Коммерсантъ - Хабаровск
12 февраля 2008, 11:19
Вертолетное сафари обернулось столкновением с горой
Причиной аварии Ми-8 в Магаданской области стал человеческий фактор
Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета, катастрофа вертолета Ми-8Т (бортовой номер RА-22913) произошла из-за недопустимого маневрирования на малой высоте в горной местности во время поиска животных в районе реки Большие Бургали, что привело к снижению вертолета и столкновению с деревьями.
Ми-8, эксплуатируемый Северо-восточным филиалом ФГУ "Авиалесохрана", совершал коммерческий рейс по заказу ООО "Океан" (специализируется на гостиничном и туристическом бизнесе).
Вылетев из аэропорта Сеймчан, он приземлился на площадку у реки Бургали, где был разбит охотничий лагерь. Экипаж доложил о продлении времени стоянки в связи с плохой видимостью, но в назначенное время на связь не вышел. Через некоторое время командир экипажа вышел в эфир на аварийной частоте и сообщил, что произошло столкновение машины с сопкой Суруктах. На следующий день поисковый экипаж обнаружил борт в 145 км от аэродрома Сеймчан на склоне горы разрушенным и сгоревшим.
В результате крушения погибли пилоты Владимир Качкин и Сергей Ульянов, а также четыре пассажира - работники Россельхознадзора Олег Пантин и Гавиз Шарафулин и два польских туриста-охотника, братья Ричард и Юзав Тафис. В живых остался только командир экипажа Сергей Чепенко, но ему требовалась медицинская помощь.
Сразу было установлено, что вертолет выполнял рейс в нарушение полетного задания, без разрешения органов организации воздушного движения. А Магаданский межрайонный следственный отдел на транспорте по факту аварии возбудил уголовное по ст.263 ч.3 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения, повлекшее гибель двух и более человек").
Установив, что отказов в работе систем вертолета и двигателей не было, МАК признал, что причиной катастрофы явился человеческий фактор. Информация о вылете, действительно, не передавалась службе организации воздушного движения. Инцидент стал возможным из-за нарушения экипажем правил визуального полета в горной местности в части выдерживания безопасной высоты полета, отвлечения внимания от пилотирования на поиск животного (медведя), отсутствия взаимодействия между летчиками и запоздалыми действиями по выводу вертолета из крена и снижения.
К настоящему времени филиал ФГУ "Авиалесоохрана" в Магаданской области ликвидирован. В соответствии с новой редакцией Лесного кодекса РФ полномочия по управлению лесами, в том числе ведение всего комплекса работ по авиаохране лесов, включая федеральное имущество, переданы субъектам РФ. Отделение ФГУ преобразовано в ОГУ "Северо-восточная база авиационной охраны лесов и оленьих пастбищ". По словам руководителя ОГУ Дмитрия Калашникова, решение МАКа "авторитетно". "Как можно быть не согласным или согласным с выводами Межгосударственного авиационного комитета? Своей версии катастрофы у меня нет",- сказал он, воздержавшись от более детальных комментариев. Как уточнил "Ъ" руководитель Северо-восточного управления государственного авиационного надзора Александр Бугаков, сейчас у ОГУ сертификата эксплуатанта воздушных судов нет, "выполнять полеты он не может".
В настоящее время продолжает расследоваться уголовное дело. Судя по всему, единственным фигурантом дела является командир экипажа Ми-8. Однако начальник магаданского межрайонного следственного отдела Дмитрий Солдатов вчера отказался от телефонной беседы с корреспондентом "Ъ". "Вы мне докажите, что вы не тот командир экипажа, который звонит из другого города и хочет получить интересующие его сведения",- заявил он. По сведениям "Ъ", Сергей Чепенко, выйдя с больничного, продолжает жить в Сеймчане....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Хабаровск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 22, 2025
"Аэрофлот" протестировал сервис "Мигом", обеспечивающий биометрическую идентификацию в аэропорту
Декабрь 22, 2025
В преддверии праздника в кемеровский аэропорт пришла новогодняя сказка