Военно-промышленный курьер
28 ноября 2007, 12:14
Промышленные приоритеты Виктора Зубкова
19 ноября председатель правительства России вместе с несколькими министрами прибыл на территорию московского завода, входящего в состав "Научно-производственного центра газотурбостроения "Салют"
Затем в здании заводоуправления состоялось совещание по вопросам развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в машиностроении. "Мы собрались на предприятии, которому недавно исполнилось 95 лет. Цель совещания - выработать ряд мер, которые бы позволили поддержать направление высоких технологий для современного промышленного производства, выполнить самые сложные перспективные проекты в данной области".
"Инновационный путь развития экономики России возможен только в условиях тесной интеграции государства, науки и производства", - продолжил свое выступление Виктор Зубков. Он напомнил, что процесс формирования инновационной системы начался еще три года назад. Сформирована нормативно-правовая база, приняты необходимые основополагающие решения.
В качестве примеров долгосрочных национальных проектов руководитель правительства и другие участники совещания упоминали "Государственную программу вооружения до 2015 г.", "Основы военно-технической политики до 2015 г.", "Основы политики в области развития ОПК до 2010 г.", а также программы развития: социально-экономического, ОПК, авиапрома, судостроения, ракетно-космической и электронной промышленности, обычных вооружений, боеприпасов и специальной химии. Приняты Федеральные целевые программы (ФЦП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России", "Национальная технологическая база", "Развитие ОПК", "Научно-педагогические кадры". А также ФЦП по направлениям техники: "Развитие гражданской авиационной техники", "Развитие гражданской морской техники", "Федеральная космическая программа", "Глобальная навигационная система", "Развитие ЭКБ и радиоэлектроники", "Стратегические материалы", "Развитие инфраструктуры нанотехнологий" и другие.
Однако практическая реализация намеченного пути пока идет хуже, чем хотелось бы. Одна из причин кроется в том, что составителями программ изначально закладывался принцип смешанного финансирования - из федерального бюджета и привлеченных коммерческих источников. "На перечисленные ФЦП резервируются бюджетные средства, и немалые - их общий объем в 2005-2010 гг. составляет порядка 200 млрд. рублей. Примерно столько же должно прийти и из внебюджетных источников. Однако они идут медленно", - обрисовал ситуацию председатель правительства РФ.
Он привел конкретные примеры. По ФЦП "Национальная технологическая база" в 2007 г. было запланировано привлечение внебюджетных средств в размере 4,9 млрд. рублей, а по итогам девяти месяцев года поступило всего полмиллиарда. По ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники" в текущем году предполагалось привлечение 8 млрд. "внебюджетных" рублей. Но за девять месяцев "план" по данному направлению выполнили лишь на 4%.
Премьер-министр сделал вывод: "В основном расчет только на государственную поддержку. Слабо используются коммерческие инвестиционные инструменты развития". Между тем машиностроение срочно нуждается в обновлении. Около 70% станков на предприятиях морально устарели и физически изношены, а темпы их обновления за последний год составили всего-навсего один процент.
"Важно поддерживать не только крупнейшие общенациональные проекты; есть еще много небольших, но эффективных объектов и проектов для энергетики и нефтегазовой отрасли". В качестве примера Виктор Зубков привел программы "Салюта": "Здесь действительно вкладывают большие деньги в НИОКР из прибыли предприятия. Приобретают новое технологическое оборудование. И за счет этого они, конечно, способны выполнять высокотехнологичные проекты по авиадвигателестроению и в смежных областях. Могут предлагать продукцию, не уступающую аналогичной продукции иностранных компаний".
Задавая направление для следующих выступающих, Виктор Зубков сказал: "Наш разговор сегодня следует направить на поиск путей того, как лучше использовать возможности государства. И обязательно финансирование НИОКР должно вестись с привлечением внебюджетных источников".
В последующих докладах прозвучал сравнительный анализ структуры финансирования НИОКР в машиностроении на примере России и некоторых европейских стран. В частности, Россия направляет на приобретение новых технологий всего 1,4% общей суммы против 8% у Финляндии. Основная масса наших расходов, порядка 60%, идет на приобретение машин и оборудования. Германия тратит на это только 28,2%. Что касается исследований и разработок, выполненных собственными средствами, то здесь картина "обратная": Россия - 11,5%, Германия - 51,3%. Налицо несоответствие отечественной практики общепринятой.
Затем премьер-министру показали слайд "Потребность в бюджетном финансировании НИОКР согласно комплексам мер по развитию отраслей промышленности до 2015 г.". Общая необходимая сумма - 210,1 млрд. рублей. Разбивка по отраслям: транспортному машиностроению - 2,4 млрд. рублей, станкостроению - 60, а "автопрому" - 146,6 млрд. рублей. Такое распределение вызвало удивление премьер-министра. Он увидел в нем пристрастия конкретных чиновников прошлого кабинета, ныне занимающих высокие посты на предприятиях автомобильной промышленности. Зубков дал Минпромэнерго указание "подкорректировать цифры".
Отметим, что высокие технологии, накопленные "Салютом", находят применение и в сугубо мирной сфере. Создается опреснительная установка "Каскад", газотурбинный двигатель для маневрового локомотива, установки для озонирования питьевой воды и газификации водородного топлива. Четыре лидерных ГТД-20С на базе списанных авиационных моторов АЛ-21Ф эксплуатируются на электростанции в г. Ямбург.
На московской ТЭЦ-28 идут пуско-наладочные работы на пилотной установке смешенного цикла МЭС-60 мощностью 60 МВт. "Этап холодного пуска пройден. Мы даже вышли на холостой ход. Включили установку, некоторое время поработали. Сейчас устраняем полученные замечания. До конца года планируем запустить установку в опытную эксплуатацию. И далее будем доводить ее как любой сложный научно-технический продукт", - сказал Юрий Елисеев.
По окончании совещания корреспондент "ВПК" поинтересовался, ставился ли вопрос о выносе серийного производства с московской площадки в Омск или другие города России. "Нет, так вопрос не ставился, - ответил Юрий Елисеев, - премьер-министр поддержал идею о том, что разработка новых технологий и конструкций должна оставаться в Москве. Здесь будет выполняться постройка опытных образцов с целью последующего освоения их в серийном производстве на периферийных предприятиях"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
