О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОБЗОР: Основные события авиационной отрасли РФ и СНГ на прошедшей неделе

Обозреватель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Длительные морозы, охватившие на прошлой неделе значительную часть территории России, не оказали сколь-либо существенного влияния на деятельность гражданской авиации страны. В то же время, самолеты, способные работать при температуре до минус 50 градусов, могут оказаться на земле, если масштабы заболевания птичьим гриппом достигнут критических значений.

Выявление случаев заболевания птичьим гриппом, отмеченные в Турции, не на шутку встревожили авиационную общественность. Авиакомпании начали готовить меры по реагированию на новую угрозу. Международная организация гражданской авиации (ICAO), в свою очередь, призвала государства разработать собственные планы подготовки отрасли авиаперевозок к возможной пандемии нового вируса. ICAO также готовит рекомендации по возможным действиям в случае вспышки человеческого гриппа, связанного с птицей.

Пока эксперты не торопятся делать прогнозы относительно масштабов угрозы, однако признают, что птичий грипп может нанести мировой индустрии авиаперевозок гораздо больший ущерб, чем атипичная пневмония, ущерб от которой оценивается в $10 млрд. Таким образом, достигнутый в мире в 2005 году рост авиаперевозок пассажиров на 7,1% может смениться катастрофическим обвалом.

Впрочем, пока случаи заболевания носят локальный характер, поэтому не отмечается существенного спада спроса на полеты по туристическим направлениям. Единственной российской "жертвой" заболевания стала авиакомпания "Башкирские авиалинии", которая приняла решение об отмене рейсов из Уфы в Стамбул. Ежемесячный возможный ущерб от отмены полетов руководство авиакомпании оценивает примерно в 9 млн. рублей, а срок возобновления полетов не определен. Киргизская авиакомпания "Итек-Эйр" приняла аналогичные меры, прекратив полеты в Турцию.

Надо отметить, что для авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" птичий грипп пока также не нанес ощутимого ущерба. Напротив, правительство России выделило "Аэрофлоту" 50 млн. рублей на организацию 20 чартерных рейсов, которыми из Мекки были вывезены российские паломники.

Меры по предотвращению завоза вируса птичьего гриппа в пунктах пропуска через границу в ряде российских аэропортах стали на прошлой неделе предметом обсуждения уполномоченных органов и служб. Так, в частности, были подготовлены первоочередные организационные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, которые включают меры по выявлению зараженных продуктов животного происхождения, больных или пассажиров с подозрением на инфекцию на борту воздушного судна и в терминалах, а также меры личной профилактики сотрудников аэропортов.

В целях обеспечения мер профилактики птичьего гриппа всем пассажирам, вылетающим в Турцию и сопредельные с ней страны - Армению, Азербайджан, Грузию, Саудовскую Аравию, - выдается памятка с рекомендациями. В международных аэропортах усилен санитарно-карантинный досмотр воздушных судов, грузов и пассажиров, прибывающих из вышеперечисленных государств; ужесточена процедура досмотра багажа пассажиров на предмет содержания продуктов животного происхождения.

Аналогичные меры предпринимаются не только в России, но и в других странах СНГ. В частности, тренировки и инструктажи проведены в аэропорте "Борисполь" (Украина). Подобное обучение проведено с сотрудниками служб, которые в своей работе контактируют с пассажирами и грузами, обслуживают самолеты, прибывающие в аэропорт. Все сотрудники этих служб обеспечены средствами индивидуальной защиты.

А вот другая напасть, обрушившаяся на Россию, гражданской авиации оказалась не страшна. Длительное похолодание не оказало существенного влияния на авиатехнику. Выявлены лишь единичные случаи отказов, например в Хабаровске, где самолет Ту-214 авиакомпании "Дальавиа" не смог вылететь в Москву, потому что обледенела крышка багажного отделения. На работу аэропортов природные катаклизмы не повлияли, разве что увеличился расход ГСМ, связанный с необходимостью поддерживать нормальную температуру в помещениях. Гораздо больше хлопот доставляют мощные циклоны, которые обрушиваются на Камчатку и Сахалин и регулярно "закрывают" их аэропорты.

Между тем, Европарламент принял резолюцию по вопросу взимания платы за использование зарубежными авиакомпаниями российского воздушного пространства для транзитных перелетов. Парламентарии призвали Еврокомиссию заблокировать вступление России в ВТО, поскольку эти "авиапоборы", по их мнению, являются "нарушением международного права" и несовместимы с членством в этой организации. Еще более радикальным представляется требование закрыть небо стран - членов ЕС для пролета российских воздушных судов. И хотя перспектива принятия таких жестких мер представляется маловероятной, давление на российские авиавласти может возыметь силу.

По предварительным договоренностям, так называемые роялти должны были быть будут модернизированы к 2013 году, однако Европарламент предлагает ускорить процесс и полностью отменить их уже в 2008 году. Для "Аэрофлота", являющегося получателем этих платежей, пересмотр условий соглашений может оказаться довольно болезненным. Ведь их размер оценивается в 250 млн. евро в год.

Тем временем ведущие российские авиакомпании и аэропорты подвели предварительные итоги работы в 2005 году. Отрасль в целом показала минимальный рост. Так, за год перевезено 35 млн. пассажиров, что на 3,6% превышает показатели предыдущего года. Перевозки на международных воздушных линиях выросли на 6,7% и составили 15,9 млн. пассажиров, на внутренних линиях достигнут прирост на 1,1% до 19,1 млн. пассажиров. В 2005 году гражданская авиации РФ перевезла 624 тыс. тонн груза и почты, что на 4,7% меньше, чем в 2004 году.

Показатели не слишком оптимистичные, особенно на фоне соседней Украины. Там в 2005 году авиакомпании перевезли 3 млн. 796 тыс., что на 21,3% превышает показатели предыдущего года. На внутренних рейсах перевезено 831 тыс. пассажиров, что на 13,8% превышает показатель 2004 года, а на международных воздушных линиях - 2 млн. 965 тыс. человек, что на 23,6% больше, чем в 2004 году. Суммарный пассажиропоток в украинских аэропортах вырос на 17,2% и составил 6 млн. 440 тыс. человек. Украинские авиакомпании перевезли 119 тыс. 643 тонны грузов, что на 27,3% больше, чем в 2004 году. Перевозки почты выросли на 28,8% до 2 тыс. 284 тонн. А крупнейшая авиакомпания - "Аэросвит - украинские авиалинии" - добилась роста числа пассажиров на 29% до 1 млн. 372 тыс. человек.

Ведущие российские перевозчики не могут похвастаться такими показателями. Из числа авиакомпаний, входящих в десятку лидеров, только "Аэрофлот-Норд" достиг выдающихся результатов, увеличив в 2005 г. перевозки на 85,1% до 805 тыс. 904 человек. Но этому есть простое объяснение: с ноября 2004 года ряд рейсов авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" был передан дочернему предприятию. Ну а сам "Аэрофлот" сократил число перевезенных пассажиров на 2,3% - до 6 млн. 707 тыс. человек.

В "плюсе" оказались "Сибирь" (4 млн. 204 тыс. человек, +12,3%), "Пулково" (2 млн. 835 тыс. 60 пассажиров, +5,0%), UTair (2 млн. 87 тыс. 995 человек, +22,6%), "Трансаэро" (1 млн. 571 тыс. 58 человек, +16,46%). В "минусе": "КрасЭйр" (1 млн. 801 тыс. 221 пассажир, -6,9%), "Уральские авиалинии" (907 тыс. человек, -8,6%).

А 20 авиакомпаний за прошедший год и вовсе прекратили полеты, лишившись свидетельств эксплуатантов. В отношении еще четырех перевозчиков были введены ограничения на полеты. В то же время за год авиационные власти выдали сертификаты только двум новым авиакомпаниям. Таким образом, количество российских авиакомпаний в 2005 году сократилось на 9% до 182.

Крупнейшие аэропорты также находились в рамках общих тенденций. Так столичное "Шереметьево", сделавшее ставку на обслуживание регулярных международных авиарейсов, потеряло 5,4% пассажиров, обслужив 12 млн. 174 тыс. человек. А вот "Домодедово", заняв первую строчку в рейтинге аэропортов, обслужило 13 млн. 960 тыс. человек, что на 15,7% больше предыдущего года. "Внуково" показало очень большой прирост - на 46,2%, однако достигнутый показатель в 3 млн. 618 тыс. 777 человек заметно ниже запланированных величин. В конце 2004 - начале 2005 года руководство аэропорта рассчитывало обслужить не менее 4 млн. пассажиров. Незначительный прирост был достигнут в "Кольцово" (Екатеринбург, 1 млн. 566 тыс. 792 человек, +0,8%), заметно лучше показатели у "Толмачево" (Новосибирск, 1 млн. 647 тыс. 899 человек, +7,0%).

Если же говорить о прогнозах на 2006 год, то существующие оценки довольно оптимистичны. Если не произойдет катаклизмов из-за воздействия непредсказуемых внешних факторов (таких как эпидемии или террористические угрозы), то объемы перевозок продолжат рост. Наиболее значимый фактор, оказывающий влияние на стоимость билета - рост цен на авиатопливо. Однако он отчасти будет компенсироваться массовым введением в эксплуатацию более топливоэффективных воздушных судов иностранного производства. Это позволит сократить долю авиакеросина в структуре затрат перевозчиков с нынешних 50-60% на отечественной авиатехнике до 25-35% на иностранной технике.

Еще одно нововведение может помочь авиаторам сэкономить средства: в 2006 году может быть запущен в пробную эксплуатацию нейтральный электронный билет, разработкой технологии которого в настоящее время занимается Транспортно-клиринговая палата.

Прошедшая неделя оказалась богатой на корпоративные известия. Основным ньюс-мейкером стала группа компаний "Каскол", избавившаяся от долей сразу в двух авиационных компаниях: "Волга-Днепр" и "Атлант-Союз". В первом случае покупателем, предположительно, выступила группа компаний "Регион", которая купила 30% акций ЗАО "Авиакомпания "Волга-Днепр", заплатив за это, по экспертным оценкам, до $50 млн. Во втором случае новыми владельцами стали структуры, близкие к менеджменту авиакомпании, которые приобрели у "Каскола" 24% акций ОАО "Авиационная компания "Атлант-Союз". Эксперты оценили стоимость неблокирующего пакета в $5-10 млн.

Еще одно событие - в преддверии облигационного займа на 2,5 млрд. рублей авиакомпания "Трансаэро" назвала своих бенефициаров. Самым крупным акционером оказался основатель "Трансаэро", глава совета директоров Александр Плешаков. Ему напрямую принадлежит 32,81%. Еще 8,08% - у его жены, гендиректора "Трансаэро" Ольги Плешаковой, а 3,25% - у его матери, председателя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной. Кроме того, 0,48% акций "Трансаэро" принадлежит независимому директору Льву Хасису. Бенефициаром 5,79%-ного пакета является адвокат Сергей Линьков. Ранее подконтрольные Борису Березовскому компании "Борей-2" и "Ратмир+" вместе владеют 32,1% акций авиакомпании.

Другое событие недели - заявление о перерегистрации авиакомпании "Трансаэро" в Санкт-Петербург. Вместе с налогами на 1 млрд. рублей, северная столица получит перевозчика, оперирующего парком дальнемагистральных воздушных судов, что подтолкнет развитие туристического сектора. Кроме того, перевозчик поучаствует в строительстве в городе двух гостиниц.

Ну а питерская авиакомпания "Пулково", вероятно, уйдет в историю. После объединения с ГТК "Россия" новый перевозчик получит бренд "Россия". За новым именем будет скрываться авиапарк примерно в 80 самолетов, два базовых аэропорта ("Внуково" и "Пулково") и объем перевозок свыше 3 млн. пассажиров в год. От того, насколько успешно пройдет реструктуризация объединенной компании, будет зависеть, удастся ли создать мощного конкурента "Аэрофлоту" и "Сибири".

Довольно неожиданная новость пришла из авиакомпании "Полет". Ее менеджмент объявил о намерении приобрести шесть турбовинтовых региональных самолетов Saab-2000. Сумма сделки оценивается в $30 млн. Появление топливоэффективной техники на региональных маршрутах, теоретически, позволит сделать их рентабельными. Однако перевозчику предстоит выдержать серьезную конкуренцию с наземным транспортом. Использовать самолеты Saab-2000 предполагается на рейсах как внутри России, так и за ее пределами - на Украину, в Белоруссию, Германию и Турцию.

А столичный "Атлант-Союз" делает ставку на бразильский Embraer 120 - компания планирует купить шесть таких самолетов стоимостью $1,5 млн. каждый. Также в планах перевозчика лизинг шести Boeing 737-300....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка