Коммерсантъ
12 февраля 2008, 10:18
"Маленькие компании вполне могут конкурировать с крупными "монстрами" и предоставлять качественные услуги"
Б.Рыбак, гендиректор консалтинговой компании Infomost
- Сейчас мы видим два главных направления консолидационных процессов, которые как шли ранее, так и идут сегодня. В результате двух рыночных сделок гражданская авиация получила две авиакомпании, вошедшие в первую пятерку, - это "Сибирь", поглотившая "Внуковские авиалинии", и "ЮТэйр", купившая крупнейшего оператора самолетов Ту-134 "Комиинтеравиа". С другой стороны, государство консолидирует свою собственность. Это проявилось в недавнем слиянии ГТК "Россия" и "Пулково", сейчас находятся в процессе присоединения "Кавминводыавиа" и "Оренбургские авиалинии". Также продолжается процесс формирования региональных "дочек" "Аэрофлота", который уже создал полноценные филиалы на севере и юге и планирует создание "дочки" на востоке. Особый случай - это объединение авиакомпаний, входящих в AiRUnion, который изначально формировался как свободный альянс, а впоследствии стал объектом госрегулирования. Если окажется верным то, что пишут средства массовой информации о желании госкорпорации "Ростехнологии" получить контроль над этими активами, то процесс пойдет по второму пути.
- К каким последствиям на рынке могут привести нынешние процессы консолидации авиакомпаний?
- На мой взгляд, влияние этих процессов на рыночную ситуацию минимально. Разговоры о том, что только большие компании могут успешно работать, не имеют под собой оснований. Маленькие компании вполне могут конкурировать с крупными "монстрами" и предоставлять качественные услуги. Достаточно привести пример, когда британской Virgin с флотом всего из восьми самолетов удалось пробиться на трансатлантическое направление и одержать сокрушительную победу над British Airways. Среди отечественных примеров успеха - та же "Сибирь", которая за десять лет выросла в десять раз и по объему перевозок, и по финансовым показателям. А пример "Трансаэро" и вовсе свидетельствует о том, что достичь успеха можно и без использования инструмента поглощений.
- А что ждать пассажирам от укрупнения авиакомпаний?
- Несомненно, логика любого объединения активов и укрупнения направлена на приобретение частичного или полного монополизма в конкретных сегментах. В результате у бизнеса появляются все законные возможности для увеличения своей доходности за счет повышения цен для потребителя. Это легко увидеть, сравнивая цены на билеты по международным направлениям. Например, на маршруте Москва-Париж, где работают авиакомпании альянса SkyTeam, цена билета примерно в два раза выше, чем на более либерализованном направлении Москва - Берлин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
