О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Двигатели процесса

КМПО намерено через суд отозвать из аренды авиакомпании "КрасЭйр" авиадвигатели НК-86, установленные на четырех самолетах Ил-86. Авиаперевозчик с марта 2006 года не платит заводу за аренду

ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" (КМПО) намерено через суд отозвать из аренды авиакомпании "КрасЭйр" авиадвигатели НК-86, установленные на четырех самолетах Ил-86. Авиаперевозчик с марта 2006 года не платит заводу за аренду. Однако истец добился отмены судебных решений о взыскании долга и оспорил решение о возврате авиадвигателей собственнику. В КМПО опасаются, что затягивание судебного процесса может осложнить их возврат в связи с предстоящим вхождением "КрасЭйр" в авиаальянс AiRUnion.

В распоряжении "Ъ" оказалась копия решения арбитражного суда Красноярского края, обязывающего ОАО "АК "КрасЭйр" возвратить из аренды авиадвигатели НК-86, которые установлены на среднемагистральных самолетах Ил-86 по договору декабря 2004 года. Начальник правового управления КМПО Рамис Валиев вчера подтвердил "Ъ" факт разрыва партнерских отношений с красноярской авиакомпанией, которая, по его словам, с марта прошлого года не перечисляет заводу арендные платежи. Как следует из судебного решения, "КрасЭйр" должна выплатить КМПО 26 млн. рублей, из которых 24,965 млн. рублей - основной долг, а 1,1 млн. рублей - штрафные санкции. Арбитраж Красноярского края вынес решение 1 июня, но с тех пор задолженность авиакомпании остается непогашенной. "Мы вынуждены были пойти на крайние меры и требовать возврата двигателей, так как арендатор не гарантировал выплаты долга, позднее и вовсе прекратил отвечать на наши письменные обращения", - отметил господин Валиев. Ъ ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии"" входит в число крупнейших российских авиаперевозчиков. 51% принадлежит государству в лице Росимущества, 44,87% находится в номинальном держании "Депозитарно-клиринговой компании". Авиапарк состоит из 33 самолетов, в том числе четырех Ил-86 и шести Boeing 737-30. За 9 месяцев 2007 года выручка авиакомпании составила 4,5 млрд рублей, чистая прибыль 223,7 млн. рублей. Кредиторская задолженность свыше 13 млрд рублей.

КМПО три года назад передало в аренду АК "КрасЭйр" семь двигателей НК-86, общей стоимостью 72 млн. рублей. В марте прошлого года стороны заключили дополнительное соглашение, устанавливающее повышенную стоимость одного наработанного летного часа - 3,6 тыс. рублей (в нее входят затраты на капитальный ремонт двигателя и предстоящий четырехлетний срок эксплуатации с гарантированной минимальной наработкой в одну тыс. летных часов). Однако с этого времени АК "КрасЭйр" перестала вносить арендную плату, не объясняя причин. В мае этого года скрытый конфликт перерос в бойкот: авиакомпания перестала высылать производителю акты о наработке летных часов (в отсутствие актов невозможно начислять арендную плату). В ответ на это арбитраж Красноярска по требованию КМПО вынес определение об обеспечении иска к авиакомпании, запретив ей эксплуатировать двигатели. Обосновывая причину запрета, КМПО указало, что авиакомпания грубо нарушает правила технической эксплуатации двигателей. АК "КрасЭйр" с этим не согласилась. "Наложение запрета на эксплуатацию спорных двигателей повлечет за собой полный срыв полетов воздушных судов типа Ил-86, отмену многих десятков запланированных рейсов. В том числе и тех, на которые уже проданы тысячи билетов. Другими словами, будут нарушены интересы многих тысяч граждан", - говорится в апелляционной жалобе красноярской авиакомпании. В результате обеспечительные меры были отменены, что позволило "КрасЭйр" продолжить полеты на Ил-86.

В АК "КрасЭйр" считают, что эксплуатация двигателей в настоящее время проходит на законных основаниях. Глава правовой службы "КрасЭйр" Ирина Каликина вчера заявила "Ъ", что авиакомпания не признает одностороннего расторжения договорных отношений с КМПО, но отказалась от дальнейших комментариев. В свою очередь, господин Валиев считает расторжение отношений обоснованным. "В договоре предусмотрено два пункта прекращения аренды: в случае просрочки арендатором ежемесячного платежа и по желанию одной из сторон, так как договор заключен бессрочный. У КМПО есть основания для расторжения по каждому из этих пунктов", - пояснил он.

Однако судебное разбирательство по двум искам КМПО к "КрасЭйр" затягивается на неопределенное время. Вчера стало известно, что федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил решения судов о взыскании задолженности с "КрасЭйр", ссылаясь на то, что "не учтена правовая оценка задолженности", и вернула дело на новое рассмотрение. Вслед за этим третий апелляционный арбитражный суд Красноярска отложил рассмотрение иска о возврате двигателей на 14 января следующего года. По мнению главы правовой службы КМПО Рамиса Валиева, в связи с предстоящим вхождением "АК "КрасЭйр" в авиаальянс AiRUnion затягивание судебного процесса может осложнить возврат двигателей заводу. "Во-первых, оборот авиадвигателей жестко не контролируется: имущество не проходит регистрацию в госорганах и может быть продано без нашего ведома. Во-вторых, после реорганизации "КрасЭйр" авиакомпания может оказаться неплатежеспособной. Предыдущие попытки взыскать долги по исполнительному листу показали, что компания находится на картотеке и не может удовлетворить требования кредиторов", - отметил он. По неофициальной информации, "КрасЭйр" не может справиться с денежными обязательствами, потому что направила весь оборотный капитал на обновление авиапарка.

Разгоревшийся конфликт между КМПО и "КрасЭйр" показался экспертам странным. "Непонятно, почему АК "КрасЭйр" идет на конфронтацию с арендодателем авиационных двигателей, ведь при вхождении в авиаальянс AiRUnion авиакомпании предстоит сформировать передаточный акт, который должен содержать подробный перечень имущества и его оценочную стоимость. Соответственно, отечественные самолеты Ил-86 будут вноситься с правами на аренду двигателей, но для этого потребуется согласие собственника. Но при таком недружелюбном отношении КМПО даже при самых выгодных условиях может не согласится на передачу", - отмечает юрист Александр Евстигнеев из юридической фирмы "Линия права". Он не разделяет опасений КМПО о вероятности невозврата двигателей. "Если процесс объединения пройдет с соблюдением законодательства, то шансы КМПО не уменьшатся"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка