Аргументы и факты
6 февраля 2008, 13:02
Крылья навсегда. Глава "Аэрофлота" о будущем российской пассажирской авиации
Глава "Аэрофлота" о будущем российской пассажирской авиации
Влюбленные в небо
- Летчик - профессия мужественная и романтичная. Будучи гендиректором, вы тоже ощущаете это?
- Наша работа - самая интересная и ответственная, особый стиль жизни. Мы влюблены в небо, и это заразно. Если вы хоть раз ступили на стезю авиации, "соскочить" не сможете никогда.
- В наших авиакомпаниях - отличные пилоты и старые машины, и потому конкуренты с Запада нас теснят. Но ведь вы "снимаете с проката" Ту?
- Да, конкуренция на мировом рынке авиаперевозок только усиливается, компании активно "перегружаются" на новую технику. Победит тот, кто скорее это сделает. Новая техника расходует топлива меньше, чем старая, а значит, снижаются расходы на эксплуатацию. Ту-134 мы вывели еще в прошлом году - 26 декабря он совершил заключительный полет. На Ту-154 еще полетаем, по крайней мере до 2010 года. Ведь это одна из основных "рабочих лошадок". А вот в покупках мы ориентируемся только на новые самолеты, со стапелей - и никогда не б/у. Говорить о том, что мы проигрываем по качеству машин, не имеет смысла: парк "Аэрофлота" - один из самых молодых в Европе. Российская летная школа - одна из самых авторитетных. Мы готовили специалистов практически для всего мира, самую серьезную ставку делали на сервис, на качество обслуживания. И инвестиции в новые самолеты, новый сервис приносят результаты уже сегодня. Мы явно выигрываем у большинства европейских компаний, а темп роста перевозок в 2-3 раза выше. В 2007 году мировая отрасль выросла на 5,5%, а мы - на 16,5%. И в основном это за счет полетов внутри России, потому что для нас внутренний рынок важнее всего. Растет деловая активность, людям стало нужно больше летать!
Свой рынок не сдадим
- На "круглом столе" среди руководителей авиакомпаний в "АиФ" звучало опасение: западные авиакомпании будут совершать и рейсы между российскими городами, а наши авиаторы такой конкуренции не выдержат и просто погибнут...
- Свой рынок сдавать нельзя. Ни в коем случае! Но думаю, что угроза "иностранного вторжения" маловероятна - имеющийся механизм регулирования авиаперевозок такого не допускает. Но сегодня всем понятно, что мы вышли на явный дефицит "провозных мощностей": в пиковые сезоны, летние и зимние каникулы, купить билет на самолет в нужном направлении очень тяжело. А предложение далеко не всегда соответствует растущему спросу. А чтобы обеспечить его, надо обновлять и расширять флот. Вторая по важности проблема - подготовка летного состава. Пилотов не хватает, и серьезно. В свое время их готовили крайне мало - 80 человек в год. И это при том, что только нам нужны 150 пилотов в год! Чтобы решить эту проблему, набор и выпуск увеличили, а мы создаем "Летную школу "Аэрофлота", где будем учить летчиков не только для себя, но и для других компаний, и не только россиян.
- А "открытое небо" (бесплатный пролет по Транссибирскому маршруту. - Ред.)?
- Взгляните на карту! Сама территория неба над Россией во много раз превышает территорию неба над Европой. Это два несопоставимых и неадекватных пространства. Наш транзитный ресурс - огромная ценность для российской экономики и транспортной системы. В отличие от сырья транзит не расходуется, а постоянно растет! И сдать задарма иностранным перевозчикам естественный, Богом данный географический ресурс как минимум неразумно. Все перевозчики за аэронавигационное обслуживание платят. Везде. И мы - в том числе.
- То есть нам не надо строить в Сибири и на Дальнем Востоке хабы - транспортные авиаузлы, стыковочные пункты? Пусть просто летают над нами чужие самолеты, а государство стрижет купоны?
- Хабы нужны не авиаперевозчикам - российским или иностранным, а пассажирам. Они позволяют организовать гораздо более удобные стыковки, когда вам не надо полдня дожидаться следующего рейса. Европейский стандарт - 45 минут. За это время успеваете пройти паспортный контроль, таможню, получить багаж и оформиться на следующий рейс.
- Москва - тоже хаб?
- И "Шереметьево", и "Домодедово": Москва "пропускает" через себя более 60% потока российских пассажиров. Но это не всегда лучшая точка пересадки. Да, оптимально было бы создать хабы и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
- Сейчас "Домодедово" по объемам перевозок на 1-м месте, а "Шереметьево" - только на 2-м. Когда планируете снова стать лидерами?
- Болевые точки "Шереметьево" - ограничения пропускной способности по терминалам - исчезнут вместе с появлением международного аэропорта "Шереметьево-3". В начале марта 2009-го он увеличит "пропуск" на 10-12 млн. пассажиров.
- А к тому времени уже удастся "ловко подъехать" ко всем трем аэропортам "Шереметьево"?
- Уже скоро электричка с Савеловского вокзала будет подходить прямо к "Шереметьево-2", а оттуда соединяться эстакадой с "Ш-3". Но радикальное решение связано с двумя проектами. Первый - скоростная дорога Москва-Санкт-Петербург, проложенная с заходом в третий терминал, от которого до МКАД можно будет добраться за 10 минут. Второй - железнодорожное сообщение от Ленинградского вокзала до "Шереметьево". Тогда качество "добирания" в Москву и из Москвы будет совершенно иным.
Альянс с пассажирами
- "Аэрофлот" входит в глобальный авиаальянс SkyTeam. Ожидаются ли в нем новые члены? Есть ли среди них российские компании?
- SkyTeam вот уже три года занимает 1-е место по качеству обслуживания. Расширяться - собираемся, предложение о вступлении сделано ГТК "Россия" (бывш. "Пулково". - Ред.). А китайская China Southern стала в декабре нашим полноправным членом. Ведутся и другие переговоры. Но подход к претендентам очень привередливый. Наша работа в SkyTeam дала нам серьезные конкурентные преимущества: наш пассажир получает доступ к глобальной сети всех участников альянса. А это больше 729 точек по всему миру.
- Сегодня особенно актуальна тема социальной ответственности бизнеса. Кого вы поддерживаете?
- Каждый год ко Дню Победы мы устраиваем бесплатные перелеты для участников Великой Отечественной войны - с 5-го по конец мая. И, несмотря на то что ветераны уже в возрасте, в прошлом году в этой акции приняли участие 3 тысячи человек! Мы предоставляем льготные перевозки для музыкальных коллективов, олимпийской сборной, наших выставок. Бесплатно, льготно у нас летят дети, которым необходимы лечение или операции за рубежом (не все болезни подвластны нашим медикам). Еще один соцпроект - "Калининград-шаттл". С 2004 года он обеспечивает связь с Москвой по цене железнодорожных билетов. Мы "раскатали" этот маршрут, и теперь там 4 рейса в сутки. Но главная социальная ответственность - безопасность полетов. А когда растут перевозки, становится больше и рабочих мест. Зарплата нашего летного состава не уступает зарплатам во многих зарубежных авиакомпаниях.
- Значит, и налогов вы должны платить немало?
- В прошлом году мы заплатили 10,3 миллиарда рублей. Это чуть больше 50% налогов, которые заплатила вся авиационная отрасль, включая аэропорты.
- Что вас тревожит, кроме нехватки кадров?
- Заградительные таможенные пошлины на самолеты иностранного производства. Они ставят нас в тяжелое и неконкурентное положение по отношению к нашим западным коллегам. Еще одна проблема - регулирование в отрасли. Мы серьезно отстаем по принятию федеральных правил. Только год назад в России был законодательно оформлен электронный билет. Мы ввели его самые последние в мире, позже Украины, Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии... Но эта технология развивается огромными темпами, и с 1 июня "бумажные билеты" будут отменены. Для пассажиров это чрезвычайно удобно: билет нельзя потерять, проще поменять даты, а оформить можно откуда угодно - из дома, с работы, из интернет-кафе, по телефону.
- Но стойки регистрации останутся?
- Останутся, и надеюсь, за ними вас будут встречать приветливые девушки!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Стали известны новые подробности развития санитарной авиации в Мордовии в рамках нацпроекта
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов
