О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Росавиация отсеет недобросовестных перевозчиков

Росавиация намерена ввести новый порядок допуска авиакомпаний к международным перевозкам. Предложенный ведомством проект положения пока находится на стадии согласований, однако авиакомпании уже заявляют о том, что документ может привести к росту коррупции в ведомстве

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) намерено ввести новый порядок допуска авиакомпаний к международным перевозкам. Предложенный ведомством проект положения пока находится на стадии согласований, однако авиакомпании уже заявляют о том, что документ может привести к росту коррупции в ведомстве.

О том, что Росавиация подготовила новый порядок допуска российских авиакомпаний к международным перевозкам, на выставке "Росавиаэкспо-2008" журналистам рассказал руководитель ведомства Евгений Бачурин. Он также уточнил, что проект документа проходит регистрацию в Министерстве юстиции РФ, после чего будет введен в действие.

По словам чиновника, новые правила будут применяться в тех случаях, когда появится возможность открыть новые полеты по тем или иным международным направлениям. Как известно, сейчас воздушное сообщение с другими странами регулируется межправительственными соглашениями, построенными на принципе паритета сторон. Этими соглашениями могут оговариваться такие параметры перевозок, как число пунктов назначения на территории договаривающихся стран, число участвующих в перевозках авиакомпаний, количество частот и т.д. В случае если стороны приходят к решению о расширении воздушных связей, появляются дополнительные возможности по открытию рейсов. Именно такие вновь возникшие частоты ведомство предлагает распределять между заинтересованными авиакомпаниями по новым правилам. Другая возможность появления свободных частот, которую предусматривает ведомство, заключается в отзыве допусков на полеты по международным линиям у перевозчиков, не соблюдающих установленные Росавиацией требования.

По мнению чиновников, лишиться возможности летать на международных маршрутах авиакомпания может в нескольких случаях. К примеру, если перевозчик не выполняет полеты по той или иной линии, на работу на которой у него есть права. Также ведомство намеренно отсевать с международных линий те компании, которые регулярно задерживают или отменяют рейсы, имеют претензии российских и иностранных авиационных властей, несвоевременно информируют пассажиров о задержках вылетов и вообще вызывают претензии со стороны клиентов.

Появившиеся частоты Росавиация предлагает распределять между авиакомпаниями на конкурсной основе. Конечно, это актуально, если намерение выполнять полеты по таким направлениям выскажет несколько авиакомпаний. Здесь требования сводятся к соблюдению принципов исторических слотов, когда приоритет отдается тому претенденту, который имеет назначение и фактически выполняет полеты. То есть, если на линии работает несколько компаний и одна из них уходит с рынка, больше шансов занять это место есть у тех перевозчиков, которые уже представлены на этом направлении. Также будет оцениваться соответствие международным требованиям по безопасности полетов, наличие или отсутствие претензий и замечаний авиационных властей по вопросам безопасности.

Авиакомпании отнеслись к этой инициативе довольно сдержано. По сути, представители перевозчиков были ознакомлены только с первыми вариантами проекта документа, в которых содержались многие спорные, по мнению компаний, положения. В частности, отмечает директор департамента по связям с общественностью "Аэрофлота" Лев Кошляков, в том варианте, который был направлен в авиакомпанию ранее, содержит слишком размытые требования. "Аэрофлот" полагает, что при отборе авиакомпаний, которые будут допущены к выполнению международных перевозок, необходимо учитывать многие параметры, например соответствие требованиям по безопасности (наличие сертификата IOSA - АвиаПорт), наличие базы технического обслуживания в пункте назначения, наличие системы продажи перевозок, позволяющей работать за рубежом", - уточнил он. Если же перечень требований к перевозчикам не будет детальным, полагает собеседник, это будет создавать предпосылки для непрозрачного принятия решений.

Позиция национального перевозчика оправданна: чем более формализованы требования ведомства к авиакомпаниям-претендентам, тем меньше вероятность того, что вновь назначенный перевозчик будет недостойным образом представлять воздушный флот России в международных аэропортах. Соответственно, и претензий пассажиров станет меньше, и препятствовать экспансии иностранных перевозчиков наша гражданская авиация будет более эффективно. Однако возникает и ряд сложных вопросов, на которые пока ответа нет. К примеру, на линиях, связывающих Москву с прибалтийскими столицами, сегодня будет наиболее эффективен самолет размерности Ту-134. К сожалению, этот лайнер не удовлетворяет экологическим требованиям Евросоюза, посему путь в прибалтийское небо ему заказан. Да и не будь шумовых ограничений, топливно неэффективный самолет не смог бы конкурировать с лайнерами, которыми располагают западные конкуренты. А современных реактивных региональных самолетов у российских авиакомпаний просто нет. Так что любой перевозчик, который встанет на линию Москва - Рига, с трудом сможет противостоять латвийской авиакомпании, успешно эксплуатирующий этот маршрут. Но в том, что такие желающие появятся, сомневаться не приходится.

В любом случае, уже то обстоятельство, что авиационное ведомство взялось модернизировать систему допуска авиакомпаний к международным линиям, можно оценить как положительный факт и большое достижение. Новые правила должны стать более либеральными, чего стоит намерение Росавиации информировать о наличии вновь появившихся частот через свой сайт. При этом авиакомпаниям предстоит подтверждать свое право работать на международных линиях. Еще один плюс, комментируя "АвиаПорту" инициативы Росавиации, отметил генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов. По его мнению, ряд авиакомпаний располагают коммерческими правами, однако не выполняют полетов по этим направлениям. "Это правильное решение (отзывать допуск на выполнение полетов по линиям, на которых перевозчик фактически не летает, либо отменяет рейсы - АвиаПорт). А то у нас есть авиакомпании, которые набрали коммерческих прав и сидят с ними как собака на сене", - сказал он. Таким образом, в случае утверждения новых правил число российских перевозчиков, работающих на международных направлениях, может увеличиться, а на рынке стоит ожидать перестановку сил....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка