О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет мысли

Новинки авиационной выставки в Объединенных Арабских Эмиратах

Несмотря на то что на Dubai Airshow-2007 основным спросом пользовались гражданские пассажирские самолеты, военная составляющая выставки все-таки была весьма весомой. Наиболее представительную натурную экспозицию развернули ВВС и ВМС США. В американском секторе демонстрационной площадки были выставлены военно-транспортные C-130J-30 и C-17 Globemaster III, самолеты ДРЛОУ: E-3A Sentry и палубный E-2C Hawkeye, стратегический бомбардировщик B-1B, истребитель-бомбардировщик F/A-18Е/F Super Hornet, два тактических малозаметных истребителя-бомбардировщика F-117А Nighthawk, морской транспортный и поисково-спасательный вертолет MH-53E Sea Dragon и, наконец, БЛА MQ-9 Reaper Hunter/Killer. Однако в тени наиболее многочисленных и современных ВВС планеты и снабжающих их фирм-производителей на выставке в ОАЭ присутствовал целый ряд малоизвестных компаний, демонстрировавших весьма любопытные разработки.

Однако сначала остановимся все-таки на флагманах мировой аэрокосмической индустрии. Дебютантом Dubai Airshow в этом году стал самолет раннего обнаружения и управления (AEW&C) Boeing 737 Peace Eagle, который разработан компанией Boeing для ВВС Турции. Первый полет Peace Eagle совершил 6 сентября 2007 г. и сразу после покраски был отправлен на выставку в ОАЭ.

Peace Eagle построен на базе пассажирского лайнера Boeing-737-700. Самолет оборудован многоцелевой РЛС нового поколения с фазированной антенной решеткой разработки компании Northrop Grumman. РЛС обеспечивает круговой обзор и возможность обнаружения воздушных и надводных целей. Система построена по принципу открытой архитектуры. Всего ВВС Турции заказали 4 самолета Peace Eagle. При этом только первый из них будет собран в США, а три остальных - в Анкаре на авиастроительном заводе компании Turkish Aerospace Industry при участии других оборонных предприятий Турции.

Помимо Турции, заказчиками Peace Eagle являются Австралия и Южная Корея.

В демонстрационной программе Dubai Airshow-2007 принял участие один из первых в мире полностью автономный разведывательный БЛА HERTI-1А, созданный по совместной программе Королевских ВВС Великобритании и компании BAе Systems. Программа HERTI (High Endurance Rapid Technology Insertion, что можно перевести как "быстрое внедрение технологии продолжительного действия) призвана продемонстрировать ВВС все преимущества системы управления БЛА, которая позволяет выполнить взлет, полетное задание и посадку одним "кликом" компьютерной мышки. БЛА, созданные по программе HERTI, позиционируются как универсальные для всех задач, которые военные возлагают на разведывательные беспилотники, и весьма перспективные с точки зрения критерия "стоимость-эффективность". БЛА HERTI-1А построен на базе моторного планера J6 Fregata польской компании J&AS Aero Design. Продолжительность полета этого летательного аппарата составляет 25 часов.

Сотрудничество между Королевскими ВВС и BAе Systems предполагает проведение серии войсковых испытаний БЛА семейства HERTI, одним из этапов которого стало применение HERTI-1А британским контингентом в Афганистане. Результаты испытаний в полевых условиях по оценке ВВС оказались полностью успешными, однако о каких-либо подробностях боевого применения HERTI-1А не сообщается. Помимо поршневого варианта БЛА этого семейства, BAе Systems строит также летательный аппарат с реактивным двигателем.

Однако вернемся к тем малозаметным изюминкам, которыми оказалась богата авиационная выставка в Дубае. Среди необычных летательных аппаратов, представленных сравнительно небольшими и малоизвестными фирмами, можно выделить БЛА "Пифагор" итальянской компании International Aviation Supply (IAS). На Dubai Airshow-2007 этот летательный аппарат с изменяемой плоскостью вращения воздушных винтов демонстрировался впервые.

В центре корпуса БЛА установлен кольцевой обтекатель, внутри которого смонтирован двигатель, приводящий в движение два соосных воздушных винта встречного вращения. Обтекатель может отклоняться как в продольной - на угол от 0 до 90 градусов, так и в поперечной плоскостях. Таким образом, наиболее тяжелые элементы конструкции - двигатель, редуктор - располагаются практически в центре тяжести летательного аппарата, его крылья и носовая часть остаются свободными для размещения оборудования. Такая конструкция обеспечивает БЛА возможности вертикального взлета и посадки, зависания, укороченного взлета, высокую маневренность и небольшой радиус разворота. Аппарат построен по схеме "утка", его длина составляет 2,42 метра, размах крыльев - 2 метра. Максимальная дальность полета - 150 км, потолок - 6000 м. "Пифагор" может комплектоваться двумя типами двухцилиндровых бензиновых двигателей: Fuji IMVAC BT-86 объемом 86 куб. сантиметров и мощностью 7,5 л.с. или 3W 157xi B2 объемом 157 куб. см и мощностью 18 л.с. Оба мотора, или лучше сказать моторчика, широко применяются в авиамоделизме. Полезная нагрузка "Пифагора" в зависимости от модели двигателя и варианта взлета может составлять от 18 до 38 кг. В качестве дополнительного оборудования производитель предлагает различные варианты видеокамер или гиростабилизированных оптико-электронных систем.

По замыслу разработчиков "Пифагор" может использоваться для наблюдения в зонах городской и промышленной застройки, в национальных парках и заповедниках, для обнаружения очагов возгорания, для проведения разведки и наблюдения над водным пространством.

В настоящее время International Aviation Supply строит четыре опытных образца БЛА этого типа. Уже начались летные испытания "Пифагора", которые должны быть завершены к концу 2008 г. Тогда же по планам компании начнутся поставки БЛА "Пифагор" на рынок. Помимо этого БЛА, компания International Aviation Supply разработала беспилотники тяжелого и среднего классов "Рафаэль", "Архимед" и "Леонардо", построенные по более традиционным схемам.

Несколько стендов, по площади сопоставимых со всей российской экспозицией, на Dubai Airshow-2007 развернули предприятия иорданской авиационной промышленности. Учитывая тот факт, что в этой маленькой стране еще лет 20 назад вообще не было никакой промышленности, столь активная маркетинговая политика свидетельствует о планах предприятий оборонного комплекса Иордании занять свою нишу на рынке легкомоторных самолетов и ремонта авиатехники. В настоящее время Иордания является единственной на Ближнем Востоке страной, где имеется собственное сертифицированное производство легкомоторной авиатехники. Здесь налажена сборка двух типов самолетов - CH2000 Sama выпускает компания Jordan Aerospace Indastries (JAI), а SB7L-360 Seeker производит одно из подразделений King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB). Оба самолета не являются собственной иорданской разработкой, более того, в отличие от итальянского "Пифагора" в их конструкциях не просматривается никаких революционных решений. CH2000 Sama представляет собой почти точную копию легкого самолета американской компании AMD, а SB7L-360 Seeker спроектирован австралийской фирмой Seabird. Однако эти дешевые машины могут стать эффективными средствами для осуществления воздушной разведки и наблюдения как в военных, так и в гражданских целях для небогатых стран Азии и Африки.

Производство обоих летательных аппаратов в Иордании было развернуто в 2003-2004 гг. не без помощи США, а уже в 2004 г. CH2000 и SB7L-360 начали поступать на вооружение ВВС Ирака. В 70-й эскадрилье эти машины использовались в качестве тактических разведывательных самолетов.

Основным образцом оборудования, которым укомплектованы иорданские самолеты, поставленные в Ирак, является гиростабилизированная оптико-электронная обзорная система фирмы FLIR. Но для потенциальных заказчиков CH2000 Sama компания-производитель предлагает и другие варианты полезной нагрузки. Это могут быть различные видеокамеры, обзорные РЛС, различное разведывательное оборудование, а также блоки неуправляемых ракет и дополнительные топливные баки на подкрыльевых узлах подвески. По желанию заказчика в кабине пилотов может быть установлена броня. Надо отметить, что CH2000 является первым сертифицированным самолетом, оборудованным подушками безопасности, призванными обезопасить экипаж в случае аварийной посадки.

Базовый вариант двухместного CH2000 предлагается с бензиновыми двигателями фирмы Lycoming мощностью от 140 до 180 л.с. На Dubai Airshow-2007 компания JAI впервые представила образец CH2000 с четырехцилиндровым турбодизельным мотором Centurion объемом 2 литра и мощностью 135 л.с. Самолеты, оснащенные авиационными дизелями семейства Centurion производства немецкой фирмы Thielert, за счет большей, по сравнению с бензиновыми моторами, экономичности и более низкой стоимости топлива дешевы в эксплуатации. Кроме того, сравнительно низкий расход топлива позволяет увеличить радиус действия летательного аппарата. По информации фирмы Thielert, применение дизельного двигателя позволяет снизить эксплуатационные расходы на 60%. Авиационные дизельные моторы Centurion могут работать как на обычном автомобильном дизельном топливе, так и на авиационном керосине марки Jet A1 либо на смеси этих видов топлива.

Казалось бы, самолетики иорданского производства на фоне суперсовременных новинок, таких, скажем, как Boeing 737 Peace Eagle, выглядят смешными. Однако эти машины могут вполне успешно применяться в ходе локальных конфликтов малой интенсивности и противопартизанских операций. Низкая стоимость легкомоторных самолетов, малые затраты на эксплуатацию и вместе с тем возможность разместить на борту самые современные обзорные и разведывательные системы делают их вполне конкурентоспособными.

На рекламном буклете БЛА "Пифагор" итальянцы поместили эпиграф - высказывание великого русского ученого Николая Жуковского: "Человек будет летать не с помощью силы своих мускулов, но с помощью силы своего разума". И надо отметить, что это утверждение как нельзя лучше относится не только к разработкам фирмы International Aviation Supply. Его смело можно считать девизом любого авиасалона, в том числе и Dubai Airshow....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка