О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо. Аэропорт. Инвестор

Сибирский аэропортовый бизнес манит инвесторов. Помимо строительства гостиниц, бизнес-центров и фуд-кортов, в аэропортах приступили к реализации крупных проектов по "профильному" бизнесу (чаще всего - грузоперевозкам)

Сибирский аэропортовый бизнес манит инвесторов. Еще несколько лет назад хозяева аэропортов говорили о приоритетном развитии неавиационной деятельности. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Помимо строительства гостиниц, бизнес-центров и фуд-кортов, в аэропортах приступили к реализации крупных инвестиционных проектов по "профильному" бизнесу (чаще всего - грузоперевозкам).

По мнению руководителя Сибирского окружного управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Сергея Лабутина, сегодня практически в каждом международном аэропорту СФО реализуются крупные инвестиционные проекты. Но наиболее серьезные шаги в своем развитии все же сделали новосибирский аэропорт Толмачево и красноярский аэропорт Емельяново. В частности, в Новосибирске введен в эксплуатацию реконструированный аэровокзал ВВЛ, достраивается гостиница (3 звезды) на 250 мест. В конце года будет введен в эксплуатацию автоматизированный грузовой терминал. В 2008 году начнется строительство еще одной гостиницы (4 звезды) и крытой парковки.

Однако, по мнению Сергея Лабутина, модернизации уже существующей инфраструктуры Толмачево недостаточно для привлечения новых авиакомпаний - необходимо завершение строительства второй ВПП. "До сдачи в эксплуатацию второй ВПП остается полтора года, - говорит господин Лабутин. - И основная работа заключается не столько в выполнении бетонных работ, сколько в установке радиотехнического (РТО) и светосигнального оборудования. От регулярности и своевременности выделения федеральных средств сегодня зависят сроки завершения работ".

А генеральный директор ОАО "Аэропорт Толмачево" Алексей Чертенков говорит о том, что новосибирский аэропорт является одним из первых, где успешно применено частно-государственное партнерство при реализации крупного инвестиционного проекта. "В развитие предприятия вкладывают средства как сам аэропорт и его инвесторы, так и государство, - говорит господин Чертенков. - Федеральный центр финансирует строительство ВПП-2, а областные власти субсидируют процентную ставку по кредитам".

В красноярском аэропорту, который также претендует на звание хаба, большое внимание уделяется грузоперевозкам. Именно здесь заработал первый в СФО современный автоматизированный грузовой терминал, что способствовало заключению договоров и приходу в аэропорт таких крупных игроков, как AirBridge Cargo.

Что касается реконструкции аэропорта, то, как рассказал советник председателя наблюдательного совета AiRUnion Андрей Егоров, на данный момент завершен расчет-обоснование инвестиций, и ожидается заключение инвестиционного консультанта (компания Raiffeisen INVESTMENT), а также заключение Главгосэкспертизы. По его прогнозам, к середине 2008 года заявка должна быть рассмотрена комиссией Инвестиционного фонда.

По мнению господина Егорова, основным фактором для формирования авиаузла в Красноярске является наличие крупного заинтересованного перевозчика, желающего и способного выстраивать маршрутную сеть из данной точки. Все остальные компании, которые участвуют в хабе как партнеры, появляются уже после того, как сформирована его основа. "Часто нас сравнивают с Новосибирском или Иркутском, говоря о том, что они наши конкуренты, - говорит господин Егоров. - Но на самом деле то, что делается в плане построения маршрутной сети в Красноярске, не происходит больше нигде в Сибири. Я не вижу в Сибирском округе реальных конкурентов красноярскому узловому проекту. Скорее всего, они расположены гораздо южнее, в Средней Азии. Это могут быть Астана, Ташкент. Те аэропорты, которые целенаправленно стремятся привлекать международный транзит. Нас, откровенно сказать, мало беспокоит то, как мы будем выглядеть в рейтинге сибирских аэропортов, ведь мы решаем задачу притока объемов перевозок в Россию, и чем больше будет таких проектов в Сибири, тем лучше для страны".

Что касается Иркутска, то здесь, по словам Сергея Лабутина, уже выбрана площадка для строительства нового аэропорта, который будет иметь ВПП длиной 4,2 тыс. метров. Строительство аэропорта решено вести в районе Ключевой пади (36 км от центра города). По данным метеорологических наблюдений в различное время года, туманы в этом районе практически отсутствуют. Кроме того, размещение аэропорта на данной площадке вписывается в рамки предполагаемой агломерации городов Иркутска, Ангарска, Шелехова. Объем инвестиций, необходимый для строительства, оценивается в 23 млрд рублей, из которых 300 млн. заложено на проектирование уже в 2008 году.

Тем не менее до сих пор остается открытым вопрос о перспективах развития "старого" аэропорта. "Строительство нового аэропорта займет как минимум 5-7 лет, - говорит Сергей Лабутин. - Поэтому сегодня нельзя оставлять без внимания действующий в Иркутске аэропорт. В прошлом году прошло удлинение полосы на 400 м (теперь ее длина составляет порядка 3,5 км). Проведены все земляные работы и положен первый слой бетонного покрытия. В 2008 году работы по удлинению полосы будут закончены, а также будет перенесена светосигнальная система, что сделает возможными взлет и посадку самолетов не в сторону города, а от него".

Другой проблемой иркутского аэропорта остается недостроенное здание аэровокзала. Реконструкция аэровокзала внутренних линий аэропорта Иркутск была начата в 2005 году. Финансирование осуществлялось за счет собственных средств предприятия и привлеченных кредитных ресурсов. Для завершения строительства и приобретения необходимого оборудования необходимо еще порядка 410 млн. рублей. И, по словам пресс-секретаря ФГУП "Аэропорт Иркутск" Ольги Ретинской, привлечение частных инвестиций для реализации проекта модернизации аэропорта затруднительно. "Применительно к ФГУПам государственно-частное партнерство сопряжено с рядом сложностей, возникающих в основном из-за формы собственности и ограниченного права хозяйственного ведения, - говорит госпожа Ретинская. - Это накладывает на предприятие различного рода ограничения в вопросах распоряжения имуществом, устанавливает дополнительные требования по согласованию вопросов инвестирования с собственником (государством) в лице уполномоченных органов. Таким образом, при государственной форме собственности наиболее вероятными источниками финансирования тех или иных проектов будут средства федерального бюджета, а также собственные средства аэропорта или заемные средства. Идеальный вариант - несколько источников финансирования".

Вопрос о строительстве нового аэропорта остается открытым и в Омске. "Областная власть настаивает на необходимости продолжения строительства нового аэропорта Федоровка, - говорит Сергей Лабутин. - Полтора года назад объем инвестиций, необходимый для завершения строительства, оценивался в 5 млрд рублей. В федеральном бюджете, принятом до 2010 года, денег на достройку этого аэропорта не заложено, поэтому одними из вариантов достройки аэропорта рассматриваются передача его на баланс администрации Омской области и самостоятельный поиск инвесторов".

Постоянные разговоры о возобновлении строительства аэропорта Федоровка затрудняют выделение средств на модернизацию действующего аэропорта - Центрального. Тем не менее, как рассказали корреспонденту "КС" в пресс-службе аэропорта Центральный, с начала реконструкции аэровокзала более 69 млн. рублей потрачено на преобразование воздушных ворот города. Общая площадь здания будет увеличена в два раза. Планируется, что всего на эти цели будет израсходовано 165 млн. рублей.

По мнению первого заместителя генерального директора ОАО "Омский аэропорт" Олега Даукшеса, даже если средства на строительство нового аэропорта в Омске все же найдутся, претендовать на статус крупного авиаузла ему будет затруднительно. "Новый аэропорт не может быстро стать мощным авиаузлом, для этого ему предстоит вести подготовительную работу не один год, - говорит господин Даукшес. - Немаловажное значение для авиаузла играет соответствующее географическое положение. Однако главным все-таки является наличие базовой компании, а также техническая оснащенность аэропорта и всех его служб и платежеспособность населения или уровень доходов".

Инвестором сразу нескольких проектов развития аэропортов Сибири выступает компания "Новапорт". (В настоящий момент управляет инвестициями AEON Corporation в четырех аэропортах: Толмачево (Новосибирск) - 37%, Читы - 100%, Челябинска - 68% и Барнаула - 48%.) В середине октября ООО "Новапорт" приобрело 100% акций ОАО "Аэропорт Чита" (аэропорт Кадала). В аэропорту в первую очередь будет завершено строительство нового пассажирского вокзала, развита база техобслуживания воздушных судов, отремонтирована гостиница, а также построен новый современный грузовой терминал.

Еще одним аэропортом, заинтересовавшим компанию "Новапорт", стал Барнаульский (52% акций принадлежит администрации Алтайского края). По словам экспертов, для воплощения проекта по развитию аэропорта инвесторам понадобится порядка 600 млн. рублей.

Что касается аэропорта Богашево (Томск), то в соответствии с соглашением, подписанным в октябре текущего года между администрацией Томской области и компанией "Новапорт", объем инвестиций в Томский аэропорт составит около 3 млрд рублей. (Напомним, что в настоящий момент собственник аэропорта - ОАО "Томск-Авиа" - проходит процедуру банкротства.) По планам инвесторов, уже в 2008 году будет перестроен аэровокзал и начнется строительство терминала, пропускная способность которого составит минимум 40 тыс. тонн в год. Эксперты уверены, что последующее получение контроля над аэропортом компанией "Новапорт" (в обмен на инвестиции) окажет лишь позитивное влияние.

Развитие еще одного сибирского аэропорта - Мухино (Улан-Удэ) - сегодня связывают с австрийской компанией Meinl Airports, которая приобрела 100% акций предприятия на открытом аукционе в начале ноября. Предполагается, что новый инвестор вложит в модернизацию аэропорта 100-120 млн. евро.

По мнению экспертов, заинтересованность активами аэропорта со стороны австрийской компании объясняется развитием туристической отрасли в регионе. Летом аэропорт может принимать туристов, желающих отдохнуть на Байкале, а зимой - в будущей туристско-рекреационной зоне, а также паломников в центр буддизма России - Иволгинский дацан.

Однако не все аэропорты СФО могут похвастаться наличием богатого и щедрого инвестора. Например, аэропорты Братск (на сегодняшний день является единственным запасным аэропортом для Иркутска, собственник аэропорта - авиакомпания "ВИМ-Авиа") и Абакан (контрольный пакет акций принадлежит государству) не отмечены серьезными инвестиционными проектами. Эксперты уверены, что изменить ситуацию можно будет лишь благодаря смене собственников данных аэропортов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка