Капитал (Екатеринбург)
13 февраля 2008, 12:27
УГМК не дают расправить крылья
На аэропорт "Уктус" в Екатеринбурге претендуют региональное правительство и металлургический холдинг. Но близость больших перемен в самом аэропорту пока не чувствуется
Приватизация ОАО "Второе свердловское авиапредприятие" ориентировочно назначена на конец года, сообщили "Капиталу" в территориальном управлении Росимущества. В августе состоится оценка государственного АО, после которой будет принято решение о сроке и форме торгов. Но судьба ВСА уже сейчас становится центральной интригой свердловского авиарынка в 2008 г. Ведь у региональных чиновников и представителей крупного бизнеса взгляды на будущее предприятия сильно различаются.
Напомним, после того, как акции аэропорта Кольцово купила ГК "Ренова", свердловский губернатор Эдуард Россель стал намекать на желание подобного инвестора прийти и в Уктус. Кто этот инвестор, глава региона не уточнял. Сейчас сразу несколько участников рынка указывают: получить активы Второго свердловского авиапредприятия, в принципе, заинтересованы владельцы УГМК. Мотивация проста: медный холдинг владеет своими самолетами, и обслуживает их в том же Уктусе. Этот екатеринбургский аэропорт можно сделать базой для развития перспективного сегмента деловой авиации, попутно построив там что-нибудь полезное. Кроме того, свердловское правительство мечтает возродить сеть местных воздушных линий (прежде Екатеринбург с городами области связывали именно самолеты ВСА), а эта социальная составляющая сулит инвестору дополнительные политические дивиденды.
Меж тем, в последний год Второе свердловское авиапредприятие выпало из информационной повестки. Абсолютно незамеченной в октябре прошлого года прошла отставка его генерального директора Александра Тютина. Никто не говорит о миллионной задолженности акционерного общества перед бюджетом, которая складывалась в течение нескольких лет. Фактически сейчас предприятие находится в предбанкротном состоянии, сообщил "Капиталу" генеральный директор ОАО "ВСА" Петр Чибирев. "Наш долг по налогам формировался с 2002 года. Сегодня он составляет несколько миллионов рублей, - отметил он. - А в соответствии с федеральными нормативными документами для нас даже сто тысяч - повод написать заявление о несостоятельности". Сейчас ВСА пытается самостоятельно рассчитаться с бюджетом, но если налоговые долги не будут ликвидированы, предприятие может быть продано с соответствующим дисконтом.
Генеральный директор ООО "УГМК-Холдинг" Андрей Козицын в беседе с корреспондентом "Капитала" подтвердил интерес медной компании к акциям ВСА. Впрочем, добавил он, до конца не ясна позиция нынешнего собственника - государства. "О выкупе госпакета говорить сложно, потому что ясности, на самом деле, нет никакой, - признался он. - Сами торги должны были пройти еще в прошлом году, но не прошли. Теперь процедура назначена на этот год. Но все равно неизвестно, состоятся торги или нет".
При грамотном управлении и должных финансовых вливаниях Уктус способен даже покончить с монополией аэропорта Кольцово на внутрироссийские рейсы, считают эксперты. "Уктус уже сейчас пытается оттягивать часть самолетов на себя - правда, эта часть весьма незначительна, - рассказал финансовый директор Кольцово Антон Федотов. - Взлетная полоса Уктуса позволяет принимать самолеты Як-40 и Ту-134. В принципе, ее можно усовершенствовать и до уровня Ту-154. Но если честно, я сомневаюсь, что УГМК в нынешних условиях купит ВСА - там умеют считать деньги. А в ближайшие 3-5 лет малая авиация без государственной поддержки не поднимется".
Помешать приватизации пытается правительство Свердловской области, которое заинтересовано получить авиапредприятие на свой баланс. В этом направлении действуют три областных министерства: минэкономики и труда; минпромышленности, энергетики и науки; и мингосимущества. Как сообщил высокопоставленный источник "Капитала" в региональном министерстве промышленности, МУГИСО уже направило в адрес Росимущества письмо с просьбой остановить приватизацию. "Область сама намерена заниматься региональными авиаперевозками. Нужно создавать местные авиалинии, которые включат авиаотряд и порядка 15 аэропортов в областных городах. Это проще, чем давать социальные заказы бизнесу. Частные компании не будут работать себе в убыток", - отметил чиновник.
Министерство экономики под руководством бывшего гендиректора аэропорта Кольцово Михаила Максимова, а также областное минпромышленности держат руку на пульсе ВСА. Для Москвы они составляют планы возрождения и развития региональной авиации, а самому авиапредприятию не дают обанкротиться раньше времени. Так, ведомство министра Максимова помогло договориться с налоговыми органами о моратории для Второго свердловского авиапредприятия. Оно платит только текущие налоги, а фискальный долг заморожен до лета, когда начнут поступать заказы на полеты от МЧС и других государственных организаций.
Позиция свердловских властей была доведена и до министра транспорта РФ Игоря Левитина. Напомним, он провел в Екатеринбурге минувший уик-энд и встретился со всеми - от Эдуарда Росселя и Андрея Козицына до гендиректора ВСА. Господин Козицын, правда, заявил, что будущее авиапредприятия в беседах с министром не обсуждал. Зато участники субботнего совещания по развитию аэропорта Кольцово рассказали: там говорилось не только о Кольцово, но и об Уктусе. Глава Минтранса, в частности, заявил: в Свердловской области необходимо возродить региональную авиацию. "Все местные аэродромы получат финансирование, будут куплены новые самолеты для региональной авиации, - перечислял министр. - Этот проект станет еще одной ступенькой к созданию полноценного хаба на базе Кольцово". Источник в минпромышленности добавляет: Игорь Левитин также пообещал, что федеральный закон о малой авиации будет принят в ближайшее время.
Свердловское правительство выглядит более вероятным претендентом на ВСА, чем частный бизнес, считает Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт". "Передача аэропортов местных воздушных линий из федеральной собственности регионам - это общероссийская тенденция, - заявил он. - При этом местные власти получат возможность самостоятельно выбирать партнеров для развития авиации или - в дальнейшем - пополнить местный бюджет, приватизировав предприятие самостоятельно".
Напомним, по схожему пути свердловские власти пошли в случае с аэропортом Кольцово. Сначала область сама являлась акционером, затем совместно с ГК "Ренова" была создана управляющая компания - "Кольцово-Инвест". В декабре 2007 г. область продала свой блокпакет в этой компании кипрской Fulgate Consultants Limited за 249,1 млн. рублей. Теперь значимых авиационных активов за региональным правительством официально не числится. ВСА вполне может восполнить этот пробел. "Другой вопрос - удастся ли региону привлечь инвестора для развития профильной деятельности авиапредприятия, а не того, кто будет заниматься только девелоперскими проектами", - резюмировал Олег Пантелеев.
ОАО "Второе Свердловское авиапредприятие" образовано путем акционирования одноименного ФГУП в 2004 г. В активах компании числятся аэропорт Уктус в Екатеринбурге и 18 портов местных воздушных линий в Свердловской области. Виды деятельности - коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиаработ, в том числе, по заказу государственных органов, наземное обслуживание частных воздушных судов. Уставный капитал ВСА составляет 87,52 млн. рублей. Он разделен на 875,2 тыс. акций номиналом 100 рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Капитал (Екатеринбург)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 12, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за апрель 2025 года
Май 12, 2025
Аэрофлот открывает продажу билетов на рейсы между Санкт-Петербургом и Владивостоком
Май 13, 2025
S7 TechLab стала лауреатом крупнейшей IT-премии
Май 13, 2025
Сергей Батыченко, генеральный директор ФКП "Аэропорты Чукотки": "Мы в высшей степени социальное предприятие"