О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минтранс сбивает цену

Игорь Левитин пообещал вдвое снизить стоимость авиабилетов из Москвы на Дальний Восток

Кампания по выборам президента накладывает отпечаток на действия и обещания отраслевых министерств. Вчера глава Минтранса Игорь Левитин пообещал преемнику Владимира Путина, первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву вдвое - до 10-15 тыс. руб. снизить цену на авиабилеты из Центральной России на Дальний Восток. Взамен министр попросил правительство снять ограничительные пошлины на ввоз в страну более экономичной иностранной авиатехники и резко увеличить финансирование своей отрасли.

"Билет из Хабаровска в Москву стоит гораздо больше 20 тысяч рублей, - подчеркнул вчера на совещании в Хабаровске, посвященном вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья, Дмитрий Медведев и задал вопрос Игорю Левитину: - Какая может быть оптимальная цена билета, если мы сможем заняться и субсидированием авиакомпаний, и развитием конкуренции на этом направлении?" В ответ глава Минтранса заявил, что "при конкуренции и субсидировании цена билета составит 10-15 тысяч рублей, ниже быть не может". По его данным, в настоящее время проводится оценка стоимости авиабилетов и расходов перевозчика на дальнемагистральных авиалиниях, при этом в цене билета около 40% - расходы на топливо, и основная субсидия государства должна быть именно по горючему. Кроме того, добавил Игорь Левитин, снизить стоимость авиаперелета можно с помощью дотаций из федерального бюджета в аэропортовую деятельность на Дальнем Востоке, поскольку "сегодня здесь очень высокие тарифы в аэропортовой деятельности, которые касаются поддержки самой инфраструктуры аэропортов". Не забыл Левитин помянуть и о программе развития транспортной инфраструктуры, стоимость которой оценивается в 21 трлн. руб., из которых 7,9 трлн. руб. должны поступить из федерального бюджета.

Взамен снижения цен на билеты дальневосточникам Левитин попросил других уступок авиаперевозчикам. В частности, министр напомнил, что его ведомством "предложено рассмотреть вопрос о снятии пошлин на самолеты вместимостью до 50 кресел - это Як-40, Ан-24, которые используются региональными перевозчиками". "Не нанесем ли мы ущерб отечественным производителям путем снятия пошлин на перевозки такими самолетами?" - уточнил первый вице-премьер. "Ущерба не будет, потому что такие самолеты в России не производятся, но используются именно в Сибири и на Дальнем Востоке", - заверил его Левитин. Кроме того, он предложил снять ввозные пошлины на дальнемагистральные самолеты, "которые не выпускаются и не будут выпускаться в РФ".

Эксперты разошлись в оценках выполнимости и экономической целесообразности предложений Минтранса. "Если говорить о стоимости билетов в 10-15 тысяч рублей по маршруту, скажем, Москва - Южно-Сахалинск или Москва - Владивосток, то как единоразовая акция такая цена вполне реальна, - считает руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Однако как постоянно действующая она с экономической точки зрения совершенно невозможна. Если государство просто готово доплачивать за билеты в виде компенсации, то тогда вообще вопросов нет - можно сделать билеты вообще бесплатными, были бы деньги". По данным эксперта, в настоящее время стоимость заправки самолета Ил-62 из Южно-Сахалинска в Москву стоит около 1,5 млн. руб. - учитывая среднюю загрузку в 100 пассажиров, получаются как раз те самые 15 тыс. руб., но это только компенсация за топливо, не учитывая остальных затрат. При этом цена авиационного керосина в Южно-Сахалинске выше, чем не только в Европе, но и в куда более близкой Южной Корее. "Следует вывод: если государство хочет тратить деньги, чтобы поддерживать авиамонополистов, тогда - вперед, - полагает Пантелеев. - Но пока оно предпочитает сжигать дорогое топливо в неэффективных воздушных судах".

Директор департамента инвестиционного проектирования компании "2К Аудит - Деловые консультации" Светлана Савченко считает, что 10-15 тыс. руб. - вполне реальная стоимость авиабилета, существующая на данное время. "В "несезон" билет в оба направления из Москвы на Дальний Восток можно купить от 11 тысяч рублей, - говорит аналитик. - Однако с конца весны по начало осени стоимость на авиабилеты по этому маршруту увеличивается примерно в два раза. Тем не менее зимние цены позволяют предположить, что стоимость билета в пределах 15 тысяч рублей вполне реальна. Кроме того, Левитин предложил достаточно большую вилку, а значит, установив цену ближе к верхней границе, фактически обещание выполнят".

Что же касается пошлин, то, как считает Олег Пантелеев, государство должно наконец-то определиться - то ли оно поддерживает собственного производителя, то ли разрешает беспошлинно ввозить аналогичную технику иностранного производства. "Сейчас проходит заводские испытания и готовится к сертификации Ил-96-400 вместимостью свыше 300 кресел, - поясняет эксперт. - Самарский "Авиакор" уже выпускает Ан-140 вместимостью около 50 кресел. Что же получается - одной рукой поддерживаем отечественного производителя, а другой - открываем путь конкурентам?" К тому же отмена пошлин, о которой просит глава Минтранса, уже действует - с 6 февраля 2008 года вступили в силу таможенные пошлины, действующие 9 месяцев с нулевой ставкой на самолеты с количеством посадочных мест более 300, и 20% - на среднемагистральные самолеты. "Так как в настоящее время дальнемагистральные самолеты российский авиапром не выпускает, действующая нулевая пошлина будет способствовать обновлению отечественного авиапарка, а сама отечественная авиапромышленность при этом не пострадает, - полагает Светлана Савченко. - Что же касается пошлины на среднемагистральные самолеты, то она устанавливается в размере 20%, что фактически обеспечивает конкурентоспособность нового Sukhoi SuperJet, на который и делает ставку российский авиапром"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка