Российская газета
8 февраля 2008, 16:13
Стратегический патруль
Корреспонденты "РГ" первыми побывали в Энгельсской авиадивизии после завершения сенсационных учений в северных широтах
Гагаринская вышка
На заснеженном аэродроме под Энгельсом идут учебные полеты. Издалека видно, как на взлетную полосу один за другим выруливает краса и гордость российской дальней авиации - бомбардировщики-ракетоносцы ТУ-160. Когда смотришь на взлетающий самолет, становится понятно, почему их прозвали "белыми лебедями". Бомбардировщики поднимаются в воздух, пробежав лишь часть взлетной полосы. Это значит, объясняет помощник командира дивизии Юрий Помелов, что они налегке, с небольшим запасом горючего.
Полеты сегодня недальние, проходят над территорией Саратовской области, каждый летчик должен отработать определенное число взлетов и посадок. Однако в последнее время наши самолеты побывали над Атлантическим океаном, Северным, Норвежским, Средиземным и Черным морями.
С ответными визитами сюда тут же хлынули иностранные корреспонденты. За последние месяцы в Энгельс приезжали тележурналисты из Японии, Великобритании, Франции, Германии, Норвегии. Китайский журналист снял часовой фильм об Энгельсской дивизии дальней авиации и пообещал: мол, наше правительство обязательно закажет у вас такие же самолеты.
А вот из пишущих российских журналистов, побывавших в дивизии за последнее время, корреспонденты "Российской газеты" - первые.
Военная база под Энгельсом - место для российской авиации особое. В нескольких сотнях шагов от штаба дивизии дальней авиации - старая вышка для парашютных прыжков. С этой вышки учились прыгать члены первого отряда космонавтов - Гагарин, Титов, Комаров. А в здании штаба во время войны легендарная Марина Раскова формировала свои женские полки. Узкие коридоры штаба меряли своими шагами 190 Героев Советского Союза, которые служили в летных частях, размещавшихся на территории аэродрома.
В постперестроечные времена на базе начался малозаметный поначалу процесс собирания российской военной авиации, сюда переводились летные части, поштучно собирались опытные пилоты и самолеты.
Воздушное со-общение
Возобновление в августе прошлого года воздушного патрулирования российских бомбардировщиков над Атлантикой и Тихим океаном с военных аэродромов Энгельса в Поволжье и Украинки на Дальнем Востоке вызвало ажиотаж в иностранной прессе.
- Хотя никаким сюрпризом для западных государств это не было, о всех таких полетах в соответствии с международными договоренностями авиационные службы предупреждаются заранее, - рассказывает командир 22-й гвардейской Донбасской тяжелой бомбардировочной дивизии, дислоцированной на авиабазе в Энгельсе, генерал-майор Александр Блаженко.
Наши бомбардировщики-ракетоносцы летают в нейтральном воздушном пространстве, не приближаясь к границам иностранных государств. Маршруты и эшелоны движения - высота, на которой проводятся полеты, не совпадают с высотами и маршрутами гражданской авиации. В полете бомбардировщики иногда находятся до 14 часов. В основном воздушное патрулирование осуществляется парами самолетов - ТУ-95МС, ТУ-22М3 или ТУ-160. Хотя за прошедшие месяцы был ряд полетов, когда в воздухе над Атлантикой находились по 12, 17 и даже 20 бомбардировщиков одновременно.
- Полеты проходят в районах интересов российского государства, где, на наш взгляд, возможно боевое применение авиации. Такие районы военные летчики должны осваивать и знать, чтобы в случае необходимости защитить интересы государства эффективно и с наименьшими потерями, - объясняет командир дивизии.
Практически каждый вылет наши самолеты сопровождают истребители стран НАТО: американские F-15, F-2000, английские "Торнадо" и французские "Миражи". Иногда самолеты подходят к нашим бомбардировщикам на расстояние 3-5 метров. Не расценивают ли наши пилоты это как провокацию? Оказывается, нет.
- Такие подходы, может быть, и нарушают принятые международные правила, но они осуществляются не из желания нас запугать, а скорее из стремления продемонстрировать свое мастерство. Ну, и из определенного любопытства, конечно… Более чем уверен, что наши полеты имеют для них особый интерес еще и потому, что за последние 15 лет им не приходилось летать в таком тесном контакте с соперником. Там ведь тоже сменилось поколение летчиков, и те, кто летает сейчас, не сопровождали наши бомбардировщики в советские времена, - говорит генерал.
Сами российские пилоты рассказывают, что помимо выполнения задач сопровождения или "перехвата" российских бомбардировщиков, пилотами НАТО зачастую движет обычное человеческое желание рассмотреть российских партнеров поближе. У английских летчиков, например, свой стиль общения - они обязательно стремятся поприветствовать русских коллег, вскидывая руку.
- У нас есть радиоволна, на которую можно выйти и порекомендовать истребителю отойти на безопасное расстояние, но ни разу российские экипажи этим не воспользовались, потому что не было необходимости, - рассказывает старший штурман авиаполка ТУ-95МС подполковник Андрей Лапочкин.
"За угол" и "в бутылку"
Самым старшим летчикам из тех, кто сегодня поднимает в воздух стратегические бомбардировщики, по 40-45 лет. Они еще успели полетать в советские времена. В том числе к тем же берегам Западной Европы и Северной Америки. Эти перелеты с давних пор носят у летчиков особые названия. Так, полет в Северную Атлантику называется "за угол", поскольку самолеты сначала уходят строго на север, а потом под углом 90 градусов сворачивают на запад. А полет над водами Северного моря, с трех сторон окруженного берегами европейских государств, российские авиаторы прозвали заходом "в бутылку".
Командир дивизии Александр Блаженко уверен: это большое счастье, что не произошло разрыва поколений, что в авиации все-таки остались те, кто может обучить молодежь. Таких пилотов в дивизии сегодня процентов 10 -15, но их роль незаменима.
Например, подполковник Игорь Скитский, командир эскадрильи красавцев ТУ-160, - летчик в третьем поколении. Сын у него тоже летчик, служит в другом подразделении полка. В 1991 году Скитский служил на Украине и был в числе тех офицеров, кто не захотел принимать новую присягу и оказался на базе военной авиации в Энгельсе.
Подполковник Андрей Лапочкин - почти ровесник Скитского. В 1998 году он был в числе тех, летчиков, кто перегонял из Моздока в Энгельс эскадрилью бомбардировщиков-ракетоносцев ТУ-95МС, которые наряду с "белыми лебедями" теперь составляют одну из основных и, может быть, главную ударную силу нынешней дальней авиации. По натовской классификации ТУ-95МС - "медведи". Машина не столь красива, как ТУ-160, но у летчиков считается исключительно надежной.
"Потерянные" и "везунчики"
Наверное, труднее всего было тем, кто приходил в авиацию и 15, и пять лет назад и годами сидел на земле без полетов. Тогда было вообще не понятно, нужна ли нашей стране стратегическая авиация. Многие не выдержали и ушли. Были случаи, когда летчики переходили служить в танковые войска, многие увольнялись из армии.
Александр Нагорный закончил военно-авиационное училище в 1997 году. Сначала летал на транспортных самолетах, потом переквалифицировался в бомбардировщики. Пять лет отслужил на базе дальней авиации Украинка на Дальнем Востоке. Ему, он уверен, повезло - молодой летчик оказался помощником на самолете командира полка, поэтому, хоть и редко, удавалось подниматься в небо. Сейчас он командир отряда в полку бомбардировщиков ТУ-95МС, за последний год налет - 160 часов, а раньше за весь год выходило лишь по 30-40. А вот летчики, закончившие военные училища и пришедшие в авиацию за два последних года, считаются везунчиками: ведь они сразу могли начать с полетов.
Антон Шахаров в 26 лет стал самым молодым командиром корабля в дальней авиации и уже успел пустить авиационную крылатую ракету. Учебные запуски ракет считаются "венцом" в боевой подготовке летчиков. Но мероприятие это очень дорогостоящее, поэтому чаще производятся тактические запуски ракет. То есть экипаж выполняет все необходимые действия, отдаются все команды, исключая самую последнюю.
ТУ-95МС под командованием майора Шахарова участвовал и в последних, недавно закончившихся совместных с Северным морским флотом учениях. Во время похода в акваторию Баренцева моря бомбардировщики выполнили особое задание - обнаружили группировку кораблей.
С "Донбасской" на Аляску
На бытовые проблемы командиры кораблей, с которыми я разговаривал, не жаловались, хотя и не скрывали, что они есть. Например, деньги, которые выделяются по сертификатам, составляют сегодня лишь четвертую, в лучшем случае - третью часть стоимости жилья. Так что многие летчики по-прежнему предпочитают получать служебные квартиры вместо сертификатов. В энгельсском гарнизоне ситуация с жильем не столь острая. Очередь, хоть и большая, постепенно продвигается. На улице имени Черниговской дивизии сдаются новые дома, очередное новоселье ожидается в мае. Летчики шутят, что улицу уже можно переименовывать из Черниговской в Донбасскую - по месту службы большинства ее нынешних жильцов.
А вот самой серьезной проблемой в соединении летчики считают небольшой размер заработной платы наземного персонала: офицеров авиационных баз, инженеров-техников, которые обслуживают бомбардировщики.
В этом году маршруты воздушного патрулирования у летчиков дивизии расширятся. Предполагается, что энгельсские ракетоносцы будут совершать полеты с дальневосточной базы Украинка над Тихоокеанском бассейном. Так что энгельсским авиаторам в нынешнем году, возможно, придется прокладывать воздушные пути до Аляски, Алеутских островов, Канады и даже до острова Гуам на Филиппинах, где находится военная база США....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Flynas открывает рейсы между Москвой и Джиддой
Декабрь 23, 2025
SSJ-100 авиакомпании "Россия" представлен в уникальной ливрее отряда "ЛизаАлерт"