооружении Российской армейской авиации. Женат, имеет дочь.


- Виктор Аркадьевич, что такое Армейская авиация ВВС РФ в современном понимании, с какими результатами вы подходите к очередной годовщине со дня образования?

- В настоящее время вертолеты очень востребованы. Особенно это проявляется в локальных конфликтах, которых, к сожалению, пока что хватает. Подразделения Армейской авиации расположены по всей территории России. Часть подразделений выполняет свои задачи за границами нашего государства. Наши экипажи постоянно находятся в Республике Киргизия, в составе российской авиабазы "Кант", еще одно подразделение выполняет задачи в Таджикистане, вертолеты Армейской авиации находятся в Абхазии, в Гудауте, они обеспечивают группировку миротворцев. Один из самых ярких примеров применения Армейской авиации за пределами России - работа экипажей в Республике Судан в составе Российской авиационной группы (РАГ). Она была сформирована в апреле 2006 года, каждые шесть месяцев мы проводим замену личного состава. В ближайшее время, а именно в третьей декаде января 2008 года, будет выполнена очередная плановая ротация личного состава. В состав РАГ входит 120 человек, на ее "вооружении" стоит 4 вертолета Ми-8 МТВ. В задачи группы входит перевозка военных наблюдателей миссии ООН в Судане, перевозка и сопровождение грузов, организация поисково-спасательного обеспечения, ряд других задач, применимых к вертолету Ми-8. Авиагруппа укомплектована разного рода специалистами: летный и инженерно-технический состав, представители тыла, медики и т.д. Со стороны миссии ООН организована централизованная поставка продуктов питания, автомобильного и авиационного топлива. РАГ полностью автономна и способна выполнять задачи по предназначению. Конечно, вначале был ряд временных неудобств, в том числе и размещение личного состава было организовано в палатках, оборудованных для жаркого климата. В них были установлены кондиционеры, системы жизнеобеспечения. В настоящее время вопрос жилья закрыт. В рамках договорных обязательств между Россией и Секретариатом ООН представителям РАГ было предоставлено более комфортное жилье для временного проживания, это стандартный итальянский проект, который обычно закупает ООН.

Говоря о вертолетной технике, отмечу: вертолеты имеют достаточный межремонтный ресурс. Еще в России было проведено их дооборудование под стандарты ООН, в авиационном плане это стандарт ИКАО. На вертолеты были установлены локаторы, спутниковые навигационные системы, системы спасения, соответствующие международным требованиям. Экипажи РАГ постоянно задействованы, летают много, 4 вертолета налетывают в месяц не менее 160 часов.

25 октября 2007 года впервые за многие годы сотрудничества с ООН военнослужащим РАГ были вручены награды Организации Объединенных Наций. Медалью ООН "На службе миру" был награжден командир Российской авиационной группы в Республике Судан полковник Н.Н. Хайдаров. Награду вручил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Наша авиационная группа ориентировочно пробудет в Республике Судан пять-шесть лет, это обусловлено временем функционирования миссии ООН в Республике Судан. Пролонгация мандата осуществляется каждый год. РАГ, как правило, выводится из страны в последнюю очередь, после полного свертывания деятельности миссии на территории страны. Так было и в Сьерра-Леоне, и ранее, так должно быть и в Судане.

- Каковы тенденции развития вертолетной техники, какие новые типы вертолетов ожидаются в ближайшее время в Армейской авиации?

- В настоящее время проходят испытания боевого вертолета Ми-28Н, это ночной вертолет круглосуточного применения. Если мы раньше говорили о применении в первую очередь управляемого вооружения в дневных условиях, то сейчас речь идет о его круглосуточном применении. Поставки новой техники будут осуществляться согласно программе перевооружения, принятой правительством страны. Хотя некоторые типы новой техники в войсках уже есть. Рассматриваются варианты применения "камовских" боевых вертолетов - Ка-50 и Ка-52, которые тоже не забыты Армейской авиацией. Они не рассматриваются как основной тип боевых вертолетов. Но вполне возможно создание специальных подразделений для каких-либо специальных задач, к примеру для применения по антитеррору, где-то в горной местности - такие варианты развития просматриваются. Эти вертолеты тоже эксплуатируются Армейской авиацией ВВС.

Однако, пока "раскрутится" и пройдет полные госиспытания вертолет Ми-28, основную роль будут играть модернизированные базовые модели боевого вертолета Ми-24 и транспортного Ми-8. Ми-24 подвергается серьезной модернизации, в том числе есть ночные варианты этого вертолета. Есть тепловизионные системы, ставятся новые, от Ми-28, несущие системы, силовые установки, эта машина идет в варианте пока что Ми-24 ПН, а в экспортном - Ми-35. Их охотно закупают за границей. В наши войска новая техника тоже поступает, но пока в небольших количествах. Это обусловлено рядом причин, в том числе и тем, что у имеющихся машин еще полностью не израсходован ресурс.

- В каком направлении будет проводиться модернизация вертолетов, что у нас есть и к чему мы придем в конечном результате?

- В части, касающейся модернизации авиационного парка, нужно сказать следующее: в настоящее время у нас эксплуатируется транспортный вертолет круглосуточного применения Ми-8 МТКО и боевой Ми-24 ПН. Это результат модернизации. Ми-8 МТКО оборудован тепловизионной системой, которая позволяет проводить поиск и распознавание теплоконтрастных целей в условиях ночи в простых метеоусловиях (при отсутствии облачности, тумана, дымки). Информация от тепловизионной системы выводится на многофункциональные индикаторы, и пилот видит обстановку в узком и широком поле зрения. Цели типа КУНГ, машины, танки ночью он обнаруживает на дальности 6-8 километров, распознает - на 4-5 километров, в абсолютной темноте может обнаружить группу людей - 5-6 человек. Такое оборудование позволяет вести разведку, передавать практически в масштабе реального времени географические координаты целей на пункты управления, заинтересованные в этой информации. На Ми-8 МТКО установлена новая навигационная система, она позволяет решать навигационные задачи с точностью до 50 метров. С ее помощью мы закрыли все вопросы по точностным характеристикам, кабина адаптирована под специальные очки ночного видения. Очки позволяют выполнять подбор площадки, взлет и посадку в условиях полного отсутствия освещения. Вооружение остается пока то же самое. Функционально это та же "восьмерка" - вертолет транспортный, но пока задействован в основном в выполнении специальных задач. Этот вертолет принят на вооружение в 2003 году.

Второй модернизацией является вертолет Ми-24 ПН. В общем, это обычный типовой Ми-24П, пушечный вариант, на нем установлена двуствольная авиационная пушка калибром 30 миллиметров. Единственной особенностью этой машины является наличие тепловизионного приемника, который сделан на базе танкового ночного прицела, он полностью адаптирован под вертолет. Эта разработка от и до отечественного производства, возможности по обнаружению и распознаванию целей несколько иные, чем у Ми-8 МТКО. Это вертолет круглосуточный, с возможностью круглосуточного применения вооружения. Принят на войсковую эксплуатацию в 2003 году. Надо сразу заметить, эксплуатация вертолета находится на начальном этапе, производится подбор оптимальных режимов эксплуатации, вырабатываются методики обучения летного состава и собственно само обучение.

- Как, на ваш взгляд, в дальнейшем будет развиваться ситуация вокруг вертолета Ка-50?

- В 1995 году указом президента принят на вооружение вертолет Ка-50. Было не более 10 машин - так называемая установочная партия. К сожалению, тот сложный в плане финансирования этап сыграл роковую роль. Ка-50 не получил дальнейшего развития, не поступил в войска в том объеме, который был запланирован. Хотя уже были написаны методические пособия, этот ударный комплекс получил немалую полигонную практику. На Ка-50 уже был подготовлен летный состав. Вертолет успел побывать и в боевых условиях. По поводу экспорта могу сказать: соглашений много, но пока не видно страны, которая реально была бы готова закупать эти машины. Хотя правды ради нужно отметить, что ситуация вокруг Ка-50 выравнивается в лучшую сторону, реанимируется, если можно так выразиться. Деньги начали поступать, ситуация потихоньку изменяется.

- Ми-28 в этом плане более благополучный проект?

- Проводится опытно-конструкторская работа, которая в 2005 году была показана Верховному главнокомандующему, и им было принято решение взять вертолет Ми-28 в качестве "основного ударного для армии". Одно из направлений принципиального обновления техники - это создание вертолета круглосуточного применения. Дневной Ми-28 немного "застрял", а вот Ми-28Н (ночной) - это новая перспективная машина. Его еще называют "Ночным охотником". В настоящий момент проводится очередной этап совместных госиспытаний этого вертолета. От облика дневного варианта он имеет очень много, а в целом, по оборудованию, это совершенно другая машина. Она способна выполнять полет ночью, в тумане, обладает мощным навигационным комплексом, установлены новые системы бортового радиоэлектронного оборудования, тепловизоры, одним словом, есть практически все, чем должен обладать вертолет категории "круглосуточный, всепогодный". Машины, имеющей в составе оборудования такой бортовой радиолокационный комплекс, в Армейской авиации не было. Нужно учитывать некоторые особенности. Локатор истребителя и локатор вертолета - это разные вещи. Задача истребителя - уничтожать себе подобных, воздушные цели. Задача вертолета более "прозаична", он должен видеть землю и на ее фоне распознавать танки, бронированные машины, укрепления, провода. Сфера деятельности вертолетного локатора была уведена в миллиметровый диапазон в отличие от самолетного сантиметрового. Этот диапазон дает возможность распознавать все то, что должен видеть современный вертолет, но вместе с тем такой локатор цепляет не только то, что нужно, а и очень много так называемых "местников" - побочной информации. Возникает потребность в высокопроизводительных бортовых компьютерах и программном обеспечении, которые обрабатывали бы и выдавали экипажу нужную информацию, отсеивали бы лишнюю. Такие машины и программы созданы, они применены на Ми-28Н. Единственное, о чем приходится сожалеть, что все компьютеры выполнены не на отечественной элементной базе, такая же ситуация и с тепловизионными системами. Сейчас мы используем в основном французские, шведские системы. В России ведутся подобные разработки, наши стараются догнать европейцев, где-то за счет математики вытягивают, за счет обсчитывания данных. Подобно тому, как в цифровых видеокамерах встраиваются системы улучшения изображения, но пока, мягко говоря, нам есть над чем работать. Наворотов в этом вертолете очень много, и большинство результатов зависит от того, что за начинка применяется. Единственная машина, с которой можно сравнивать Ми-28, - это Ка-52.
Помимо ударных вертолетов, ведется разработка многоцелевого вертолета Ка-60, Ка-62 "Касатка". Вот это полностью отечественная разработка, рулевой винт находится в фенистроне, его полетная масса - 6 тонн, он будет возить порядка 12-14 человек, на этой машине установлены вертолетные двигатели отечественной разработки и производства. Особенностью этой машины является отход от традиционной "камовской" схемы - на "Касатке" обычная, не соосная схема винта.

- В Армейской авиации существуют проблемы, можно ли о них рассказать поподробнее?

- В Армейской авиации остро стоит проблема с подготовкой молодого летного состава. К сожалению, в течение последних десяти лет мы обучаем курсантов на вертолетах Ми-8 и Ми-24. Курсанты получаются золотыми. В настоящий момент у нас нет легкого учебного вертолета, на котором можно было бы проводить обучение молодежи. Правда, ситуация должна измениться к лучшему. В качестве основного рассматривается вертолет Казанского вертолетного завода - Ансат-У, а для морской авиации - Ка-226-У. Еще одной бедой является то, что в России, к сожалению, нет пока созданного малоразмерного вертолетного двигателя для вертолета класса трех, трех с половиной тонн. На этих машинах используются двигатели Прат-Уитни и Алиссон-250. Хотя разработки подобного двигателя в России ведутся. Ансат-У сейчас проходит очередной этап государственных испытаний, по окончании которых будет принято решение и о его выпуске. Вот вкратце то, чем живет Армейская авиация нашей страны.

- И в заключение что бы вы пожелали вашим подчиненным, коллегам по оружию?

- В праздники принято говорить о хорошем. Несмотря на то что существуют проблемы, а они всегда будут присутствовать, хочется поздравить всех тружеников Армейской авиации и транспортной авиации на вертолетах: и военнослужащих, и тех, кто не носит на своих плечах погоны, с очередной годовщиной со дня образования Армейской авиации. Желаю всем ветеранам и действующим военнослужащим крепкого, авиационного, здоровья, удачи и личного счастья....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка