О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОБЗОР: Главные события уходящего 2005 г. в области гражданской авиации России

Обозреватели: Олег Пантелеев и Евгений Девятьяров.

Российские авиакомпании полюбили западные самолеты

Государство в этом году, несмотря на ожидания рынка авиаперевозок, не стало спешить с принятием решений, направленных на либерализацию ввоза иностранной техники. С другой стороны, также не были приняты и действенные меры в отношении поддержки лизинга отечественной авиатехники.

Таким образом, проблемы обновления авиапарка российских авиакомпаний вышли в уходящем году на первый план, особенно на фоне существенного подорожания авиационного топлива.

По состоянию на 1 октября 2005 г. отечественные перевозчики, в целом, оперировали флотом из 76 иностранных лайнеров.

Авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии", крупнейший российский авиаперевозчик, в 2005 г. завершила первый этап обновления флота среднемагистральных судов, введя в парк самолеты семейства Airbus A320: восемь A319, семь A320 и три A321. При этом в текущем году были приняты решения о покупке дополнительного количества лайнеров этого семейства - семь A321 будут получены от производителя и еще пять самолетов этого типа будут взяты в операционный лизинг. Эти машины будут получены к весне 2007 г.

"Аэрофлот" также провел в 2005 г. тендер на приобретение дальнемагистральных самолетов нового поколения. Среди претендентов американский Boeing 787 и европейский Airbus A350. В настоящее время ожидается вынесение результатов тендера на рассмотрение совета директоров авиакомпании.

Одним из ключевых событий года стало подписание "Аэрофлотом" 7 декабря контракта на приобретение в лизинг 30 реактивных региональных самолетов RRJ-95. Часть из них будет взята в финансовый лизинг, часть - в операционный. Поставки будут осуществлены в период с 2008 по 2011 гг. Таким образом, национальный перевозчик формирует парк воздушных судов, состоящий из трех-четырех типов лайнеров.

В то же время ожидаемое подписание "Аэрофлотом" контракта с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко." о финансовом лизинге шести дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96-300 в текущем году не состоялось. Одним из факторов, негативно повлиявших на переговоры перевозчика с лизингодателем, стал введенный Федеральной службой по надзору в сфере транспорта временный полуторамесячный запрет на полеты самолетов Ил-96-300.

Суммы финансовых потерь авиакомпаний, эксплуатирующих Ил-96, оцениваются в сумму, превышающую $10 млн. В конце года с иском о возмещении потерь к Авиационной компании им.Ильюшина и Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу обратилась в суд авиакомпания "Аэрофлот". Вскоре ожидается аналогичное исковое заявление от "Домодедовских авиалиний".

Авиакомпания "Сибирь" продолжила в этом году обновление своего авиапарка. Так, с начала 2005 г. была приостановлена эксплуатация топливно-неэффективных Ту-154Б. Авиаперевозчик также в этом году завершает эксплуатацию двух своих среднемагистральных лайнеров Ту-204-100. При этом новолсибирская авиакомпания в течение этого года ввела в строй восемь Boeing 737-500 и пять Airbus A310. В будущем году поступление самолетов иностранного производства продолжится.

Авиакомпании, входящие в альянс AiRUnion, также объявили о планах ввода в эксплуатацию самолетов Boeing 737-300, однако до конца текущего года они вряд ли будут поставлены.

Эксплуатантами самолетов Boeing 737 различных модификаций стали в этом году авиакомпании "Пулково" (четыре Boeing 737-500), "КД-авиа" (шесть Boeing 737-300) и "Сахалинские авиатрассы" (два Boeing 737-200).

Российская авиакомпания "Трансаэро" в этом году первой начала эксплуатацию в России самого крупного в мире пассажирского авиалайнера Boeing 747. К настоящему моменту перевозчик оперирует флотом из трех самолетов этого типа. Кроме того, еще три грузовых самолета (два Boeing 747-200F и один Boeing 747-300F) имеет авиакомпания AirBridge Cargo, входящая в группу "Волга-Днепр".

Поставка российским авиакомпаниям воздушных судов отечественного производства нового поколения в 2005 г. велась крайне низкими темпами. Единственным существенным проектом стала поставка четырех дальнемагистральных Ту-204-300 для авиакомпании "Владивосток Авиа". В то же время авиазаводы получили ряд новых заказов: два Ту-204-100 для "Кавминводыавиа", два Ту-204-300 для "Владивосток Авиа", готовится контракт на поставку нескольких Ту-214 и Ту-204-300 для ГТК "Россия". В будущем году должны начаться поставки первых Ту-214 для авиакомпании "Трансаэро", всего будет поставлено 10 таких машин.

Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." объявила в этом году о подписании твердых контрактов с авиакомпаниями "КрасЭйр" и "Пулково" на поставку пассажирских Ан-148. Протоколы о намерениях приобрести самолеты этого типа существуют также с авиакомпаниями "Волга-Днепр" и "Полет".

Другая крупнейшая российская авиализинговая компания, Финансовая лизинговая компания, подписала в уходящем году контракт на приобретение 10 RRJ, а также на три региональных турбовинтовых Ан-140. Первым эксплуатантом Ан-140 станет авиакомпания "Якутия".

В будущем году ожидается, что правительством все же будет рассмотрен вопрос о пересмотре условий ввоза в Россию самолетов иностранного производства. Среди инициатив, выдвинутых различными ведомствами, можно выделить полную отмену НДС (18%) при продаже как отечественных, так и иностранных воздушных судов, а также пересмотр ставок таможенных сборов. В частности, они будут зависеть от возраста лайнера, а также от того, производятся ли в России его аналоги.

Авиакомпании всей страны объединяйтесь

Усиление конкурентной борьбы и ухудшение экономических показателей способствовали в этом году интенсификации процесса укрупнения авиакомпаний.

Важнейшим событием 2005 г. стало становление альянса авиакомпаний AiRUnion, в который вошли "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Сибавиатранс" и "Самара".

По итогам года, как ожидается, авиакомпании-партнеры перевезут около 3,5 млн. пассажиров, а также достигнут оборота в $850-900 млн. Совместный парк воздушных судов насчитывает более 70 лайнеров, среди которых Boeing 767-200, Ил-96-300, Ту-204-100, Ту-154М, Як-42Д. В перспективе планируется приобретение региональных Ан-148, среднемагистральных Ту-204/Ту-214 и Boeing 737-300/500 и дальнемагистральных Ил-96-300 и Boeing 767-200/300 с одновременным выводом из парка устаревших типов самолетов.

Вместе с тем в этом году продолжилась подготовка к объединению перевозчиков "Пулково" и "Россия". В рамках этого процесса завершилось разделение "Пулково" на авиакомпанию и аэропорт, а из ГТК "Россия" был выведен авиационный парк, обслуживающий первых лиц государства. Ожидается, что в 2006 г. будет создан новый единый перевозчик.

Если вспомнить о менее значимых событий, то можно отметить приобретение авиакомпании "Русское небо" (бывшее "Ист Лайн") авиаперевозчиком "ВИМ-Авиа".

Заметные изменения произошли и на рынке продажи перевозок. Знаковым событием стала миграция "Аэрофлота" в систему Sabre, произошедшая в конце марта. Перевозчик сумел оперативно запустить в работу несколько сотен терминалов и обучить персонал. Петербургская авиакомпания "Пулково" заявила о намерении внедрить систему бронирования Amadeus.

Прошедший год был ознаменован также началом интернет-продаж авиабилетов рядом отечественных авиакомпаний. Первой этот сервис запустила авиакомпания "Сибирь". Второй стала "Трансаэро". Затем авиакомпании - члены альянса AiRUnion запустили свою единую систему интернет-продаж. Наконец, аналогичную услугу запустили авиакомпании "Уральские авиалинии" и "Владивосток Авиа".

Контроль над небом стал единым

Чрезвычайная ситуация, связанная с пролетом над территорией России самолета Boeing 777 авиакомпании Vietnam Airlines подтолкнула в этом году правительство к созданию Федеральной аэронавигационной службы, которая объединила гражданские и военные стволы системы управления воздушным движением.

Руководителем новой службы назначен Александр Нерадько, до этого возглавлявший Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Федеральная аэронавигационная служба была подчинена непосредственно премьер-министру России, что позволило вывести огромные денежные потоки, получаемые за услуги авиадиспетчеров, из-под контроля министерства транспорта.

А аэропорты спешили развиваться

Важнейшим событием в сфере аэропортовой деятельности стал старт проекта строительства терминала "Шереметьево-3". Стройка ведется с лета этого года, хотя до сих пор еще продолжается согласование долей участников этого проекта. Заинтересованность в участии в проекте проявили три ведущих государственных банка -Сбербанк, Внешэкономбанк и Внешторгбанк.

Несмотря на позитивные изменения в "Шереметьево", все же 2005 г. стал наиболее удачным для другого столичного аэропорта - "Домодедово". Он по объему пассажиропотока впервые в этом году займет первое место в московском авиационном узле и в России, в целом. Аэропорт "Внуково" также в этом году развивается высокими темпами.

Между тем, региональные аэропорты в этом году продолжали последовательное развитие производственной базы. Так, в 2005 г. была расширена зона терминала в новосибирском аэропорте "Толмачево", отремонтирован участок взлетно-посадочной полосы в красноярском "Емельяново", введен в строй новый международный терминал в екатеринбургском "Кольцово".

Министерство транспорта озвучило планы развития опорной сети аэропортов, согласно которым в России должно быть порядка восьми крупных международных узловых аэропортов и около 20 аэропортов федерального значения. Остальные аэропорты планируется передать в ведение муниципальных властей.

Российский фонд по управлению государственным имуществом предпринял в этом году успешные попытки оспорить законность приватизации аэропорта "Домодедово". Росимуществу удалось отсудить движимое имущество, а также расторгнуть договор с группой "Ист Лайн" об аренде аэродрома "Домодедово".

И все же год был очень тяжелым для российской отрасли авиаперевозок

Резюмируя, можно утверждать, что 2005 г. был ознаменован усложнением обстановки на авиационном рынке. В первую очередь, это связано с беспрецедентным ростом цен на авиационное топливо. Авиакомпании, столкнувшись с эластичностью спроса, не смогли компенсировать возросшие затраты за счет адекватного увеличения стоимости билетов, что ухудшило финансовые показатели отрасли в целом.

В тоже время ряд авиакомпаний сумели заметно - более чем на 10% - увеличить объемы перевозок и получить прибыль по итогам 9 месяцев 2005 г. Наиболее высокие результаты были у тех перевозчиков, которые смогли своевременно реструктурировать парк воздушных судов.

Вмешательство государственных органов в деятельность воздушного транспорта, а также смежных отраслей, имела негативные последствия. Можно констатировать, что до сих пор не создано эффективное правовое поле, не завершен процесс либерализации рынка авиаперевозок, не урегулированы вопросы, связанные с деятельностью аэропортов.


Останется верить в лучшее в наступающем году

Наступающий год, возможно, окажется менее болезненным для авиакомпаний, если цены на авиационный керосин будут стабильными. Однако ряд других негативных факторов сохранится.

Так, будут запрещены уже с 1 января полеты самолетов, не оборудованных системами предупреждения столкновения с поверхностью и аварийными радиомаяками, соответственно, в воздушном пространстве европейских государств и в России.

Необходимо также отметить, что в 2006 г. ожидается разделение оставшихся крупнейших объединенных авиаотрядов на авиакомпании и аэропорты. Среди них можно выделить компании "КрасЭйр", "Владивосток Авиа", "Кавминводыавиа" (Минеральные воды), "Дальавиа" (Хабаровск), "Пермские авиалинии". Это может привести к некоторому ухудшению финансовых результатов деятельности компаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка