Коммерсантъ
12 февраля 2008, 10:18
"Маленькие компании вполне могут конкурировать с крупными "монстрами" и предоставлять качественные услуги"
Б.Рыбак, гендиректор консалтинговой компании Infomost
- Сейчас мы видим два главных направления консолидационных процессов, которые как шли ранее, так и идут сегодня. В результате двух рыночных сделок гражданская авиация получила две авиакомпании, вошедшие в первую пятерку, - это "Сибирь", поглотившая "Внуковские авиалинии", и "ЮТэйр", купившая крупнейшего оператора самолетов Ту-134 "Комиинтеравиа". С другой стороны, государство консолидирует свою собственность. Это проявилось в недавнем слиянии ГТК "Россия" и "Пулково", сейчас находятся в процессе присоединения "Кавминводыавиа" и "Оренбургские авиалинии". Также продолжается процесс формирования региональных "дочек" "Аэрофлота", который уже создал полноценные филиалы на севере и юге и планирует создание "дочки" на востоке. Особый случай - это объединение авиакомпаний, входящих в AiRUnion, который изначально формировался как свободный альянс, а впоследствии стал объектом госрегулирования. Если окажется верным то, что пишут средства массовой информации о желании госкорпорации "Ростехнологии" получить контроль над этими активами, то процесс пойдет по второму пути.
- К каким последствиям на рынке могут привести нынешние процессы консолидации авиакомпаний?
- На мой взгляд, влияние этих процессов на рыночную ситуацию минимально. Разговоры о том, что только большие компании могут успешно работать, не имеют под собой оснований. Маленькие компании вполне могут конкурировать с крупными "монстрами" и предоставлять качественные услуги. Достаточно привести пример, когда британской Virgin с флотом всего из восьми самолетов удалось пробиться на трансатлантическое направление и одержать сокрушительную победу над British Airways. Среди отечественных примеров успеха - та же "Сибирь", которая за десять лет выросла в десять раз и по объему перевозок, и по финансовым показателям. А пример "Трансаэро" и вовсе свидетельствует о том, что достичь успеха можно и без использования инструмента поглощений.
- А что ждать пассажирам от укрупнения авиакомпаний?
- Несомненно, логика любого объединения активов и укрупнения направлена на приобретение частичного или полного монополизма в конкретных сегментах. В результате у бизнеса появляются все законные возможности для увеличения своей доходности за счет повышения цен для потребителя. Это легко увидеть, сравнивая цены на билеты по международным направлениям. Например, на маршруте Москва-Париж, где работают авиакомпании альянса SkyTeam, цена билета примерно в два раза выше, чем на более либерализованном направлении Москва - Берлин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 7, 2025
Группа "Аэрофлот" увеличивает частоту рейсов между Москвой и Магаданом
Ноябрь 7, 2025
Авиакомпания "Якутия" оштрафована за трехдневную задержку рейса
Ноябрь 7, 2025
При падении вертолета в Дагестане погибли четыре человека
Ноябрь 7, 2025
Самолет из Иркутска в Новосибирск прибыл с 8-часовым опозданием
