О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспилотные летательные аппараты нашли свою нишу в системе МВД

Беспилотные летательные аппараты нашли свою нишу в системе МВД

Беспилотные летательные аппараты нашли свою нишу в системе МВД. Об этом заявил начальник лаборатории НИИСТ ГУ НПО "Спецтехника и связь" Александр Тузков на международной конференции "Вопросы формирования и развития рынка гражданских беспилотных систем и услуг на базе использования беспилотной техники". Конференция прошла 29 января в ЦВК "Экспоцентр" в рамках Второго Московского международного Форума "Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК".

По его словам, интерес к вопросам применения беспилотной техники в системе МВД постоянно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, технологическими достижениями в области БЛА, которые способствовали переходу данных аппаратов из военной в гражданскую сферу, в том числе в правоохранительную.

Тузков отметил, что основным средством с точки зрения обеспечения милицейских операций были и пока остаются легкие вертолеты, которые оснащены специальным полицейским оборудованием. Легкие вертолеты универсальны в применении. Они позволяют осуществлять плановые вылеты по патрулированию; вмешиваться в ситуацию при обострении обстановки на земле; оперативно сопровождать объект; воздействовать на него с помощью акустической системы; управлять наземными экипажами патрульно-постовой службы. До некоторого времени БЛА такой универсальностью не обладали и проигрывали вертолетам даже с точки зрения визуальной съемки при проведении плановых операций. По части экономических показателей (имеются в виду прямые эксплуатационные затраты) до последнего времени легкие вертолеты (взлетная масса 1,5-2,5 т) были предпочтительнее, чем средние БЛА. Ситуация изменилась, когда технологический прорыв позволил создать мини- и микро-БЛА.

Тузков уточнил, что применение таких легких БЛА в интересах служб МВД РФ имеет следующие преимущества: небольшое время, затрачиваемое на подготовку к запуску БЛА; скрытость проводимых мероприятий и операций за счет малой визуальной и акустической заметности; отсутствие жестких требований к стартовой площадке (небольших размеров и может быть выбрана где угодно в зависимости от поставленной задачи) и транспортно-пусковой базе (любой автомобиль); минимальный штат обслуживающего персонала; отсутствие специальных квалификационных требований к обучаемому персоналу (любой офицер младшего звена в состоянии освоить данную технику); высокие экономические показатели (по критерию затрат на один полетный час БЛА оказался выгоднее для применения, чем легкий вертолет).

Сейчас МВД России на базе Центра авиации создало отдел по эксплуатации БЛА. Он основан на той же нормативно-правовой базе, что и авиация МВД. Отдел оснащен БЛА ZALA 421-04 (на фотографии) и ZALA 421-05 производства ижевской компании "Беспилотные системы".
Наиболее важным фактором МВД считает наличие на борту обоих БЛА стабилизированной цветной видеокамеры. На ZALA 421-04 реализована посадка по-самолетному (он более тяжелый), на легком БЛА реализована парашютная посадка. Оба БЛА запускаются с руки и с использованием катапульты.

По данным Тузкова, взлетная масса ZALA 421-04 составляет 6,95 кг (ZALA 421-05 - 1,8 кг), продолжительность полета обоих БЛА - до 1 ч, высота полета - до 3 км, радиус действия - до 2 км.

В 2006 г. МВД закупило два аппарата 421-04. Впервые их использовали во время встречи Большой восьмерки в Санкт-Петербурге летом 2006 г. Осуществлялись вылеты по патрулированию территории, прилегающей к месту базирования авиации МВД в поселке Горелово. В ходе эксплуатации аппарата со стороны МВД к нему был выдвинут ряд предложений по модернизации, в частности, по повышению помехозащищенности линии приема ТВ-информации.

В дальнейшем, в рамках расширения парка беспилотной авиации, было принято решение перейти на более легкие БЛА, но имеющие парашютную посадку.

Таким аппаратом стал ZALA 421-05. В 2007 г. ZALA 421-05 использовался во время проведения нескольких мероприятий - в городах Нижний Новгород и Санкт-Петербург в целях обеспечения общественного порядка. Кроме того, он несколько раз применялся для обеспечения безопасности дорожного движения. Наиболее интересный случай - эксплуатация данного БЛА в рамках проведения международного аэрокосмического салона МАКС-2007. Опыт показал, что в условиях массовых мероприятий при помощи БЛА нельзя провести достаточно качественную съемку и идентифицировать лица людей для последующих оперативно-розыскных действий. Однако докладчик отметил, что общая динамика поведения толпы и его тенденции, в том числе отклонения, которые могут привести к конфликтам, успешно отслеживаются БЛА. Та же ситуация наблюдается при обеспечении безопасности дорожного движения.

Еще один тип БЛА, который состоит на вооружении отдела по эксплуатации - БЛА "Элерон" производства фирмы "Эникс" (г. Казань). Взлетная масса данного аппарата составляет 2,8 кг; продолжительность полета - до 1 ч; высота полета - до 3 км; радиус действия - до 10 км. В рамках гособоронзаказа на 2008 г. продукция компании "Эникс" тоже предусмотрена к дальнейшей закупке, и парк БЛА "Элерон" будет расширяться.

А.Тузков привел основные ТТХ к БЛА самолетного типа, которые службы МВД сформулировали на основе опыта по использованию аппаратов данного типа: диапазон взлетных масс - от 2 до 15 кг; запуск для малых БЛА (до 5 кг) - с рук с помощью ручной катапульты, для БЛА до до 15 кг - использование баллона со сжатым воздухом; посадка - парашютная; силовая установка электродвигателя; минимальная акустическая заметность; диапазон высот полета - от 100 до 300 м; диапазон скоростей - до 150 км/ч (желательно снизить этот показатель); предельные ветровые нагрузки - не менее 10 м/с.

Докладчик очертил перспективы БЛА в интересах МВД, среди которых он выделил оборудование БЛА малогабаритным ИК модулем и бортовым цифровым фотоаппаратом с высоким разрешением (снимки будут использоваться при формировании доказательной базы). В будущем возможно решение новых задач при помощи БЛА, в частности, выявление фактов нарушения природопользования, включая незаконный промысел и выращивание наркосодержащих растений.

В заключении А.Тузков отметил, что имеется интерес и к приобретению БЛА вертикального взлета и посадки, т.е. беспилотного вертолета. Экспертно- криминалистические подразделения заинтересованы в этом, чтобы осуществлять фото-видеодокументальную съемку в местах масштабных катастроф. БЛА данного типа могут играть важную роль при проведении спецопераций в условиях населенного пункта или городской застройки. Уже сформулированы предварительные требования к БЛА вертолетного типа: наличие системы автоматического пилотирования; взлетная масса - от 5 до 20 кг; предельная ветровая нагрузка - не менее 10 м/с; низкая акустическая заметность за счет применения электродвигателей; отсутствие специальных требований к обучаемому персоналу....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка