О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пулково" заправится из нескольких источников

ОАО "НК "Роснефть" ведет переговоры с ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" о поставках своего топлива для заправки самолетов в петербургском аэропорту "Пулково"

ОАО "НК "Роснефть" ведет переговоры с ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" о поставках своего топлива для заправки самолетов в петербургском аэропорту "Пулково". Сейчас поставки контролирует ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", которое в конце декабря приобрело ЗАО "СОВЭКС", владеющее единственной "пулковской" заправочной станцией. Топливо на эту заправку до последнего времени поставлял только "Сургутнефтегаз". В скором времени число поставщиков может увеличиться. О том, на каких условиях в аэропорт вольется топливо "Роснефти", ЛУКОЙЛ обещает сообщить до конца недели.

ЗАО "СОВЭКС", созданное в 1995 году, с 1997-го арендует топливо-заправочный комплекс (ТЗК) аэропорта, заправляя все самолеты, которые приземляются в "Пулково". Ежегодно заправщик продает около 128 тыс. тонн топлива. В конце 2007 года принадлежащее ЛУКОЙЛу" ООО "ТЗК "Северо-Запад" купило 99,9% СОВЭКСа. Сам ЛУКОЙЛ получил в компании только 0,1%. До сих пор топливо на ТЗК поставлял Киришский НПЗ, принадлежащий "Сургутнефтегазу".

Программа стратегического развития ЛУКОЙЛа предусматривает создание сети собственных ТЗК в аэропортах как в России, так и за рубежом, чтобы контролировать весь процесс продажи авиатоплива. Другие российские нефтяные компании розничными поставками авиакеросина аэропортам не занимаются, предпочитая экспортировать его. В результате внутри страны сложился дефицит топлива для самолетов.

Сейчас в той или иной степени ЛУКОЙЛу принадлежит уже около десятка аэропортовых ТЗК. В том числе: в Нижнем Новгороде, Перми, Волгограде и т. д.

Узнав о предстоящей покупке ЛУКОЙЛом компании-заправщика СОВЭКС, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в своем письме компании от 21.12.07 потребовала, чтоб компания не допускала монополизации рынка. В частности, ФАС запретила владельцам авиазаправки отказывать сторонним компаниям, если те пожелают заняться "поставками, хранением и заправкой авиа-ГСМ воздушных судов" в "Пулково". Причем договоры, согласно предписанию ФАС, с такими компаниями не могут содержать "дискриминационные условия для одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими".

Вчера "Интерфакс" со ссылкой на источники в ЛУКОЙЛе сообщил о продаже 50% пакета СОВЭКСа компании ОАО "Газпром нефть". "Газпром нефть" планирует использовать петербургский ТЗК, в частности, для расширения продаж авиакеросина, производимого на принадлежащем ей омском НПЗ.

Как рассказал Ъ источник в одной из нефтяных компаний, близких к аэропорту "Пулково", теперь к двум поставщикам, которые поделят право заправлять самолеты в "Пулково", намерен присоединиться еще третий - ОАО "Роснефть". Начальник управления информации "Роснефти" Николай Манвилов ограничился обтекаемым комментарием: "Мы - компания, работающая в рынке. Следовательно, для нас главный фактор - экономическая целесообразность. Если мы признаем, что работать с "Пулково" для нас выгодно, то будем рассматривать варианты сотрудничества с этой компанией. А пока ведем анализ рынка". В СОВЭКСе отказались сообщить, как именно будет построена схема поставок топлива и на каких условиях в аэропорт придет "Роснефть". "Сейчас у нас идет смена акционеров, поэтому до завершения процесса никаких вопросов, связанных с работой нашей компании, мы не комментируем", - пояснили в СОВЭКСе, посоветовав обратиться за разъяснениями в ЛУКОЙЛ.

В пресс-службе ЛУКОЙЛа пообещали на этой неделе обнародовать "отдельное сообщение по данной теме". На вопрос Ъ о том, будет ли в нем отражена информация о переговорах с "Роснефтью" по поводу поставок топлива в "Пулково", собеседник в пресс-службе ответил, что "в нем будет отражена информация о наших взаимных договоренностях".

В декабре 2007 года Минтранс РФ объявил о том, что им совместно с Росавиацией разработан приказ, который, по замыслу чиновников, должен решить проблему роста цен на авиатопливо. По данным Минтранса, только с сентября по ноябрь 2007-го рост цен на авиатопливо составил 20-30%. Министерство намерено обязать аэропорты, которые сейчас в подавляющем большинстве обслуживаются собственным ТЗК, предоставлять альтернативным операторам возможность для строительства конкурирующих ТЗК.

Ни в "Роснефти", ни в ЛУКОЙЛе, ни в Смольном не пояснили, планируется ли строительство в "Пулково" дополнительного ТЗК или предполагается обойтись существующим. По оценкам экспертов, новый комплекс может стоить несколько миллионов долларов.

Как заявил председатель комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул, "смена собственника компании СОВЭКС не должна привести к монополизации рынка поставок авиационного топлива в "Пулково". Мы ведем переговоры с ЛУКОЙЛом об установлении верхнего ценового диапазона на топливо: цена не должна превышать московскую, а также стоимость керосина в ближайших европейских аэропортах. Вместе с тем, другие крупнейшие российские топливные операторы проявляют интерес к работе в "Пулково"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка